09:29 , 06 сентября 2011

Избирательная кампания – время для обсуждения проекта Избирательного кодекса

автор Аркадий Любарев эксперт по выборам

 

Избирательная кампания – это период, когда все дефекты избирательного законодательства становятся явными и на них обращают внимание миллионы людей. С другой стороны, избирательная кампания по выборам в Госдуму – это время представления партиями своих программ, и в этих программах обычно определенное внимание уделяется и вопросам изменений законов о выборах.

Поэтому сейчас самое время вернуться к обсуждению подготовленного нами проекта Избирательного кодекса РФ.

Помимо того что проект предлагает более совершенную форму (Кодекс – единый законодательный акт, заменяющий несколько разрозненных федеральных законов), в нем предложено несколько десятков принципиальных изменений, призванных демократизировать российское избирательное законодательство. В качестве самых важных изменений я бы отметил комплекс мер, направленных на восстановление конкурентности выборов, на преодоление ситуации, когда избирательные комиссии могут отказать в регистрации любому неугодному кандидату. Здесь и возвращение избирательного залога, и изменение порядка сбора подписей избирателей в больших избирательных округах, и существенное сокращение оснований как для «выбраковки» подписей избирателей, так и для отказа в регистрации, и ряд других мер.

Важное значение имеет изменение порядка формирования избирательных комиссий – ведь от их состава, степени их независимости и компетентности в значительной степени зависит, будет ли исполняться закон, будут ли защищены избирательные права граждан. Проект предлагает полностью исключить участие в формировании избиркомов органов исполнительной власти, увеличить до двух третей долю в комиссиях представителей политических партий (причем не только парламентских). Что касается самых многочисленных, участковых избирательных комиссий, то гражданам дается право самостоятельно предлагать свои кандидатуры в эти комиссии. И в случае избытка кандидатур члены комиссии должны отбираться по жребию.

Разумеется, не обойтись без мер, препятствующих фальсификациям и усиливающих контроль за проведением голосования и подсчета голосов. Действующее законодательство содержит ряд таких мер, но, как показывает опыт, их недостаточно. В проекте Избирательного кодекса содержится комплекс предложений, позволяющий сделать борьбу с фальсификациями более эффективной.

Для выборов в Государственную Думу мы хотим отказаться от чисто пропорциональной системы, которая лишает граждан права претендовать на депутатские мандаты в личном качестве, способствует бюрократизации политических партий и усиливает коррупцию в партийной верхушке. Но при этом мы не возвращаемся ни к мажоритарной системе, которая не может обеспечить адекватное политическое представительство, ни к прежней смешанной несвязанной системе, которая была механическим соединением двух систем. Предлагается смешанная связанная система, аналогичная германской, которая позволяет соединить достоинства пропорциональном и мажоритарной систем и компенсировать их недостатки – о ней я недавно писал.

Заградительный барьер на выборах в Государственную Думу снижается до 3%. Предлагается также снизить с 80 до 15 минимальное число региональных групп в партийных списках.

Проект предусматривает восстановление возможности голосовать «против всех», что обеспечивает более полное выражение воли избирателей. В то же время иначе чем прежде решается вопрос о признании выборов несостоявшимися: это должно происходить, если «против всех» проголосует более половины избирателей.

Избирательный кодекс изменяет характер рамочного регулирования региональных и муниципальных выборов. Региональному законодателю предоставляется реальная возможность выбора различных вариантов избирательной системы и других важных параметров. В то же время закрываются возможности безудержного регионального «творчества» на ниве ущемления прав избирателей, вроде пресловутого метода Империали. Сейчас качество региональных законов довольно низкое: я проанализировал десятки вновь принятых или обновленных законов о муниципальных выборах – почти все содержат пробелы и/или противоречия.

Мы убеждены, что наш проект соответствует стратегическим интересам всех политических партий, поскольку создает основу для честных выборов, четкие и понятные правила игры. Но есть две проблемы. Во-первых, отдельные положения проекта могут противоречить некоторым тактическим установкам партий – поскольку есть у партий стремление улучшить свое положение за счет конкурентов, в том числе и за счет отсечения непартийных кандидатов. Но это дает лишь тактический выигрыш, который оборачивается стратегическим проигрышем. Поэтому вопрос как раз в том, насколько партии будут способны предпочесть стратегию тактике. Второй момент связан с тем, что Кодекс направлен на ослабление влияния внутрипартийных бюрократов и усиление влияния политиков. Поэтому он может встречать сопротивление партийной бюрократии, но мы надеемся на поддержку партийного актива и мы чувствуем поддержку этого актива.

Сейчас момент, когда партии дорабатывают свои программы, которые будут утверждены на их съездах. Найдутся ли партии, готовые поддержать наш проект Избирательного кодекса? Войдут ли идеи, заложенные в проекте Кодекса, в партийные программы? Скоро мы получим ответы на эти вопросы.

Но думаю, что и избиратели должны активнее воздействовать на партии, чтобы те лучше чувствовали потребности общества. Необходимо, чтобы вопрос о реформе избирательного законодательства стал одним из важных компонентов повестки дня этой кампании.

Титульный лист | Политика | Посты с "Эхо Москвы"

Яндекс.Метрика