11:58 , 06 января 2014
Вопросник для кандидатов в Координационный совет
автор Аркадий Любарев
эксперт по выборам
Подготовка к выборам в КС-2 идет, хотя и медленнее, чем хотелось бы.
Сейчас дорабатывается Положение о выборах, начинается формирование
Центрального выборного комитета.
А пока я хотел бы обсудить некоторые аспекты будущей информационной
кампании. На выборах КС-1 кандидатам и избирателям был предложен «Политический
компас» из 25 вопросов. Я уже писал, что меня этот «компас» не удовлетворяет
ни по форме, ни по содержанию.
По форме – поскольку вопросы и ответы были сформулированы как в
соцопросах: вопрос содержал утверждение, а отвечать надо было «полностью
согласен», «скорее согласен», «скорее не согласен», «полностью не согласен». Я
бы предпочел, чтобы вопросы и ответы давали возможность высказать
содержательно альтернативные мнения. Например, первый вопрос «компаса»:
«Наиболее подходящий для России политический строй – парламентская
республика». Ведь те, кто с этим утверждением не согласен (а таких, вероятно,
немало) могут быть сторонниками как президентской республики а-ля США, так и
полупрезидентской, причем полупрезидентские могут сильно различаться в
существенных деталях. Впрочем, и в понятие «парламентская республика» разные
политики вкладывают различный смысл.
Но главное – содержание. В «компасе» большинство вопросов касались тем,
которые в компетенцию КС не входят. Поэтому, ориентируясь по «компасу», трудно
было выбирать тех, кто был бы действительно полезен для координаций протестных
действий.
Я подготовил другой вопросник. В него включены 13 вопросов, касающихся
непосредственной тактики протестных действий. И еще 8 вопросов более дальнего
плана – о тактике в переходный период – поскольку желательно, чтобы в момент Х
(момент, когда переходный период начнется) по этим вопросам уже был достигнут
консенсус.
Какие вопросы я считаю ненужным включать? Во-первых, вопросы, уже решенные
в Программном заявлении КС. Например, я считаю уже решенным, что необходимы
как уличные акции, так и участие в выборах. Во-вторых, вопросы, которые
предстоит решать не КС, а вновь избранному легитимному парламенту или
Конституционному (учредительному) собранию (если таковое потребуется).
Например, тот самый вопрос о парламентской республике и еще почти два десятка
вопросов, включенных в «Политический компас». В-третьих, есть вопросы хоть и
важные, но очень скользкие, где от деталей зависит сущность; их пока лучше
обсуждать в узком кругу. Например, вопрос о люстрациях.
Таким образом, пока получился 21 вопрос. Но этот перечень не закрыт.
Часть 1 (тактика протестных действий)
- Следует ли проводить уличные акции с определенной периодичностью или
только как реакцию на внешние раздражители?
- При организации уличных акций следует отдавать предпочтение митингам или
шествиям?
- При выборе места (маршрута) уличной акции и его согласовании с властями
нужно руководствоваться целью максимальной массовости акции или престижности
(символичности) места?
- Следует ли стремиться к синхронному проведению акций по всей стране, или
лучше предоставлять выбор времени проведения акций местным активистам?
- Следует ли Координационному совету самостоятельно с нуля разработать
проекты избирательной, судебной и других реформ, или оно должен опираться на
наработки экспертов, связанных с гражданским движением?
- Следует ли оппозиционным активистам участвовать в большом числе выборов,
или лучше сосредоточить силы на наиболее важных и перспективных выборах?
- Участие в каких выборах перспективнее с точки зрения достижения целей
оппозиции: должностных лиц (губернаторов, мэров) или депутатов
представительных органов?
- Участие в каких выборах перспективнее с точки зрения достижения целей
оппозиции: региональных или муниципальных в крупных городах?
- Допустима ли поддержка со стороны КС кандидатов от партий, не
представленных в КС, или КС может поддерживать только кандидатов, связанных
с ним?
- Должен ли КС действовать преимущественно собственными силами, или
следует вовлекать в его работу максимально широкие круги общественности?
- Должен ли КС по любому значимому вопросу запрашивать мнение
общественности путем электронного голосования, или это следует делать только
в особых случаях?
- Должны ли результаты голосования общественности иметь для КС
обязательную силу всегда или только в случае, когда в голосовании приняло
участие значительное число граждан?
- Должен ли КС содействовать формированию аналогичных органов на местах,
или в этом нет необходимости?
Часть 2 (дорожная карта переходного периода)
- Следует ли начинать трансформацию путинского режима
(переходный период) с изменения Конституции, или изменение Конституции
должно стать завершающим этапом трансформации?
- Следует ли: а) полностью заменить Конституцию 1993 года; б)
внести значительные изменения в главы 3 – 8; в) внести точечные изменения в
главы 3 – 8 (не обязательно во все эти главы); г) не менять Конституцию?
- Какие выборы должны быть проведены в начале переходного
периода в самый кратчайший срок: а) выборы Президента РФ; б) выборы
Государственной Думы; в) выборы Президента РФ и Государственной Думы; г)
выборы Президента РФ, Государственной Думы и Совета Федерации; д) выборы
Президента РФ, Государственной Думы, Совета Федерации и региональных органов
власти; е) никакие?
- По какому избирательному законодательству следует проводить
выборы в начале переходного периода: а) по законодательству, действующему на
момент начала этого периода; б) по законодательству, действующему на момент
начала этого периода, с внесенными в него точечными изменениями; в) по
полностью переработанному законодательству?
- Какие избирательные комиссии должны проводить выборы в начале
переходного периода: а) избирательные комиссии, действующие на момент начала
этого периода; б) избирательные комиссии, действующие на момент начала этого
периода, в которых замены отдельные дискредитировавшие себя члены; в)
полностью замененные избирательные комиссии?
- Следует ли в начале переходного периода реформировать
судебную систему, или эту реформу надо отложить до формирования легитимных
органов законодательной и исполнительной власти?
- Следует ли в начале переходного периода реформировать
правоохранительные органы, или эту реформу надо отложить до формирования
легитимных органов законодательной и исполнительной власти?
- Следует ли в переходный период проводить преобразования в
экономике и социальной сфере, или эти преобразования должны быть отложены до
формирования легитимных органов власти?