Сегодня на сайте КГИ опубликован наш доклад об основных тенденциях
регистрации кандидатов и партийных списков (http://komitetgi.ru/analytics/2410/).
Доклад на 87 стр., из них 22 стр. занимает анализ итогов регистрации и 65 стр.
– анализ состава партийных списков.
Неплохую
выжимку из наших статистических данных сделал Коммерсантъ. Тем не менее
ниже я даю свою
выжимку. В квадратных скобках – более поздние данные, в доклад попавшие лишь
частично.
Эти данные свидетельствуют о дальнейшей деградации
российских региональных
и муниципальных выборов. Впрочем, губернаторские выборы в моей выжимке не
отражены, хотя в докладе о них тоже есть. Губернаторским выборам, видимо, уже
дальше некуда деградировать, и на них поддерживается искусственно конкуренция
на уровне 4–5 кандидатов на место, хотя реальной конкуренции там нет.
Если в выдвижении кандидатов и списков на указанных
наиболее значимых
выборах (основные выборы на уровне регионов и их административных центров) из
74 имевших право на выдвижение партий участвовали 49 партий, то
зарегистрированы кандидаты и списки только 33 партий. На аналогичных выборах
сентября 2014 года (не считая выборов в новых субъектах РФ) из 69 имевших
право
на выдвижение партий в выдвижении кандидатов участвовали 53 партии, а
зарегистрированы списки и кандидаты были у 41 партии.
Политические и лидерские партии в целом более активны,
чем корпоративно-лоббистские и политтехнологические, но через
регистрационный фильтр они проходят хуже.
Во всех выборах 13 сентября 2015 года (а не только в
наиболее значимых, о
которых речь шла выше) пытались участвовать 55 партий, а кандидатов и/или
списки зарегистрировали 48 партий.
В итоге из 74 партий 19 вообще не пытались принять
участие хотя бы в
каких-то выборах. Еще 7 партий потерпели полную неудачу, не сумев
зарегистрировать ни один список и ни одного кандидата.
Если в октябре 2012 года в региональных выборах
участвовало в среднем 13,2 списков, а в сентябре 2013 года
– 17,2 списков, то в сентябре 2014 года этот показатель снизился до 8,4. В
нынешней кампании изначально были выдвинуты в среднем 12,8 списков, а на 17
августа (после завершении регистрации) осталось 7,9 списков на регион
[Ситуация успела немного измениться по сравнению с
существовавшей на 17.08.2015. 20 августа ЦИК России отменила решение
Рязанского
облизбиркома об отказе в регистрации списка РЭП «Зеленые». Рязанский
облизбирком оперативно выполнил решение ЦИК и зарегистрировал список РЭП
«Зеленые». 19 августа ЦИК России отменила решение Челябинского облизбиркома об
отказе в регистрации списка РППС и обязала облизбирком повторно рассмотреть
вопрос о регистрации списка. Заседание облизбиркома назначено на 24 августа
на 17:00 по местному времени. Если список зарегистрируют, получится 8,1
списков на регион, если не зарегистрируют – 8,0].
До реформы 2012 года максимум (8,1 список в среднем) был
достигнут в марте 2006 года. Таким образом, если в 2012–2014 годах конкуренция
на выборах по партийным спискам была выше дореформенного уровня, то в нынешней
кампании она уже снизилась к этому уровню.
На региональных выборах отсев списков
на стадиях заверения и регистрации достиг рекордного уровня – 38,3% [С учетом
регистрации РЭП «Зеленые» в Рязанской
области – 37,6%. Если список РППС в Челябинской области зарегистрируют,
получится 36,9% – все равно рекорд]. Прежний рекорд отсева, включающий
также выбытие списков ко дню голосования и даже после дня голосования (34,4%),
был установлен 2 декабря 2007 года. В 2014 году отсев составлял 20%.
Зарегистрированы все 56 выдвинутых списков, имеющих
льготу при регистрации, а из 85 выдвинутых списков, не имеющих
льготы, зарегистрирован только 31 [без учета РЭП «Зеленые» в Рязанской области
и РППС в Челябинской] (отсев в этой категории составил 52%).
