09:46 , 16 сентября 2013

Голосование в Баварии

автор Аркадий Любарев эксперт по выборам

Вчера в Баварии был день голосования. Через неделю – выборы в Бундестаг, но в Германии нет единых дней голосования, и каждая земля устанавливает свои дни. Поэтому баварцам приходится за короткое время дважды идти на избирательные участки – вчера и через неделю.
В Мюнхене, где я сейчас, голосовали 5 бюллетенями: два бюллетеня на выборах в ландтаг, два – на выборах в окружной совет (Бавария разделена на 8 округов), и один – земельный референдум с 5 вопросами.
Баварская избирательная система уникальна. Она заметно отличается от системы выборов в Бундестаг. Во-первых, партийные списки там открытые, то есть избиратель выбирает не только список партии, но и кандидата внутри этого списка. Поэтому бюллетени по одномандатникам и спискам, в отличие от выборов в Бундестаг, раздельные.
По одномандатникам бюллетень маленький:
P1110562
А по спискам – большой, такая вот простыня:
P1110564
В выборах в ландтаг участвуют 12 партий, у некоторых – 60 кандидатов. Избиратель ставит крест в кружке рядом с фамилией кандидата, и этот голос засчитывается также партии. Он, в принципе, может поставить крест и всей партии, тогда его голос не влияет на распределение мандатов внутри партийного списка. Такие случаи были, но немного.
Голосование было, как и у нас, в школе. 5 избирательных участков, все – в классных комнатах. Почему-то в одну участковую комиссию была очередь, а в другие очереди не было.

P1110598
Голосование происходит следующим образом. Избиратель на входе предъявляет приглашение (его высылают по почте каждому избирателю), и ему выдают комплект бюллетеней. Он садится за стол, на котором стоит экран из арголита, закрывающий его с трех сторон, и там заполняет бюллетени (обратите внимание – они заполняют бюллетени сидя!). Затем с бюллетенями подходит к члену комиссии, который проверяет наличие его в списке (что происходит, если его не находят, не могу сказать – не видел). После этого он под контролем члена комиссии опускает бюллетени в 5 ящиков – каждый в свой ящик (бюллетени сложены, так что отметки член комиссии не видит). На одних участках при этом щель закрывается подручными средствами (картонкой и т.п.) и открывается только для того, чтобы избиратель опустил бюллетень; на других щель не закрыта.
P1110566
Ближе к 18 часов (времени закрытия участков) поток людей увеличился, очереди появились и на других участках. Многие пришли с детьми (в том числе с младенцами), некоторые – с собачками. Когда было уже почти 18, а очередь на том самом участке оставалась довольно длинной, их стали приглашать на соседний участок, где очереди не былою Они на этом участке получали бюллетени и их заполняли, а голосовать шли на свой участок. Путаницы не было. Но мне сразу стало ясно, что баланс бюллетеней никто не проверяет.
В 18:18 проголосовал последний избиратель, и комиссия начала подсчет. Я попросил разрешение остаться и посмотреть подсчет. «Ноу проблем». У них, действительно, присутствовать при подсчете может кто угодно. Но никаких наблюдателей в реальности не было: комиссии доверяют.
Сортировали и считали не так, как требует наш закон (я пишу требует, поскольку в реальности и у нас редко где считают так, как закон требует). У них закон таких жестких требований не содержит. Сортировали все одновременно, но при сортировке партийных бюллетеней название партии оглашали (потому что так удобно). И, кстати, сортировали одновременно два вида бюллетеней по выборам в ландтаг. Считали бюллетени перекладыванием, но тоже одновременно несколько пачек.
P1110599
Разумеется, некоторые наши деятели тут могут сказать: у нас лучше (чище, честнее и т.п.), чем в Германии, поскольку у нас по закону все должно делаться с оглашением и показом бюллетеня, плюс запрещено одновременно сортировать разные бюллетени и считать разные пачки. Да и наблюдателей у нас много. Ну, насчет того, насколько закон у нас соблюдается, я уже сказал. Но дело не только в этом. И у нас не было бы необходимости в таких жестких нормах, если бы у наших комиссий была немецкая пунктуальность, и им бы избиратели доверяли. Так что жесткие нормы – это не от хорошей жизни, и гордиться тут нечем.
Вернемся к открытым спискам. Партийные бюллетени сначала сортируют по партиям, за кандидатов которых отданы голоса. И подсчитывают их. А затем достаются отпечатанные заранее таблицы, в которые заносят данные о голосовании за кандидатов. Заполняют их вдвоем: один смотрит бюллетень и говорит, за какой номер отдан голос, второй отмечает это в таблице.
Вот такая таблица получилась по социал-демократам:
P1110602
Видно, что подавляющее большинство избирателей проголосовали за первый номер списка. Но так было не у всех партий. Да и у СДПГ видно, что избиратели скорректировали очередность кандидатов: 10-й номер получил больше, чем номера со 2-го по 9-й.
Кстати, на моем участке социал-демократы лидировали (42,8%). Хотя в целом по земле победил, как обычно, ХСС. Но в Мюнхене, как и в других больших городах, у социал-демократов сильные позиции.
Явка на моем участке была небольшая (38,1%). Вероятно, поэтому там не было очереди. Обычно все же явка на немецких выборах выше. По этим выборам данных еще не видел, а на прошлых земельных выборах была 57,9%.
Впрочем, и 38% – это больше, чем в большинстве городов у нас неделю назад. Кстати, сегодня вышел наш доклад по выборам 8 сентября. Но о нем – в другой раз.

Титульный лист | Политика | Посты с "Эхо Москвы"

Яндекс.Метрика