Качество региональных законов о муниципальных
выборах
авторАркадий Любаревэксперт
по выборам
Хотя интерес к муниципальным выборам в нашей стране традиционно проявляется по
остаточному принципу (главные выборы – федеральные, затем – региональные и
только потом – муниципальные), их важность неизбежно растет. Это связано во
многом с тем, что на муниципальных выборах во многих местах еще сохраняется
конкурентность, почти уничтоженная на выборах более высокого уровня.
В этом году интерес к муниципальным выборам подогрет еще двумя
обстоятельствами. Первое – принятие Федерального закона от 20 марта 2011 года
№ 38-ФЗ, который обязал избирать по пропорциональной системе не менее половины
депутатов в городских округах и муниципальных районах с числом депутатов не
менее 20. Второе – признание Конституционным Судом не соответствующими
Конституции положений законов, «в той мере, в какой этими положениями в
системе действующего правового регулирования не исключается возможность
применения пропорциональной избирательной системы (в том числе как элемента
смешанной избирательной системы) на выборах в представительные органы сельских
поселений с малочисленным населением и малым числом депутатов».
В связи с этим я проанализировал законы 37 субъектов РФ, регулирующие
проведение выборов представительных органов муниципальных образований – те
законы, которые были приняты или изменены с середины мая до начала сентября
этого года (то есть после вступления в силу Федерального закона от 20 марта
2011 года № 38-ФЗ) и которые мне удалось скачать из системы Консультант-плюс.
Меня интересовали только положения этих законов, касающиеся избирательной
системы. И оказалось, что 36 законов (т.е. все, за исключением одного) только
по данному узкому вопросу содержат пробелы и/или противоречия. К таким
пробелам и противоречиям я относил:
- противоречие требованиям федерального законодательства (38-ФЗ) о
распределении по пропорциональной системе не менее половины мандатов в
городских округах и муниципальных районах с числом депутатов не менее 20 и о
минимальном заградительном барьере в 5% на таких выборах;
- отсутствие или неполнота норм об избирательных системах или их отдельных
параметрах, которые должны применяться в случаях, когда устав муниципального
образования отсутствует или не регулирует должным образом эти вопросы;
- отсутствие норм, регулирующих, сколько голосов имеет избиратель в
многомандатном избирательном округе;
- методика распределения мандатов между списками, которая может приводить либо
к нарушению требования федерального законодательства о получении каждым
списком, допущенным к распределению мандатов, как минимум одного мандата, либо
к явному нарушению пропорциональности (метод делителей Империали), либо к
нарушению принципа монотонности, либо к невозможности распределить мандаты;
- противоречия между разными нормами регионального закона, касающимися
избирательных систем.
Единственным законом, в котором не было найдено пробелов и противоречий такого
рода, оказался Избирательный кодекс Владимирской области. Правда, к нему можно
предъявить претензии другого рода, в частности, он существенно ограничивает
муниципальные образования в выборе избирательной системы и ее параметров
(например, запрещает многомандатные округа). Но это момент достаточно спорный,
а чисто юридически он проработан неплохо.
Вывод очевиден: в большинстве регионов нет специалистов, способных создать
качественный закон о выборах. Есть еще ЦИК, которую закон уполномочил
оказывать регионам методическую помощь и давать заключения о соответствии
региональных избирательных законов федеральному законодательству. Очевидно,
что ЦИК с этой функцией не справляется.
Поэтому мы в своем проекте Избирательного кодекса РФ предлагаем изменить
характер законодательного регулирования региональных и муниципальных выборов.
С одной стороны, проект дает регионам возможность реального выбора разных
вариантов, в частности, разных избирательных систем, а с другой стороны, он
четко прописывает избирательные процедуры так, чтобы у региональной власти не
было возможности нарушать права граждан и ограничивать права местного
самоуправления и чтобы им не приходилось самим придумывать описания процедур,
допуская при этом почти неизбежные ошибки.