18:27 , 22 декабря 2011

Послание Президента и Избирательный кодекс

автор Аркадий Любарев эксперт по выборам

 

Сегодня Президент сказал, что он предлагает «комплексную реформу нашей политической системы». Правда, те предложения, которые прозвучали затем, еще не дотягивают до комплексности, но ведь было сказано, что «это не окончательный список инициатив».

Уже много было написано за последние часы, что эти обещания возникли под давлением общества, которое, мягко выражаясь, недовольно сложившейся политической системой. Это так. Были высказаны и справедливые сомнения в полезности некоторых из предложенных мер именно с точки зрения интересов общества и восстановления политической конкуренции.

И все же сделанные предложения – шаг в правильном направлении. И потому общество должно не только их критиковать, но и предлагать в необходимых случаях свой вариант корректировки.

В связи с этим я должен напомнить, что у нас уже есть готовый проект комплексной реформы избирательного законодательства – проект Избирательного кодекса РФ. И, если отвлечься от деталей, предложения Президента созвучны тому, что предлагаем мы.

1. Президент предложил «перейти к выборам руководителей субъектов Российской Федерации прямым голосованием жителей регионов». Разумеется, есть опасения, что под этим понимается то, что ранее озвучил Путин: выборы из кандидатур, утвержденных Президентом. Но это – не выборы. Выборы предусматривают, как минимум, возможность выдвижения кандидатур независимыми субъектами. Так что предложение Президента можно поддерживать только с таким условием.

В Проекте Избирательного кодекса РФ предусмотрен механизм прямых выборов глав субъектов РФ с выдвижением их как политическими партиями, так и путем самовыдвижения.

2. Президент предложил «ввести упрощенный порядок регистрации партий… по заявке от 500 человек, представляющих не менее 50 процентов регионов страны».

В проекте Избирательного кодекса РФ этот вопрос опущен, поскольку он не является предметом избирательного законодательства. Тем не менее мы всегда подчеркивали, что Избирательный кодекс должен быть принят вместе с новым законом о партиях, и в этом законе порядок регистрации партий должен быть упрощен. По-видимому, петиционный порядок, предложенный Президентом, является оптимальным, а конкретное число подписантов (500 или другое) еще требует обсуждения.

Кроме того, проект Избирательного кодекса уже предусматривает существование не только федеральных, но и межрегиональных партий.

3. Президент предлагает «отменить необходимость собирать подписи для участия в выборах в Государственную Думу и в региональные законодательные органы». Это предложение не вполне понятно в сочетании с либерализацией партийного законодательства. Получается, что для выдвижения партсписка на выборах в Госдуму достаточно 500 подписей? А для одномандатников тоже подписи отменяются?

4. Президент предложил «сократить количество подписей избирателей, необходимых для участия в выборах Президента России, до 300 тысяч, а для кандидатов от непарламентских партий – до 100 тысяч». Не совсем четко сказано, для кого 300 тысяч, но можно понять так, что для независимых кандидатов. То есть теперь предлагается иметь кандидатов трех сортов: тех, кто не собирает подписи, тех, кто собирает 100 тысяч, и тех, кто собирает 300 тысяч.

Сокращать число подписей надо. Но главная проблема не в этом. И 2 миллиона, и 300 тысяч невозможно качественно проверить, особенно если проверка централизованно проводится ЦИКом. Это приводит к давно известному феномену: честно собранные подписи легче забраковать, чем нарисованные. И ЦИК регистрирует кандидатов, исходя не из качества представленных ими подписей, а из политических соображений.

Нужно менять не только число подписей, но и порядок их сбора и особенно порядок проверки. Все эти предложения есть в нашем проекте Избирательного кодекса. Кроме того, в нем нет деления кандидатов на сорта.

5. Президент предложил изменить систему выборов в Государственную Думу. Тут он выразился столь нечетко, что породил много разных предположений. Например, Григорий Голосов, поняв Президента буквально, решил, что речь идет о выборах по двухмандатным округам, где пропорциональность весьма условная.

Насколько я смог понять, предложена смешанная система с 225 одномандатниками и 225 депутатами, избираемыми по пропорциональной системе. Но поскольку при этом не сказано, что речь идет о возврате к системе, действовавшей в 1993–2003 годах, то возможны варианты.

В нашем проекте Избирательного кодекса РФ мы предлагаем связанную смешанную систему, подобную германской. В ней 225 депутатов избираются по одномандатным округам, где возможно самовыдвижение. Но при этом никакая партия не может получить сверхпредставительство за счет одномандатных округов, как это часто происходит при смешанной несвязанной системе, действовавшей на выборах в Госдуму 1993–2003 годов и ныне действующей в большинстве российских регионов.

6. Президент предложил «изменить порядок формирования Центральной и региональных избирательных комиссий. Представительство политических партий в избиркомах должно быть расширено. Партии должны получить право отзывать своих представителей в комиссиях досрочно в случае необходимости».

В проекте Избирательного кодекса РФ также предусмотрено увеличение представительства политических партий в избиркомах. Причем не только парламентских партий. И предусмотрен механизм, при котором представительные органы власти не могут произвольно решать, какие партии пустить в избирком, а какие – нет (а органы исполнительной власти полностью отстранены от формирования избиркомов).

Кроме того, мы предлагаем изменить порядок формирования всех избирательных комиссий, а не только Центральной и региональных.

А вот право партий отзывать своих представителей (если иметь в виду членов с правом решающего голоса) мы не поддерживаем. Это будет препятствовать независимости избирательных комиссий.

Остается добавить, что в проекте Избирательного кодекса РФ есть еще много того, о чем Президент не сказал. В первую очередь я бы отметил упрощение системы регистрации кандидатов и партийных списков, чтобы не позволить избиркомам произвольно отказывать в регистрации. И, конечно, меры, направленные против фальсификаций.

Думаю, что обществу сейчас было бы правильно требовать принятия нашего Избирательного кодекса.

Титульный лист | Политика | Посты с "Эхо Москвы"

Яндекс.Метрика