К муниципальным выборам в Российской Федерации традиционно относятся по
остаточному принципу. Главное внимание уделяется федеральным выборам, затем
идут выборы региональных органов власти. О муниципальных выборах вспоминают в
последнюю очередь – если еще остаются время и силы. Это относится и к
законодателям, и к Центризбиркому, и к политическим партиям, и к большинству
общественных организаций.
Вот и сейчас – много говорят о предстоящих 4 декабря выборах в Государственную
Думу, меньше – о намеченных на тот же день выборах в ряде ключевых регионах и
практически не обсуждают предстоящие муниципальные выборы.
Между тем, каждый единый день голосования проходят несколько тысяч
муниципальных избирательных кампаний. При этом на муниципальном уровне (в
отличие от федерального и регионального) еще сохраняются (хотя, конечно,
далеко не везде) реальная конкуренция, и результаты этих выборов далеко не так
предсказуемы.
Так, если на региональных выборах за последние 4 года «Единая Россия» не
уступила лидерство ни разу и ни разу не получила менее 36%, то только на
последних муниципальных выборах 13 марта 2011 года «партия власти» заняла
второе место в трех кампаниях из 20, проходивших с использованием партийных
списков, получив в одном из районов всего 25%.
Да и вообще – без закрепления демократии на самом нижнем уровне вряд ли можно
рассчитывать на успех демократии в стране в целом.
Завтра в Конституционном Суде РФ пройдет слушание дела по жалобам граждан Ю.А.
Гурмана и И.И. Болтушенко, а также Уполномоченного по правам человека в РФ.
Речь пойдет о допустимости применения на муниципальных выборах полностью
пропорциональной системы, при которой кандидатов могут выдвигать только
политические партии. Есть надежда, что решение будет положительным и полностью
пропорциональная система на муниципальном уровне больше применяться не будет.
Хотя скорее можно ожидать более осторожного и половинчатого решения, в
частности, полностью пропорциональную систему могут запретить на уровне
поселений, сохранив ее для городских округов и муниципальных районов.
Но каково бы ни было решение Конституционного Суда, значительную часть проблем
оно не снимет. В марте этого года вступил в силу Федеральный закон № 38-ФЗ,
обязавший избирать по партийным спискам не менее половины депутатов
представительных органов городских округов и муниципальных районов, имеющих
численность не менее 20 депутатов. И это положение будет распространяться на
выборы, назначенные после 24 июня этого года, то есть оно будет действовать на
выборах, которые пройдут в единый день голосования 4 декабря 2011 года.
Фактически региональным законодателям дано 3 месяца на то, чтобы привести свои
законы о муниципальных выборах в соответствие с новыми требованиями
федерального законодательства. Я вспоминаю, что, когда в 2002 году возникла
аналогичная ситуация с региональными выборами, законодателям субъектов РФ было
дано два года, а всякие попытки сократить переходный период жестко
пресекались. Конечно, тогда региональным законодателям было сложнее –
практически не было наработок. Но и теперь при реализации положений
Федерального закона № 38-ФЗ возникнет много проблем (мне о них уже
приходилось писать).
К сожалению, эти проблемы не были осознаны федеральными законотворцами, не
осознаются они пока и Центризбиркомом, который традиционно вырабатывает
методические рекомендации для региональных законодателей. Неделю назад прошло
заседание секции по вопросам организации избирательного процесса Общественного
научно-методического консультативного совета при ЦИК РФ, где обсуждались в том
числе и проблемы муниципальных выборов. Судя по материалам, размещенным на
сайте Центризбиркома, понимания основных проблем нет. На других секциях совета
эти вопросы вообще не обсуждались, во всяком случае, никакой информации об
этом на сайте нет.
Так что нетрудно прогнозировать, что 4 декабря при проведении муниципальных
выборов будет много сложностей, проблем и коллизий. Но они, скорее всего,
пройдут незамеченными на фоне федеральной кампании.