Появилась информация о том, что фильтр для малых партий, введенный в федеральный закон о выборах в Госудуму, будет распространен и на региональные и муниципальные выборы. Подобный законопроект внесли позавчера представители трех фракций. Вчера мой коллега Андрей Бузин отреагировал на эту новость в своем блоге.
Однако на сайте Госдумы внесенный законопроект на сегодняшнее утро еще не появился. Поэтому я пока не буду его анализировать. Просто хочется еще раз отметить метания наших законотворцев в области законов о выборах. Недавно в своей статье в Газете.ру я перечислил 11 положений, которые за последние годы изменялись в разные стороны. Сейчас уже можно добавить еще два.
Вот как это выглядит:
- 2002 год: установлено, что на выборах региональных парламентов не менее половины депутатов должно избираться по пропорциональной системе (ранее почти во всех регионах партийные списки не применялись); 2013 год: для 81 субъекта РФ требование «не менее половины» заменено на «не менее четверти», а для Москвы и Санкт-Петербурга – полностью отменено;
- 2002 год: заградительный барьер на выборах в Государственную Думу поднят с 5 до 7% (для выборов Думы начиная с 5-го созыва); 2005 год – подтверждено повышение барьера с 5 до 7%; 2009 год: партиям, получившим от 5 до 7%, даются 1–2 «утешительных» мандата; 2011 год: заградительный барьер на выборах в Государственную Думу возвращен к 5%;
- 2003 год: необходимое число подписей на выборах Президента РФ увеличено с 1 миллиона до 2 миллионов; 2012 год: необходимое число подписей на выборах Президента РФ снижено для самовыдвиженцев до 300 тысяч, а для выдвиженцев непарламентских партий – до 100 тысяч;
- 2004 год: отменены выборы глав регионов; 2012 год: восстановлены выборы глав регионов; 2013 год: регионам дано право отказаться от прямых выборов своих глав;
- 2004 год: минимальное число членов политической партии увеличено с 10 тысяч до 50 тысяч; 2009 год: минимальное число членов политической партии поэтапно снижается с 50 тысяч до 40 тысяч; 2012 год: минимальное число членов политической партии снижено с 40 тысяч до 500;
- 2005 год: для выборов в Государственную Думу смешанная система заменена на полностью пропорциональную; 2014 год: принят закон по замене полностью пропорциональной системы на смешанную;
- 2005 год: федеральная часть партийного списка на выборах в Государственную Думу сокращена с 18 до 3 человек; 2010 год: федеральная часть партийного списка на выборах в Государственную Думу увеличена с 3 до 10 человек;
- 2005 год: минимальное число региональных групп в партийном списке на выборах в Государственную Думу увеличено с 7 до 100; 2007 год: минимальное число региональных групп в партийном списке на выборах в Государственную Думу уменьшено со 100 до 80; 2011 год: минимальное число региональных групп в партийном списке на выборах в Государственную Думу уменьшено с 80 до 70; 2013 год: минимальное число региональных групп в партийном списке на выборах в Государственную Думу уменьшено с 70 до 35;
- 2006 год: отменена строка «против всех»; 2014 год: возвращается строка «против всех»;
- 2011 год: установлено, что на выборах представительных органов городских округов и муниципальных районов, где число депутатов не менее 20, не менее половины депутатов должно избираться по пропорциональной системе; 2013 год: отменено это требование;
- 2011 год: на выборах представительных органов городских округов и муниципальных районов, где число депутатов не менее 20, заградительный барьер ограничен 5%; 2013 год: ограничение заградительного барьера на муниципальных выборах повышено до 7%;
- 2012 год: все партии, имеющие право участвовать в выборах, освобождены от сбора подписей избирателей (ранее такая льгота была только у парламентских партий); 2014 год: льгота, освобождающая от сбора подписей, сохранена только для парламентских партий и партий, прошедших по спискам в региональные парламенты;
- 2012 год: максимально допустимое число подписей избирателей, требуемое для регистрации, снижено с 2% до 0,5% от числа избирателей; 2014 год: число подписей для одномандатников повышается до 3%.
Когда готовилась статья в Газете.ру, меня попросили отметить, есть ли подобные примеры в других странах. Я вспомнил Францию, где то вводилась, то отменялась пропорциональная система. Но разница в том, что во Франции ее вводили и отменяли разные партии. А у нас все эти годы у власти одна и та же партия, которая при этом кичится «стабильностью». Хороша же однако такая «стабильность»!
Впрочем, хочется закончить на оптимистической ноте. То, что власть мечется, свидетельствует в первую очередь о том, что она сама плохо понимает, что ей выгодно. И потому часто принимает не оптимальные с точки зрения ее собственных интересов решения. И можно надеяться, что и принимаемые сейчас решения окажутся не в ее пользу.