В дискуссиях на тему «Что делать на этих выборах» сторонники бойкота и
порчи бюллетеней очень часто апеллируют к морали.
Мол, аморально голосовать за «системные» партии. Не надо легитимизировать
нечестные выборы. Нельзя садиться «играть с шулерами». Не надо «участвовать во
лжи».
Все эти избитые штампы действуют на людей.
Хотя это в основном софизмы.
С моей точки зрения, моральная ответственность за бездействие такая же, как и
за действия.
Вспоминается эпизод, о котором я когда-то читал.
Поезд, у которого отказали тормоза, стремительно приближался к станции.
На станции стояли два состава – грузовой и пассажирский. Столкновение с одним
из них было неминуемо. Если бы стрелочник перевел стрелку, удар принял бы
грузовой состав, и жертв было бы значительно меньше. Но он этого не сделал, и
пострадал пассажирский поезд. Когда стрелочника спросили, почему он не перевел
стрелку, он ответил: «Тогда бы в столкновении был виноват я. А так я не при
чем».
Мы не должны уподобляться этому стрелочнику.
Мы должна осознавать свою ответственность за последствия как своих действий,
так и своего бездействия.
Можно не играть с шулером, если в результате игра не состоится.
А если кто-то все равно сыграет за тебя – и тебя со стопроцентной гарантией
объявят проигравшим? И не только тебя, но и тех, кто пытался бороться с
шулером, но без твоей помощи не смог с ним справится…
Вспомним классику.
Гоголь – «Пропавшая грамота». Разве был у героя этой повести выбор: играть или
не играть?! И он победил, потому что нашел спасительное средство. В нашем
случае такое средство тоже есть – это контроль, как можно более широкий
контроль за всем, что происходит в этой кампании. И до дня голосования, и во
время голосования и подсчета голосов.
Участвовать во лжи, с моей точки зрения, – это распространять лживые и
панические слухи, что все заранее предрешено, что все «нарисуют» так, как
захотят.
Да, так может быть, если не будет сопротивления и контроля. А чем больше
сопротивления и контроля, тем меньше возможностей для манипуляций. Правы те,
кто говорят, что все происходящие сейчас безобразия – это показатель
неуверенности «партии власти» в достижимости поставленных перед ней «плановых»
результатов.
Участвовать во лжи – это в том числе и давать фальсификаторам возможность
проголосовать за себя – именно то, что делают сторонники бойкота.
А участие в выборах – это не «участие во лжи», а борьба с ложью!
Что касается легитимности, то и здесь все перепутано.
Недавно
Григорий Голосов нам напомнил, что такое легитимность – это «вера
подвластного населения в то, что у тех, кто имеет власть, есть на это право».
Электоральная легитимность – это вера в то, власть получена в результате
выборов, и эти результаты отражают позицию избирателей. С этой точки зрения
процент явки – лишь малая (возможно, самая малая) составляющая электоральной
легитимности.
Главный фактор электоральной легитимности – честность выборов.
Результаты выборов будут делегитимизированы, если будет доказано, что они –
нечестные. Доказано фактами, а не декларациями. И потому в этом отношении
опять-таки важен контроль.
Остается вопрос: позволяет ли мораль голосовать за одну из «системных» партий,
не есть ли это поддержка «системы»?
Здесь опять пахнет софизмом.
Если бы все «системные» партии действительно защищали «систему», которая их
душит; если бы они хором твердили о том, какие у нас честные выборы, – была бы
одна ситуация. Но мы ведь видим, что это не так.
Большая часть партий, заявляющих себя в качестве оппозиционных, действительно
стараются быть оппозицией.
Это не так просто в условиях нынешней системы, но признаки этого, безусловно,
есть.
Сотни тысяч, а может быть, и миллионы граждан возмущены тем, что не
зарегистрировали партию, в которую они вступили или за которую они хотели
голосовать.
Возмущение вполне справедливое. Кто в этом виноват – понятно. Нужно ли (и
морально ли) наказывать за это других?
Три участвующие в нынешних выборах партии в своих программах указали, что
необходимо облегчить регистрацию партий, либерализовать партийное
законодательство (см. один из моих предыдущих постов).
Тем, кого возмущает отказ в регистрации его партии, вполне резонно голосовать
за одну из них. И никаким нормам морали это не противоречит.
Вспомним, что мы не просто голосуем – мы выбираем парламент.
Голосуя за какую-либо партию, мы отвечаем на вопрос: хотим ли мы видеть
фракцию этой партии в Государственной Думе? Если не хотим видеть, но голосуем
за нее, тогда у нас с моралью, действительно, не все в порядке. Если же мы
считаем, что присутствие этой партии в парламенте будет полезно, то никаких
моральных препятствий для голосования за нее я не вижу.