Мэр Москвы – вторая по значимости выборная должность в России. Но, увы, за весь период проведения выборов мэра (не считая первых выборов 1991 года, которые проходили в другой стране и в другой политической системе) они не были по-настоящему конкурентными.
Напомню, что выборы мэра были в 1996, 1999 и 2003 годах. На первых Юрий Лужков получил 88,5%, на вторых – 69,9%, на третьих – 74,8%. В 1996 и 2003 у Лужкова было официально всего три конкурента, а на самом деле два, так как один явным техническим кандидатом. В 1999 конкурентов было 7.
Ни разу в выборах не участвовали официальные представители КПРФ (Ольга Сергеева в 1996 и Евгений Мартынов в 1999 не в счет) и «Яблока» (напомню, что «Яблоко» и Григорий Явлинский в те годы получали в Москве хорошие результаты: так, за Явлинского на президентских выборах 26 марта 2000 года в Москве проголосовало 18,6%). Лишь по одному разу участвовали представители ЛДПР (Алексей Митрофанов в 1999 году с результатом 0,6%) и правых (Сергей Кириенко в том же 1999 году с результатом 11,2%). Самый лучший результат среди соперников Лужкова показал бизнесмен Александр Лебедев в 2003 году (12,4%), который не представлял никакую партию.
Главная причина низкой конкуренции – нежелание известных политиков портить отношения с Лужковым (который мог создать проблемы и с офисом, и с пропиской, и т.п.). Но были и ограничения законодательного характера. Примечательно, что хоть какая-то конкуренция была именно в 1999 году, когда избирательный залог составлял 166 980 рублей – такую сумму могли себе позволить многие. В 2003 году залог составлял уже 4,5 миллиона рублей. В 1996 залога не было, регистрироваться нужно было по подписям. Подписей всегда требовалось 1% от числа избирателей Москвы, то есть около 70 тысяч. Для Лужкова и его дублеров такое количество подписей проблемы не составляло. В 1996 году подписи удалось собрать так же Александру Краснову и Ольге Сергеевой, впрочем, при их проверке было обнаружено немало брака, но их зарегистрировали, чтобы была хоть какая-то конкуренция. В 1999 году, кроме Лужкова, подписи удалось собрать лишь Кириенко, в 2003 году – никому.
А что мы получим сейчас? Предусмотренный законом муниципальный фильтр в Москве еще более жесток, чем в других регионах. 6% от числа муниципальных депутатов – это еще цветочки. А ягодки: «При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных образований (не менее чем в трех четвертях муниципальных образований должно быть собрано не менее одной подписи указанных лиц)».
В Москве 146 муниципальных образований – 125 в «старой» и 21 в «новой». Итого – нужно получить подписи депутатов не менее чем 110 муниципальных образований. И хотя число оппозиционных муниципальных депутатов Сергей Удальцов насчитал около 300, но они, скорее всего, сосредоточены в определенных районах центра, юго-запада и северо-запада. И вряд ли они есть в 110 муниципальных образованиях.
В общем, получается ситуация как в большинстве регионов: чтобы преодолеть муниципальный фильтр, кандидат должен получить «добро» у власти, то есть в данном случае у действующего мэра (и, видимо, еще и Кремля). И трудно поверить, что это «добро» не будет сопровождаться негласным соглашением об игре в поддавки.