автор Аркадий Любарев эксперт по выборам
7 июля 2011 года Конституционный Суд РФ признал не соответствующими
Конституции РФ законоположения, допускающие применение пропорциональной
избирательной системы на муниципальных выборах в небольших сельских поселениях
с малым числом депутатов.
Подробный комментарий можно будет дать после того, как мы ознакомимся с
текстом постановления. Сейчас же я бы хотел сделать несколько попутных
замечаний.
Я напомню, что жалобу в Конституционный Суд подали два российских гражданина,
один из которых – активист ряда общественных организаций, в том числе
ассоциации «ГОЛОС». И защищали они не только свои избирательные права, но и
избирательные права, а также право на местное самоуправление миллионов
российских граждан.
А наши органы власти (не считая Уполномоченного по правам человека) – и
представитель Президента, и Дума, и Совет Федерации, и ЦИК, и Минюст – как
один твердили, что нет никакого противоречия Конституции в том, что в селе с
тысячью жителей выборы сельсовета проводятся так, что выдвигать кандидатов
могут только федеральные политические партии. И оказалось, что они то ли плохо
понимают Конституцию, то ли не имеют возможности высказать собственное мнение.
Ну, ладно: законодатели защищают собственные решения – законы, которые они
когда-то приняли. Их по-человечески можно понять. Но ЦИК – он-то не является
законодательным органом. Почему он всегда защищает в Конституционном Суде
действующее законодательство? Я не помню случая, когда представители ЦИКа
поддержали бы жалобу на избирательный закон. А между тем, за много лет,
кажется, был лишь один случай, когда Конституционный Суд признал все
оспариваемые положения законодательства о выборах соответствующими
Конституции; почти всегда что-то да признавалось неконституционным.
И то, что ЦИК постоянно защищает неконституционные положения избирательного
законодательства, свидетельствует, что эта комиссия, вопреки положениям
закона, не является независимым органом. Хотя это, конечно, не открытие, это и
так все знают.