Итак, началось лето, пора отпусков. Но не политического затишья. Впрочем, и в
обычные годы о политическом затишье можно говорить лишь применительно к июлю.
А в преддверии федеральных выборов затишья ожидать не стоит и в июле.
В декабре нам предстоят выборы в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации. Шестые по счету. И можно сказать, что по сравнению со
всеми предыдущими уровень ожидания самый низкий. Нередко можно слышать, что
все уже заранее решено и результат выборов заранее известен.
В этих утверждениях, безусловно, есть доля истины. Как я недавно отметил в
интервью «Коммерсанту»,
нынешнее российское избирательное и партийное законодательство представляет
собой систему многоуровневых ограничений и барьеров. Система эта дополняется
сложившейся практикой, при которой ряд норм закона трактуются в
охранительно-репрессивном духе, а другие важные нормы закона просто нарушаются
при явном попустительстве органов, обязанных этот закон охранять. Очевидная
цель такой системы – удержать власть в руках правящей группировки.
Выборы же – это единственный демократический способ смены власти. И если
выборы в принципе не способны привести к смене власти, значит, они не
выполняют ту функцию, которая на них возложена и российской Конституцией, и
исторически сложившимися принципами демократического государственного
устройства.
Значит ли это, что предстоящие выборы надо игнорировать, бойкотировать, забить
на них и т.п. (варианты выражений разной степени резкости можно подобрать по
вкусу)? Думаю, что нет. В выборах, тем не менее, надо участвовать и
участвовать активно, несмотря на их очевидный недемократический характер.
Поскольку только активное участие в выборах неравнодушных, демократически
ориентированных граждан может снизить их антидемократический потенциал.
На самом деле все очень просто. Любой политик стремится к власти. Для того
чтобы добиться власти, он должен завоевать доверие избирателей. Когда же он
добился власти, его задача – удержать ее. И здесь у него два пути. Первый путь
– проводить политику в интересах граждан, чтобы они проголосовали за него
вновь. Второй путь – делать так, чтобы выиграть следующие выборы независимо от
мнения граждан (некоторые это называют «стабильностью»).
Конечно, можно двигаться одновременно в обоих направлениях. Но ресурсы всегда
ограничены, поэтому чем больше власть делает во втором направлении (то есть в
обеспечении нужных ей результатов выборов), тем меньше она учитывает в своей
политике интересы граждан. Точнее, так: чем больших успехов власть достигает
на втором направлении, тем меньше у нее стимулов учитывать в своей политике
интересы граждан.
Именно поэтому задача демократически настроенных граждан – дать власти понять,
что недовольство ее политикой приводит к вполне конкретным ее неуспехам на
электоральном поле. Пусть даже эти неуспехи будут не очень значительными –
важен сам факт зависимости результатов выборов от позиций, настроений граждан.
Можно ли добиться этой цели, бойкотируя выборы? Разумеется, нет. Чем меньше
неравнодушных, демократически ориентированных граждан участвует в выборах, тем
больше вклад в общей копилке голосов послушных, зависимых, мало компетентных и
мало информированных избирателей (это так называемый «управляемый электорат»).
И тем больше вклад прямых фальсификаций, вброшенных бюллетеней.
Я не буду советовать, за кого голосовать или за кого не голосовать. Я лишь
рекомендую делать свой выбор обдуманно, исходя в большей степени из информации
о том, как вели себя те или иные кандидаты и партии в последние годы, чем из
их предвыборных обещаний.
Да, выбор будет невелик. Но, тем не менее, выбор будет. Когда-то говорили:
«выбирайте наименьшее зло», но это неудачное выражение. Идеальных политиков не
бывает, как не бывает идеальных женихов, и потому не стоит уподобляться
«разборчивой невесте».
Но для неравнодушных, демократически ориентированных граждан только
участвовать в процессе голосования – недостаточно. Еще раз подчеркну: власть
должна понимать, что ее старания сделать выборы «управляемыми» встречают
сопротивление и не дают, по крайней мере, 100%-ный результат.
Поэтому важно как минимум выявлять и предавать гласности все происходящие на
выборах нарушения, все проявления того, что принято называть административным
ресурсом. А для этого – следить за событиями и предвыборными мероприятиями,
смотреть прессу и агитматериалы, в день голосования найти возможность
наблюдать на избирательном участке. И как максимум – противодействовать этим
нарушениям, этим проявлениям админресурса, писать жалобы, поднимать
информационную волну.