Вчера ЦИК завершил регистрацию партсписков на выборах в Госдуму.
Результат ожидаемый – все списки зарегистрированы. Действительно, партий
осталось всего семь, и не допускать какую-либо из них на федеральные выборы
было бы совершенно неприлично.
А вот на региональных выборах ситуация в основном другая, и здесь мы видим
разницу между федеральными и региональными выборами. Точнее, между
административным управлением теми и другими.
Но по порядку. Сначала немного истории. На выборах в Госдуму необходимое число
подписей никогда не было чрезмерным – в 1993 году было 100 тыс., в 1995, 1999,
2003 и 2007 – 200 тыс. (то есть 0,19% от общего числа избирателей Российской
Федерации). В этот раз по инициативе Президента Д.А. Медведева число подписей
снизили до 150 тыс. (0,14%).
Что такое 150 тыс. для партий, имеющих более 50 тыс. членов (по данным
Минюста, у партии «Яблоко» на начало года было 55 тыс. членов, у «Патриотов
России» и «Правого дела» – еще больше)? Это значит, что каждый член партии
должен подписаться сам и еще уговорить поставить подписи 2–3 своих знакомых,
не являющихся членами этой партии. Задача вполне посильная. Если, конечно,
члены реальные, а не фиктивные.
Но главная проблема здесь не в числе подписей, а в драконовских нормах по их
оформлению и проверке (которые Президенту не пришло в голову смягчать). В 1999
году допустимая доля брака составляла 15%, в 2003 году – 25%. И большинство
партий в эти нормы укладывались (в 2003 году не было ни одного отказа в
регистрации). А с 2005 года допустимая доля брака на федеральных выборах
снизилась до 5%, на региональных и муниципальных – до 10%. При этом закон
предусматривает 14 оснований для признания подписи недействительной. И здесь
надо пояснить, что недействительная подпись – это не поддельная подпись.
Поддельные подписи называются недостоверными. А недействительные подписи – это
в основном подписи, неправильно оформленные. И по закону такие подписи
признаются недействительными даже если нет никаких сомнений в том, что
избиратель действительно собственноручно ее поставил.
Результатом законотворчества в данной области стало, во-первых, то, что
забраковать рисованные подписи теперь труднее, чем честно собранные. Поскольку
при честном сборе подписей в реальных условиях ошибки неизбежны. Да еще
возможны ошибки у тех, кто проверяет; например, у них может быть неточная база
данных. А технологии рисовки достигли высокого уровня. И тут лишь одна
проблема – иметь ту же базу данных, которой пользуются для проверки избирком и
ФМС.
Во-вторых, возникла ситуация, когда при желании избирком может забраковать
достаточное количество подписей у любого неугодного кандидата, у любой
неугодной партии (из тех, кто обязан собирать подписи). И это мы хорошо видим
на региональных и муниципальных выборах.
А на федеральных выборах ситуация такая. В 2007 году подписи собирали семь
партий. Трем ЦИК отказал в регистрации, забраковав при выборочной проверке
более 5% подписей. Но и у тех четырех партий, списки которых были
зарегистрированы, доля брака была почти на пределе: 4,6–4,8%.
В этот раз подписи собирали три партии, и все уложились в 5%-ный лимит. Но
тоже с не очень большим запасом: у партии «Яблоко» доля брака составила 2,3%,
у «Правого дела» – 3,91%, у «Патриотов России» – 4,45%.
А что с региональными выборами? Здесь регистрация партсписков еще не
завершилась, но тенденции уже понятны.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав…» ограничивает
требования по сбору подписей 2% от списочного числа избирателей. Но 2% – это
довольно много. Венецианская комиссия, например, считает, что нельзя требовать
больше 1%. Напомню, что на выборах в Госдуму по партспискам никогда не
требовалось более 0,2%.
Первоначально в большинстве регионов требовали 1%. Но потом во многих повысили
до 2%.
Понятно, что регион региону рознь. Важны не только проценты, но и абсолютные
числа. Одно дело – Еврейская АО, где 2% составляют 2736 избирателей, и совсем
другое – Московская область, где те же 2% – это около 111 тыс. Кстати, один из
самых крупных по численности населения регионов, Свердловская область,
устойчиво сохраняет самый низкий относительный показатель – 0,75% (тем не
менее, в абсолютных числах это тоже немало – 26 тыс.).
И что интересно. По инициативе Президента число подписей снижается на
федеральных выборах, где оно совсем не чрезмерно. Но одновременно в регионах
число подписей повышается (или предпринимаются попытки его повысить).
Вот второй по численности избирателей регион России – Московская область. На
предыдущих выборах в 2007 году требовался 1% подписей (это и так больше 50
тыс.), но к этим выборам требования еще повысили – до 2%. Это уже выглядит как
абсурд, или как издевательство: на выборах в облдуму по области нужно собрать
почти столько же подписей, как на выборах в Госдуму по всей России!
Одновременно ужесточили другие нормы, сократив, в частности, число
уполномоченных, имеющих право заверять подписные листы. В результате каждому
уполномоченному нужно заверять чуть ли не тысячу листов.
