11 марта в Государственную Думу был внесен проект федерального закона № 469827-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Его авторы – несколько депутатов Госдумы и сенаторов, среди них – председатель комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев и председатель комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан Киричук. Уже из этого перечня ясны перспективы его принятия.
Этот проект ожидали, его концепция была озвучена некоторое время назад. Но еще была надежда, что предложения не будут столь жесткими.
Я бы разделил предложения проекта на четыре группы. Первая группа – возможность введения в городских округах (речь, разумеется, о крупных городах) внутригородских муниципальных образований. Это предложение вполне обсуждаемое, в нем есть плюсы и минусы. Тем более, что оно не директивно, а отдается на усмотрение регионов. Однако в комплексе с тремя другими группами предложений и оно приобретает отчетливо реакционный характер.
Вторая, третья и четвертая группы предложений – жестко императивны и касаются не только крупных городов. В частности, вторая группа имеет отношение и к муниципальным районам. Сейчас у муниципальных районов есть выбор – избирать свой представительный орган путем прямых выборов или формировать его путем делегирования из глав и депутатов представительных органов поселений. При этом первый вариант действует «по умолчанию» и, насколько я знаю, более распространен. В проекте же предлагается для всех муниципальных районов жестко закрепить второй вариант. И такой же вариант предложен для тех городских округов, в которых будет введено внутригородское деление: его представительный орган будет формироваться из делегатов, выбранных представительными органами внутригородских районов.
Третья группа предложений меняет порядок избрания главы муниципального образования. Сейчас муниципальное образование самостоятельно (хотя бы формально) решает, избирать ли главу путем прямых выборов или представительным органом из своего состава, и еще во многих муниципальных образованиях практикуются прямые выборы. Проект же предлагает жестко закрепить избрание главы представительным органом из своего состава для муниципальных районов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов и городских поселений. И получается, что право избирать главу путем прямых выборов сохраняется лишь за сельскими поселениями, да еще за внутригородскими территориями Москвы и Питера (где это не практикуется).
Четвертая группа предложений касается порядка назначения по конкурсу главы местной администрации (сити-менеджера); при этом надо иметь в виду, что такое назначение обязательно там, где глава муниципального образования избирается депутатами (то есть теперь будет повсеместно). По действующему закону две трети членов конкурсной комиссии назначаются представительным органом муниципального образования, а одна треть – законодательным органом субъекта РФ по представлению главы субъекта РФ. Проект предлагает назначать представительным органом муниципального образования только половину членов конкурсной комиссии, а другая половина будет прямо назначаться главой субъекта РФ.
Вот такая «реформа», довольно радикальная (пожалуй, самая радикальная со времен принятия в 2003 году ФЗ-131). Насколько это соответствует Конституции РФ и Европейской хартии местного самоуправления, нужно обсуждать отдельно. Но и так очевидно, что местному самоуправлению и правам граждан наносится сильнейший удар.
Граждане теряют право избирать депутатов представительных органов муниципальных районов и крупных городов. Что касается глав этих муниципальных образований, то их избрание становится трехступенчатым: сначала граждане избирают представительный орган нижнего уровня, потом он избирает депутатов представительного органа верхнего уровня, и уже они избирают главу. Впрочем, полномочия главы при такой схеме все равно невелики, главную роль играет сити-менеджер, назначаемый конкурсной комиссией, которая становится полностью подконтрольной главе региона.
В общем, власть во всех крупных муниципальных образованиях теперь уже со стопроцентной гарантией будет зависима от региональной власти и практически независима от местного сообщества, от граждан.
Примечательно, что как раз 11 марта Комитет гражданских инициатив провел круглый стол по вопросам реформы местного самоуправления. У Комитета есть свои предложения на этот счет, но речь сейчас не о них. Участники круглого стола еще не видели законопроект, но концепцию его знали. И эту концепцию они характеризовали как танк, надвигающий на местное самоуправление, который невозможно остановить.
Впрочем, и нынешнее состояние местного самоуправления многие участники круглого стола характеризовали как плачевное. Но все же кое-где самоуправление еще теплится. Сейчас же его пытаются добить.