14:41 , 04 февраля 2014

Поправка о фильтре для малых партий: мой прогноз сбывается

автор Аркадий Любарев эксперт по выборам

Лидеры всех думских фракций внесли поправку в законопроект о выборах депутатов Госдумы, устанавливающую фильтр для «малых» партий. Согласно этой поправке без подписей регистрируются списки партий, получивших на предыдущих выборах в Госдуму более 3%, а также партий, проведших по партспискам хотя бы одного депутата хотя бы в один региональный законодательный орган. Очевидно, что поправка будет принята. Вероятно, именно ради нее (точнее, ради решения этого вопроса) и оттягивалось вот уже несколько месяцев второе чтение законопроекта.

Это редкий случай, когда я поддерживаю предложение по избирательному законодательству, исходящее от власти. Впрочем, его инициатором все же была не власть, а думская оппозиция. Власть долго думала над ним, но все же решила поддержать.

Я много раз писал, что не считаю правильным одновременную либерализацию правил регистрации партий и освобождение всех партий от сбора подписей (то есть беспрепятственное их попадание в избирательный бюллетень). Нужно было сделать что-то одно; думаю, что правильнее было либерализовать регистрацию партий, но сохранить фильтры для попадания в избирательный бюллетень партий, не получивших поддержки избирателей. Сейчас число партий, имеющих право участвовать в выборах, достигло 65, и это число к 2016 году еще увеличится. При этом у них у всех есть большой стимул участвовать в выборах в Госдуму, поэтому без дополнительного фильтра мы получили бы на думских выборах бюллетень более чем с 60 партиями. Что совсем не здорово.

Вот что я писал почти два года назад, в марте 2012 года, когда только принимались законы, инициированные Дмитрием Медведевым:

«И в связи с этим я позволю себе сделать прогноз. Думаю, что задача – принять эти законы до окончания срока президентских полномочий Медведева – имеет одну главную цель: не связывать Путина их поддержкой. Разумеется, это не значит, что Путин немедленно их отменит. Нет, я думаю, они поработают полтора–два года. За это время пройдут 3–4 кампании в регионах, и многое станет видно и понятно. И тогда, примерно за два года до предстоящих выборов в Госдуму, начнется их существенная переработка. В какую сторону – это я предсказать не берусь. Но время, когда это произойдет, предсказать можно».

Примерно то же самое я сказал в апреле 2012 года на круглом столе «Панорамы», который назывался «Планы и прогнозы на шесть лет»:

«Закон о выборах в Государственную Думу даже обсуждать не хочется, потому что я действительно не верю, что выборы будут досрочные, а тот закон, по которому будут проходить выборы в 2016 году, скорее всего будет сильно отличаться от того закона, который примут сейчас.

– Напишут в 2015-м, да?

– Может быть, в 2014-м. Во всяком случае, где-нибудь в начале 2014-го они, может быть, более серьезно возьмутся за законодательство, а пока они принимают законы и будут смотреть на региональных выборах, к чему будет приводить одновременная либерализация партийного поля и освобождение партий от подписей. Посмотрят, потом будут вносить какие-то коррективы».

Я тогда ошибся в одном: полагал, что медведевский законопроект о выборах в Госдуму будет принят. А он не дошел даже до первого чтения. Еще я не знал, что два единых дня сольют в один, и за два года пройдут не четыре кампании, а только две. Но в главном мой прогноз оказался точным: именно в начале 2014 года решили пересмотреть одно из базовых положений медведевской реформы.

И я полагаю, что решение найдено близкое к оптимальному. Это не то, что было раньше, когда льгота распространялась только на парламентские партии. Сейчас требованиям о наличии депутатов региональных парламентов, прошедших по спискам, удовлетворяют 12 партий (четыре парламентских, а также «Яблоко», «Патриоты России», «Правое дело», РПР–ПАРНАС, «Коммунисты России», «Родина», «Гражданская платформа» и Российская партия пенсионеров за справедливость. В 2014 и 2015 году пройдут еще более двух десятков региональных выборов, и число партий, попавших в региональные парламенты, вероятно, увеличится. Что касается остальной полусотни партий, то крайне маловероятно, чтобы партия, не сумевшая преодолеть 5% ни в одном из регионов, могла рассчитывать на успех на выборах в Госдуму.

Кстати, можно привести аналогию с Германией. Там тоже на выборах в бундестаг без подписей регистрируются списки партий, имеющих депутатов в бундестаге и ландтагах. И в прошлом году такое право имели 9 партий – 6 представленных в бундестаге и еще 3, представленные только в ландтагах.

Тем не менее, поддерживая предлагаемую поправку, нельзя не напомнить о необходимости внести кардинальные изменения в процедуру регистрации по подписям – чтобы льгота для 12 партий не превратилась в стоп-лист для всех остальных. Сейчас ситуация такова, что избиркомы могут творить произвол, отказывая в регистрации по подписям любой неугодной партии, любому неугодному кандидату. И пока эта ситуация не будет исправлена, говорить о справедливости регистрационных процедур не приходится.

И в заключение. Недавно я насчитал 11 положений избирательного и партийного законодательства, которые за последние 4 года были «отыграны назад». Обсуждаемая поправка – это 12-й случай. Дюжина – число красивое, комплект.

Титульный лист | Политика | Посты с "Эхо Москвы"

Яндекс.Метрика