Избирательная кампания – это период, когда все дефекты избирательного
законодательства становятся явными и на них обращают внимание миллионы людей.
С другой стороны, избирательная кампания по выборам в Госдуму – это время
представления партиями своих программ, и в этих программах обычно определенное
внимание уделяется и вопросам изменений законов о выборах.
Поэтому сейчас самое время вернуться к обсуждению подготовленного нами проекта
Избирательного кодекса РФ.
Помимо того что проект предлагает более совершенную форму (Кодекс – единый
законодательный акт, заменяющий несколько разрозненных федеральных законов), в
нем предложено несколько десятков принципиальных изменений, призванных
демократизировать российское избирательное законодательство. В качестве самых
важных изменений я бы отметил комплекс мер, направленных на восстановление
конкурентности выборов, на преодоление ситуации, когда избирательные комиссии
могут отказать в регистрации любому неугодному кандидату. Здесь и возвращение
избирательного залога, и изменение порядка сбора подписей избирателей в
больших избирательных округах, и существенное сокращение оснований как для
«выбраковки» подписей избирателей, так и для отказа в регистрации, и ряд
других мер.
Важное значение имеет изменение порядка формирования избирательных комиссий –
ведь от их состава, степени их независимости и компетентности в значительной
степени зависит, будет ли исполняться закон, будут ли защищены избирательные
права граждан. Проект предлагает полностью исключить участие в формировании
избиркомов органов исполнительной власти, увеличить до двух третей долю в
комиссиях представителей политических партий (причем не только парламентских).
Что касается самых многочисленных, участковых избирательных комиссий, то
гражданам дается право самостоятельно предлагать свои кандидатуры в эти
комиссии. И в случае избытка кандидатур члены комиссии должны отбираться по
жребию.
Разумеется, не обойтись без мер, препятствующих фальсификациям и усиливающих
контроль за проведением голосования и подсчета голосов. Действующее
законодательство содержит ряд таких мер, но, как показывает опыт, их
недостаточно. В проекте Избирательного кодекса содержится комплекс
предложений, позволяющий сделать борьбу с фальсификациями более эффективной.
Для выборов в Государственную Думу мы хотим отказаться от чисто
пропорциональной системы, которая лишает граждан права претендовать на
депутатские мандаты в личном качестве, способствует бюрократизации
политических партий и усиливает коррупцию в партийной верхушке. Но при этом мы
не возвращаемся ни к мажоритарной системе, которая не может обеспечить
адекватное политическое представительство, ни к прежней смешанной несвязанной
системе, которая была механическим соединением двух систем. Предлагается
смешанная связанная система, аналогичная германской, которая позволяет
соединить достоинства пропорциональном и мажоритарной систем и компенсировать
их недостатки – о ней я недавно писал.
Заградительный барьер на выборах в Государственную Думу снижается до 3%.
Предлагается также снизить с 80 до 15 минимальное число региональных групп в
партийных списках.
Проект предусматривает восстановление возможности голосовать «против всех»,
что обеспечивает более полное выражение воли избирателей. В то же время иначе
чем прежде решается вопрос о признании выборов несостоявшимися: это должно
происходить, если «против всех» проголосует более половины избирателей.
Избирательный кодекс изменяет характер рамочного регулирования региональных и
муниципальных выборов. Региональному законодателю предоставляется реальная
возможность выбора различных вариантов избирательной системы и других важных
параметров. В то же время закрываются возможности безудержного регионального
«творчества» на ниве ущемления прав избирателей, вроде пресловутого метода
Империали. Сейчас качество региональных законов довольно низкое: я
проанализировал десятки вновь принятых или обновленных законов о муниципальных
выборах – почти все содержат пробелы и/или противоречия.
Мы убеждены, что наш проект соответствует стратегическим интересам всех
политических партий, поскольку создает основу для честных выборов, четкие и
понятные правила игры. Но есть две проблемы. Во-первых, отдельные положения
проекта могут противоречить некоторым тактическим установкам партий –
поскольку есть у партий стремление улучшить свое положение за счет
конкурентов, в том числе и за счет отсечения непартийных кандидатов. Но это
дает лишь тактический выигрыш, который оборачивается стратегическим
проигрышем. Поэтому вопрос как раз в том, насколько партии будут способны
предпочесть стратегию тактике. Второй момент связан с тем, что Кодекс
направлен на ослабление влияния внутрипартийных бюрократов и усиление влияния
политиков. Поэтому он может встречать сопротивление партийной бюрократии, но
мы надеемся на поддержку партийного актива и мы чувствуем поддержку этого
актива.
Сейчас момент, когда партии дорабатывают свои программы, которые будут
утверждены на их съездах. Найдутся ли партии, готовые поддержать наш проект
Избирательного кодекса? Войдут ли идеи, заложенные в проекте Кодекса, в
партийные программы? Скоро мы получим ответы на эти вопросы.
Но думаю, что и избиратели должны активнее воздействовать на партии, чтобы те
лучше чувствовали потребности общества. Необходимо, чтобы вопрос о реформе
избирательного законодательства стал одним из важных компонентов повестки дня
этой кампании.