автор Аркадий Любарев эксперт по выборам
В День Конституции «Круглый стол 12 декабря» принял заявление «О положении в стране». Оно размещено и на сайте «Круглого стола», и в блоге Михаила Касьянова. Поэтому здесь я процитирую только самые, на мой взгляд, важные фрагменты:
«Власть мечется в поисках лекарств для оживления экономики. Однако, кроме серьезных институциональных реформ таких лекарств не существует. Но именно к таким реформам действующая власть органически не способна. Видимое внешнее благополучие полностью зависит от цен на экспортируемое сырье. Они могут рухнуть в любой момент, и потребительский рынок этого не переживет, поскольку наша экономика утратила любые собственные ресурсы развития, в отличие от ситуации конца 90-х годов. Более того, нарастающие проблемы в ЖКХ, в инфраструктуре и иных сферах, а также чудовищная неэффективность бюрократии, создают существенные риски краха, не связанного с ценами на сырье…
Как только возникнут проблемы с рентой, а возможно и раньше, действующая власть окажется не в состоянии поддерживать существование относительно стабильного социального порядка и уровня жизни, к которым привыкло население. При этом власть, мобилизуя на свою защиту самые низменные социальные инстинкты, создают ситуацию, при которой обвал режима может быть чреват трагическими сценариями – от фашистской диктатуры до распада страны…
Сознавая неизбежность краха нынешней власти, мы должны концентрировать свои усилия на формировании доверия в обществе к демократической оппозиции и разрабатывая программу неотложных и долгосрочных мер по выводу страны из кризиса».
Отдельно стоит отметить состав участников заседания, принявшего это заявление. Не буду перечислять всех (да и нет у меня полного списка), но достаточно отметить наиболее известных политиков и экспертов: Михаил Касьянов и Борис Немцов (РПР-ПАРНАС), Виктор Шейнис и Валерий Борщев («Яблоко»), Андрей Нечаев (партия «Гражданская инициатива»), Сергей Давидис («Партия 5 декабря»), Людмила Алексеева, Владимир Войнович, Леонид Гозман, Алексей Кондауров, Михаил Краснов, Лев Пономарев*, Александр Рыклин, Георгий Сатаров, Лилия Шевцова, Евгений Ясин.
Хотя я сам принимал участие в подготовке и принятии этого документа, у меня остается ощущение некоторой, страшно сказать … легкомысленности. Верим ли мы сами в главный тезис этого заявления – неизбежность краха нынешней власти? Ведь если верим, то надо отбросить все второстепенные дела и сосредоточиться на главном – продумать те самые неотложные меры, которые потребуются, когда это случится. И тут даже слово «программа» не самое удачное. Поскольку важно не только что делать, но и кто будет делать.
Для того чтобы вслед за действующей властью не рухнула и вся страна, нужно, чтобы власть подхватила сила, обладающая определенной легитимностью. Но сейчас у нас нет такой силы. Значит, надо ее готовить. А для этого единственный путь – это объединение всех, кто заинтересован в трансформации авторитарного режима в демократический.
Это непростая задача, и ее не решить с наскока. Бессмысленно обсуждать объединение всех в одну партию. Нужно искать адекватные механизмы. Одним из таких механизмов мог быть КС российской оппозиции, если бы все оппозиционные силы согласились в нем участвовать. Пока этого не получается, хотя я бы все равно не отбрасывал такой вариант. И нужно поискать и другие механизмы, если этот не складывается.
Но главное – понять, что такое объединение необходимо – и не тактическое, а стратегическое. А такого понимания пока нет у многих.
Опять приходится приводить в пример «Яблоко». Не потому, что оно такое «гнилое». Несмотря на все перипетии, «Яблоко» остается одной из передовых частей демократической оппозиции. Но именно позиция этой партии часто оказывается препятствием для широкой коалиции. Хотя в последнее время заметно смягчение: участие «Яблока» в общих протестных акциях, ее союз с Гудковым на выборах губернатора Московской области.
Но вот только что прошло заседание федерального политсовета «Яблока». И смысл его решений можно выразить примерно так: мы не будем объединяться с теми («националистами» и «леворадикалами»), и мы не будет объединяться с этими («олигархами»). С остальными – готовы (но при такой разборчивости получается, что никаких «остальных» больше нет).
На самом деле такой подход имеет право на существование – но при другой ситуации. Если бы партия имела поддержку избирателей на уровне процентов эдак 20, с перспективой роста этой поддержки и в конечном итоге с перспективой победы на выборах. Тогда бы – флаг в руки. А при сегодняшнем положении говорить, что вы в одиночку сможете что-то не допустить – это даже не смешно.
Вот Алексей Мельников после политсовета пишет:
«Людям прививается примитивное представление о политике, которое может быть сведено к двум тезисам – «надо снести режим Путина, а там разберёмся», «для сноса режима все должны объединить свои усилия». Почему то, что получится, будет лучше того, что есть сегодня? Откуда следует, что пришедшие на смену сегодняшним властям будут менее коррумпированы, менее подвержены олигархическому влиянию?»
Давайте, все-таки уточним – чтобы без передергивания. Все должны объединить усилия? Конечно, не все, но очевидно, что фронт сторонников демократической трансформации может быть достаточно широким. Объединиться для «сноса режима»? Да нет, пожалуй, режим разрушает себя более эффективно, чем вся оппозиция вместе взятая. А вот именно для того, чтобы стало лучше, чем сегодня, то есть для созидательной работы, объединение необходимо. Вы ведь прекрасно знаете, что коррупцию порождает политическая монополия. И потому нам не нужна политическая монополия ни Навального, ни «Яблока», ни кого бы то еще.
Но к чему все эти «яблочные» страшилки? Прочитайте Программное заявление КС, которое приняли такие «ужасные националисты и олигархи». Есть в нем хоть что-то, что не устраивает «Яблоко»?
Еще раз повторяю: «Яблоко» – это только пример. Другие оппозиционеры ведут себя если и лучше, то ненамного. И именно из-за такого раздрая как раз и велики шансы, что к власти придут радикалы.