Некоторые политологи уже не раз предсказывали, что представители «Единой России» начнут прятать свою партийную принадлежность, баллотируясь как самовыдвиженцы. Однако в большинстве регионов этого пока не происходит. Так, на выборах, прошедших 8 сентября 2013 года, кандидаты от «Единой России» баллотировались на региональных выборах в 364 одномандатных округах из 378, а на муниципальных выборах в региональных центрах – во всех 207 одномандатных округах.
Иная ситуация в Москве. Еще в марте 2012 года на выборах в муниципальные советы московские единороссы повсеместно шли как самовыдвиженцы. А в прошлом году то же самое сделал и Сергей Собянин на выборах мэра Москвы.
Поэтому многие сейчас прогнозируют, что и на выборах в Мосгордуму не будет кандидатов от «Единой России», или они будут далеко не во всех округах. А многие или даже все кандидаты от «партии власти» окажутся самовыдвиженцами.
Есть даже мнение, что именно на это в первую очередь и был нацелен переход на выборы в Мосгордуму исключительно по одномандатным округам. Действительно, при смешанной системе «прятать» кандидатов – неудачная тактика, это уменьшает результат партийного списка в едином округе. А при мажоритарной системе таких препятствий нет.
Но вот законопроект, который 12 февраля внесли в Госдуму депутаты Плигин (от «Единой России»), Емельянов (от «Справедливой России») и Деньгин (от ЛДПР), как будто противоречит такому прогнозу. Он, в частности, предусматривает, что самовыдвиженцам (а также кандидатам от партий, не попавших в льготную категорию) на региональных выборах нужно собирать подписи в размере 3% от числа избирателей соответствующего округа. Напомню, что раньше региональный законодатель самостоятельно устанавливал необходимое число подписей, в федеральном законе был только верхний предел. До 2012 года предел этот составлял 2%, но в законах города Москвы всегда был 1%. В 2012 году для всех была жестко установлена норма в 0,5%.
Теперь они хотят жестко закрепить для всех 3%. То есть, если федеральный закон будет принят в том виде, как он внесен, самовыдвиженцам на выборах в Мосгордуму придется собирать 3% подписей.
И если верно предположение, что московские единороссы хотя идти на выборы в Мосгордуму как самовыдвиженцы, то получается, что их однопартиец Плигин собирается усложнить им избирательную кампанию.
Какие в связи с этим возможны варианты?
1. «Единая Россия» решила не «прятать» своих кандидатов на выборах в Мосгордуму.
2. Федеральные единороссы (Плигин, или кто там реальный автор законопроекта о 3% подписей) не подумали об интересах московских единороссов. Если это так, то можно ожидать, что законопроект во втором чтении подкорректируют. Например, сделают 3% верхним пределом, то есть разрешат региональным законодателям снижать это требование. И московские законодатели этим разрешением воспользуются.
3. Московские единороссы не боятся нормы о 3%. Они уверены, что с помощью административного ресурса (руководителей предприятий, соцработников, работников ЖКХ) соберут любое количество подписей. Или даже нарисуют – все равно в избиркомах свои люди, не придерутся.
Если это так, они не учитывают некоторые нюансы. Во-первых, как я уже писал раньше, сбор подписей придется в основном на июль. Когда значительная часть избирателей отдыхает на дачах или еще дальше. Во-вторых, 3% – это уже такое количество, когда высока вероятность, что члены избирательных комиссий от других партий увидят в подписных листах своих знакомых. И смогут проверить, ставили ли те свои подписи. В-третьих, я уверен, что сбор подписей единороссами-самовыдвиженцами окажется под очень пристальным общественным контролем. Неужели история с Мезенцевым ничему их не научила?
Что касается оппозиции, то от нее этот законопроект потребует корректировки планов. Если он будет принят (в чем трудно сомневаться), то выдвижение от таких партий как «Альянс Зеленых», «Демократический выбор», «Гражданская инициатива» и ряда других окажется ничуть не перспективнее самовыдвижения.