автор Аркадий Любарев эксперт по выборам
Из разных муниципальных образований стали поступать сигналы: очередные
выборы не назначаются на единый день голосования 9 октября в расчете провести
их одновременно с думскими 4 декабря.
Я попробовал в этом разобраться. Как оказалось, истоки этой проблемы возникли
аж в 2005 году, когда были введены единые дни голосования.
Изначальная идея состояла в том, что главным единым днем голосования будет
второе воскресенье марта. А второй единый день – подстраховочный. В
первоначальном тексте законопроекта были предусмотрены несколько случаев
(досрочное прекращение полномочий, выборы во вновь образуемые органы власти и
т.п.), когда выборы должны были проводиться не во второе воскресенье марта, а
в первое воскресенье октября. Но для всех этих случаев была предусмотрена
оговорка: в год проведения выборов в Государственную Думу такие выборы
проводятся не в октябре, а в день голосования на выборах в Госдуму.
А потом, по ходу работы над законопроектом, концепция немного изменилась. В
окончательном варианте Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ было
записано, что днями голосования на выборах в органы государственной власти
субъектов РФ и органы местного самоуправления являются второе воскресенье
марта или в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, второе
воскресенье октября. Правда, тут же были перечислены пункты, в которых
содержались исключения из этого правила.
В некоторых из этих пунктов-исключений было указано, что в год проведения
выборов в Государственную Думу выборы, подпадающие под действие данного
пункта, должны проводиться не в октябре, а в день голосования на выборах в
Госдуму.
Однако в результате была потеряна общность регулирования. Теперь по каждому
конкретному случаю необходимо разбираться: требует ли закон проведения выборов
одновременно с выборами в Госдуму (то есть в порядке исключения) или нет (то
есть действует общее правило о проведении выборов в октябре).
Правда, весной этого года был принят закон, позволяющий не более чем на 6
месяцев продлевать или сокращать срок полномочий законодательных
(представительных) органов государственной власти субъектов РФ с целью
совмещения выборов эти органы с выборами в Госдуму. Этим положением уже
воспользовались в ряде регионов. Но на муниципальные выборы данное положение
не распространяется.
В общем, низкое качество федерального законодательства, его запутанность
приводят к конфликтам. Сейчас уже в ряде муниципальных образований
инициированы судебные процессы.
Так, в городе Климовске Московской области последние выборы Совета депутатов
проводились 8 октября 2006 года. Это были повторные выборы, так как результаты
выборов 2005 года судом были признаны недействительными. И если внимательно
посмотреть на закон, то получается, что к климовским выборам не применимы те
исключения, которые предусматривают их совмещение с выборами в Госдуму.
Тем не менее, выборы в Климовске на октябрь не назначены. Группа граждан
подала заявление в суд. К сожалению, ситуация бесперспективная: даже если суд
признает их правоту, в октябре выборы все равно провести уже не успеют.
Вот, к сожалению, еще один повод для потери уважения к закону.