В этом году по инициативе Рабочей группы при Госсовете по
совершенствованию избирательного законодательства был принят Федеральный закон
от 23 июля 2011 года № 259-ФЗ, которым, в частности, установлены единые формы
подписных листов и единый порядок их проверки. Это было правильным решением,
поскольку ранее эти вопросы для региональных и муниципальных выборов
регулировались региональными законами, и эти законы зачастую содержали
требования, ущемляющие избирательные права граждан.
Однако низкое качество принимаемых законов (усугубленное спешкой перед летними
каникулами) проявилось и тут. И сейчас начинают выплывать ошибки этого закона.
Первый сигнал пришел в середине сентября из Обнинска. Там инициативная группа
по проведению местного референдума обнаружила в подстрочнике Приложения 9, что
в подписном листе должна быть «собственноручная подпись члена инициативной
группы…, осуществлявшего сбор подписей», хотя Закон не требует, чтобы на
местном референдуме (в отличие от федерального) сбор подписей осуществляли
исключительно члены инициативной группы.
Тогда инициаторы референдума обратились в ЦИК, и от секретаря ЦИК Николая
Конкина пришел оперативный ответ: право сбора подписей принадлежит не только
членам инициативной группы, а подстрочник в соответствии с новыми требованиями
закона в подписном листе можно вообще не воспроизводить.
Гораздо хуже ошибка, которая обнаружилась на днях (спасибо Олегу Карнаухову:
http://www.gosbook.ru/node/37786).
В Приложении № 8 (и только в нем) в подстрочнике пропущена дата рождения
сборщика подписей. Приложение это относится к сбору подписей в поддержку
выдвижения кандидата на муниципальных выборах.
Понятно, что сборщик подписей заполняет данные, руководствуясь подстрочником,
и вряд ли он при этом сверяет этот подстрочник с текстом закона, где сказано,
что сборщик обязан указать дату своего рождения (п. 12 ст. 37 Федерального
закона «Об основных гарантиях избирательных прав…»). И уже начались отказы в
регистрации на этом основании.
И оспорить такой отказ трудно: действительно, нарушено императивное требование
закона. Но все же вопрос остается.
В том же Федеральном законе (подпункт «з» пункта 6.4 статьи 38) сказано, что
недействительными признаются все подписи в подписном листе, «если сведения о
лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, … указаны в подписном листе не
в полном объеме». Что в данном случае означает «не в полном объеме»? Не в
полном с точки зрения п. 12 ст. 37 или с точки зрения Приложения № 8?
Если толковать эту неопределенность с точки зрения презумпции прав кандидата
(а именно так надо действовать в избирательном праве), то браковать такие
подписные листы нельзя. Не должен кандидат страдать из-за ошибок
законодателей! Может быть, ЦИК и здесь сможет оперативно отреагировать?