Несколько лет назад я попытался перевести Федеральный закон «О политических
партиях» с юридического языка на обыденный. Получилось всего два пункта:
1. Никакая партия не может быть зарегистрирована без одобрения Кремля.
2. Любая партия может быт ликвидирована, если этого захочет Кремль.
Отказ в регистрации ПарНаСа еще раз подтвердил верность первого пункта. Нет
особенной нужды копаться в юридических тонкостях. Я вспоминаю, как известный
политтехнолог Валентин Полуэктов отреагировал на отказ в регистрации Михаила
Касьянова на президентских выборах 2008 года:
«Не допустить до выборов экс-премьера, одновременно дав зеленый свет масону с
геростратовскими наклонностями – это уж слишком. Слишком явное указание на то,
что власть меня презирает, что она зачислила меня, а заодно и весь российский
народ, в категорию быдла».
По-моему, лучше не скажешь. Здесь – то же самое. Не зарегистрировать партию,
среди лидеров которой бывший глава правительства (причем глава не в «лихие»
90-е, а в первый срок президентства «национального лидера», в период наиболее
успешного развития российской экономики), бывший первый вице-спикер Госдумы и
человек, в послужном списке которого должности губернатора, первого
вице-премьера правительства, лидера фракции и вице-спикера Госдумы, – это тоже
слишком. Это яркий показатель того, что система регистрации партий выстроена
не в соответствии с Конституцией, провозгласившей политическое многообразие и
многопартийность, а в целях обеспечения несменяемости власти.
Ну, а для тех, кого интересуют юридические тонкости, приведу пункт 1 статьи 20
Федерального закона «О политических партиях»:
«Политической партии может быть отказано в государственной регистрации в
случае, если:
а) положения устава политической партии противоречат Конституции Российской
Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону
и иным федеральным законам;
б) наименование и (или) символика политической партии не соответствуют
требованиям статей 6 и 7 настоящего Федерального закона;
в) не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим
Федеральным законом для государственной регистрации политической партии;
г) федеральным уполномоченным органом установлено, что содержащаяся в
представленных для государственной регистрации политической партии документах
информация не соответствует требованиям настоящего Федерального закона;
д) нарушены установленные настоящим Федеральным законом сроки представления
документов, необходимых для государственной регистрации политической партии».
Итак, оснований отказа всего пять, но если подпункты «б» и «д» достаточно
конкретны, чуть менее конкретен подпункт «в» (в последнее время понятие
«непредставление документов» трактуется слишком широко), то два остальных
подпункта содержат фактически необъятные возможности. Возьмем подпункт «а»:
когда пишут, что положения одного многостраничного документа нужно проверить
на соответствие положениям другого многостраничного документа (а тут еще и
«иным федеральным законам»), то открываются безграничные возможности для
произвола.
Не знаю, случайно ли совпадение, но как раз вчера Алексей Навальный
обнародовал свое
письмо в
прокуратуру и Минюст,из которого следует, что Общероссийский Народный
Фронт, едва возникнув, уже нарушил ряд важнейших положений российского
законодательства. И мы в очередной раз убеждаемся в верности евангельского
образа о соринке в чужом глазу и бревне в своем.