Из 69 случаев представления достаточного числа подписей,
через проверочный
фильтр удалось пройти только 31 списку (45%) [без учета РЭП «Зеленые» в
Рязанской
области и РППС в Челябинской]. Отказы
коснулись всех партий, пытавшихся зарегистрировать по подписям не менее двух
списков – это 18 партий.
На выборах в региональных центрах отсев на стадии
регистрации составил 22,7%, что значительно выше, чем в
2013 и 2014 годах (тогда было соответственно 7,4 и 10%). Среднее число
зарегистрированных списков на одну кампанию после завершения стадии
регистрации
составляет 7,0, что ниже, чем в 2014 году (тогда было 9,4), и особенно ниже,
чем в 2013 году (16,7).
Зарегистрированы все 115 выдвинутых списков, имеющих
льготу при регистрации, а из 92 выдвинутых списков, не имеющих
льготы, зарегистрированы только 45 (отсев в этой категории составил 51%). При
этом во Владимире, Воронеже, Костроме, Ростове-на-Дону и Тамбове
зарегистрированы исключительно списки-льготники.
Отсев одномандатников на стадии регистрации на выборах
региональных парламентов: у партий-льготников он в
среднем составил 2%, у партий, не имеющих льготу, – 89%, у самовыдвиженцев –
61%. В 2014 году отсев у партий-льготников был выше (4%), а у
двух других
категорий – ниже (соответственно 75 и 55%).
Примечательно, что отсев кандидатов от партий, не имеющих
льготы, ни в одном регионе не опустился ниже 69%, а в четырех регионах из 11
через регистрационный фильтр не прорвался ни один представитель таких партий.
Отсев среди самовыдвиженцев лишь в Магаданской области и Ямало-Ненецком АО был
ниже 50%.
Конкуренция в среднем (4,5 кандидата на один мандат)
получилась ниже, чем в 2014 году (тогда этот показатель был
равен 5,1) и тем более ниже, чем в 2012 и 2013 годах (тогда было
соответственно
6,5 и 6,8).
Схожая ситуация и на выборах представительных органов
власти административных центров регионов. Средний отсев у партий-льготников
составил 3%, у партий, не имеющих льготы, – 69%, у самовыдвиженцев – 51%. В
2014 году у партий-льготников отсев был выше (5%), у партий, не имеющих
льготы,
существенно ниже (43%), а у самовыдвиженцев примерно на том же уровне (50%).
Только в Астрахани, Нижнем Новгороде и Томске отсев среди
партий, не имеющих льготы, был ниже 50%.
А в Краснодаре, Владимире и Ростове-на-Дону ни один кандидат от этих партий не
преодолел регистрационный фильтр.
Впрочем, конкуренция в среднем (5,3 кандидата на один
мандат) получилась более высокой, чем в 2014
году (тогда было 4,6), но ниже, чем в 2012 и 2013 годах (было соответственно
5,8 и 7,8).
На нынешних выборах региональных парламентов произошло
довольно резкое снижение активности самовыдвиженцев: выдвинулось лишь 0,9
кандидатов на один мандат, а после отсева на стадии регистрации их осталось
0,4
на мандат (в 2013 году в порядке самовыдвижения
выдвинулось 1,3 кандидата на один мандат, а после отсева при регистрации их
осталось 0,7 на мандат; в 2014 году, после отмены льготы для большинства
партий, когда самовыдвижение стало выгоднее выдвижения от партии, не имеющей
льготы, доля самовыдвиженцев немного выросла: выдвинулось в среднем 2,0 на
один
мандат, однако вырос и уровень их отсева, и после стадии регистрации их
осталось 0,9 на мандат). На выборах в горсоветы региональных центров ситуация
лучше: здесь выдвинулось 1,8 кандидатов на один мандат, а после регистрации их
осталось 0,9 на мандат. Впрочем, это все равно ниже, чем в 2014 году: тогда
выдвинулось 2,0 кандидата на один мандат, а после отсева на стадии регистрации
их оставалось 1,1 на мандат.