автор Аркадий Любарев эксперт по выборам
Одним из требований массовых митингов в декабре 2011 года было: «регистрации оппозиционных партий, принятия демократического законодательства о партиях». Первоначально казалось, что это требование (единственное) хотя бы частично выполнено. Президент Медведев в том же декабре предложил снизить барьер численности партий с 40 тысяч до 500 человек. И довольно быстро – в апреле 2012 года – это предложение было оформлено в виде федерального закона.
Однако уже тогда мы высказывали тревогу, обращая внимание на то, что в законе сохранились все те же основания для отказов в регистрации, которыми Минюст пользовался и прежде. И я тогда писал: «власть оставила себе возможность отказывать в регистрации любой неугодной партии. И поэтому сохраняется опасность, что серьезные партии будут получать отказ в регистрации, а несерьезные регистрироваться в массовом порядке».
Сегодня мы видим, что пессимистические прогнозы сбываются. Вот статистика, основанная на данных с сайта Минюста (к сожалению, сайт Минюста недостаточно информативен, и потому возможны некоторые неточности, но сути они не меняют).
В 2012 году (точнее, за период с мая 2012 года до конца 2012 года) были зарегистрированы 46 политических партий. И при этом отказано было 9 партиям. Большинство «отказников» были никому не известны, и названия партий не свидетельствовали об их серьезности (исключениями были лишь «Свобода* и Народовластие» Черепкова, да еще, пожалуй, Пиратская партия России).
То есть по итогам 2012 года могло показаться, что идет нормальный процесс регистрации новых партий. Но дело в том, что значительная часть партий среди быстро (в течение нескольких месяцев после «либерализации») созданных – были политтехнологическими проектами (и среди них довольно многие были созданы кремлевскими политтехнологами на базе общественных объединений, примкнувших к ОНФ, что можно было сделать достаточно скоро).
А вот в 2013 году картина совершенно иная. Зарегистрировано только 28 партий. И 28 партиям в регистрации отказано.
Что это? Минюст по ходу дела поменял «правила игры», стал более требователен? Или изменился контингент заявителей: стало больше несерьезных партий, не умеющих правильно оформлять документы? Или наоборот: стало больше серьезных партий, которые «нежелательно» регистрировать?
Если посмотреть на списки, можно сделать вывод в пользу третьего варианта. Отказы получили все партии, связанные с Координационным советом оппозиции: «Народный альянс», Партия 5 декабря, Национально-демократическая партия. Плюс еще некоторые партии, связанные с протестным движением: «Новая сила» и вновь Пиратская партия России. Также вновь отказано партии «Свобода и народовластие».
При этом регистрируются партии, не способные выдвинуть больше одного списка, когда выборы проводятся в более чем в двух десятках регионов. Или выдвигающие списки из одних и тех же людей. Регистрируются партии, не способные получать на выборах более 0,5% голосов.
Недавно мы узнали, что Минюст не считает возможным регистрировать партию с названием «Пиратская». Ладно, я бы понял их логику, если бы они не зарегистрировали (пусть и с третьего раза, в данном случае это неважно) партию «Самодержавная Россия». Я не понимаю, как идея самодержавия может уживаться с 1-й и 3-й статьями Конституции РФ.
Видимо, «Самодержавная Россия» представляет меньшую угрозу режиму, чем Партия 5 декабря или «Народный альянс».