В результате «Патриоты России» не стали выдвигать список на выборах в
Мособлдуму. Партия «Яблоко» выдвинуло список, но затем сделала заявление об
отказе от участия в выборах из-за драконовских норм областного закона. «Правое
дело» под руководством своего областного лидера Бориса Надеждина стонало, но
героическими усилиями сдало необходимое число подписей. При проверке доля
брака в них оказалась рекордно низкой – 0,7%; по-видимому, облизбирком принял
мудрое решение не мучить ни себя, ни партийцев.
Еще один регион из числа самых крупных – Санкт-Петербург. На предыдущих
выборах 2007 года там также требовался 1% подписей. И в этом году тоже хотели
повысить до 2% (что составляло бы около 68 тыс.). Но бдительные «эсеры»
(которых эта норма, между прочим, не задевала)
подняли шум, даже обратились
к Президенту. И остался 1% (то есть около 34 тыс.).
И в «северной столице» процедуру регистрации сумели пройти все три
непарламентские партии. Но любопытно, какую долю брака в их подписных листах
обнаружил горизбирком: «Правое дело» – 5,7%, «Яблоко» – 9,1%, «Патриоты
России» – 9,94%. Напомню, что предельно допустима доля на региональных выборах
– 10%. Стоит также сравнить эти цифры с приведенными выше данными о доле
брака, обнаруженной ЦИКом в подписях за федеральные списки. Дальнейшие
комментарии, по-моему, не нужны.
Какова общая картина на региональных выборах, которые в этот раз проходят в 27
субъектах РФ? Вот данные с сайта ЦМК на 24 октября.
Только в трех регионах (Пермском крае, Амурской области и Санкт-Петербурге)
списки выдвинули все семь партий. В Петербурге все семь зарегистрированы, в
двух других регионах процесс регистрации не завершен, но там на 24 октября
списки ни одной из непарламентских партий еще не были зарегистрированы.
Во многих регионах непарламентские партии участвовать в выборах не будут. Это
уже точно известно про Мордовию, Вологодскую, Липецкую, Мурманскую области и
Еврейскую АО.
В общем, неравенство между парламентскими партиями, освобожденными от сбора
подписей, и непарламентскими – очень наглядно.
Что касается кандидатов, выдвинутых по одномандатным округам, то сейчас, как
обычно, приходят очень характерные сообщения: подписи за кандидатов, неугодных
региональным или местным властям, нещадно бракуются на основании «заключений»
экспертов, которые, во-первых, ни за что не отвечают, во-вторых, даже не дают
себе труда хоть как-то обосновывать эти «заключения».
В своем Послании 2009 года Дмитрий Медведев сказал: «Думаю, что в перспективе
мы должны вообще отказаться от сбора подписей как метода допуска партии к
выборам». Но всем нам так и осталось непонятно: что значит «в перспективе»? И
что помешало это сделать сразу?
Очевидно, что если партий осталось всего семь, если каждая партия должна иметь
не менее 40 или 45 тыс. членов, то их списки должны регистрироваться без сбора
подписей или других дополнительных условий. Но, может быть, лучше сделать
наоборот: отменить эти совершенно неадекватные требования к численности
партий, позволить свободно создавать новые политические партии, но при этом
сохранить определенные барьеры для попадания партии и ее кандидатов в
избирательные бюллетени? Здесь только важно, чтобы барьеры были не
чрезмерными, чтобы их нельзя было использовать для политической дискриминации
и чтобы они не представляли проблемы для любых серьезных партий и кандидатов
(но при этом позволяли отсекать несерьезных).
Вот что предлагается в нашем проекте Избирательного кодекса РФ (при условии
одновременной либерализации закона о партиях):
1. Без дополнительных условий (в заявительном порядке) регистрируются списки
избирательных объединений, получивших не менее 2% на предыдущих аналогичных
выборах, а также получивших не менее 2% на соответствующей территории на
последних выборах более высокого уровня.
2. В заявительном порядке регистрируются также все кандидаты в депутаты на
муниципальных выборах, если на одного депутата приходится менее 500
избирателей.
3. В остальных случаях у кандидатов и списков есть альтернативные варианты
регистрации (по их выбору). В большинстве случаев это залог или подписи
избирателей. На выборах Президента РФ это подписи избирателей или подписи
депутатов.
4. Размер залога, который может быть установлен законом субъекта РФ, ограничен
сверху.
5. Традиционный порядок сбора подписей сохраняется только для небольших
избирательных округов (менее 50 тыс. избирателей). При этом максимально
возможное требование к числу подписей снижается до 1%.
6. В больших округах (более 50 тыс. избирателей) сбор подписей должен
осуществляться в специальных местах под наблюдением избирательных комиссий.
При этом максимально возможное требование к числу подписей снижается до 0,1%.
Мест для сбора подписей должно быть не менее одного на 100 тыс. избирателей,
они должны быть доступны в течение не менее чем 8 часов ежедневно. Проверка
таких подписей осуществляется децентрализовано, тем комиссиями, которые
осуществляли наблюдение.
7. Существенно сокращается перечень оснований для признания подписи
недействительной.
8. Выборочная проверка допускается только на предмет недостоверности, то есть
поддельности подписей. В случае выявления более 10% недостоверных подписей,
избирком обращается в суд для подтверждения их недостоверности.
9. На предмет недействительности должны быть проверены все подписи. При этом
представляемый в избирком избыток подписей не должен превышать 20%. Таким
образом, фактически допускается доля недействительных подписей до 20%.