Избирательная кампания по выборам в бундестаг в разгаре. До дня голосования остается меньше четырех недель. Состав участников определился еще в начале августа. Свои списки выдвинули 30 политических партий.
Однако тут вот какой нюанс. Списки земельные, то есть в каждой земле партия выдвигает отдельный список. А значит, партия может выдвинуть свои списки не во всех землях.
Так в реальности и происходит. По моим данным, во всех 16 землях списки выдвинули только 9 партий. К ним, конечно, надо прибавить еще ХДС/ХСС: так издавна повелось, что ХСС выдвигает свой список только в Баварии, а ХДС – во всех землях, кроме Баварии. То есть формально обе партии выступают самостоятельно, а фактически блокируются.
Остальные 19 партий, по-видимому, можно не брать в расчет. Большая часть из них выдвинула 5 и менее списков, некоторые – всего один список. Кстати, и агитации этих партий на улицах практически не видно.
В результате в разных землях в выборах участвует разное число списков. В 7 землях — только 12 (среди них 5 из 6 восточных земель); больше всего списков (22) в самой населенной земле Северный Рейн — Вестфалия.
Итак, 10 партий (если считать ХДС/ХСС как одну). Из них 5 – парламентские, то есть они представлены в бундестаге, причем уже как минимум 6 созывов. Это – ХДС/ХСС (христианские демократы), СДПГ (социал-демократы), СвДП (либералы), «Зеленые» и «Левые». Скорее всего, они и в этот раз пройдут, только СвДП прогнозы дают результат, близкий к 5%, то есть они где-то на грани.
Из 5 непарламентских партий, выдвинувших списки во всех землях, в прошлых выборах участвовали 3 – Пиратская партия Германии (получила 2,0%), Национал-демократическая партия Германии (1,5%) и Марксистско-ленинская партия Германии (0,1%). Две новые партии – «Альтернатива для Германии» и «Свободные избиратели».
Агитационных плакатов партий и кандидатов на улицах германских городов довольно много (я успел побывать в 7 городах 6 земель), хотя в исторических центрах городов (где ходят в основном туристы) ее практически нет. Встречаются крупные щиты, но в основном это небольшие плакаты, размещаемые на столбах. Причем размещаются они так, чтобы не портить столб: два плаката размещаются с двух сторон и стягиваются пластиковым зажимом. Иногда на одном столбе размещаются по три плаката, а то и по пять:
В основном на плакатах лица кандидатов и партийных лидеров плюс краткие слоганы (а иногда и без них). Гораздо реже встречается что-то более содержательное.
Вот примеры рекламы ХДС:
Вот СДПГ:
Вот СвДП – видно, что и здесь есть любители портить плакаты:
Довольно разнообразна агитация «Зеленых»:
Здесь не запрещено использовать для агитации фотографии детей:
А вот агитация «Левых»:
Вот «пираты»:
А вот национал-демократы:
Марксисты не лишены остроумия:
Очень много рекламы «альтернативщиков»:
А вот как рекламируют себя «Свободные избиратели»:
Впрочем, многие мои собеседники сомневаются, что эта уличная реклама имеет
какой-то эффект.
С живой агитацией я за эти 9 дней столкнулся лишь дважды — марксисты агитировали в Дрездене, а Левые — в Эрфурте.