На сайте Конституционного Суда появилось объявление:
22 апреля 2013 года, в понедельник, в 9 часов 30 минут Конституционный Суд РФ в открытом заседании провозгласит Постановление по делу о проверке конституционности отдельных положений Гражданского процессуального кодекса РФ, Федеральных законов «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Поводом к рассмотрению дела 14 марта 2013 года послужили жалобы Уполномоченного по правам человека в РФ, Воронежского областного отделения партии «Справедливая Россия», а также ряда граждан из Санкт-Петербурга и Воронежской области.
Это то самое дело об активном избирательном праве граждан: заканчивается ли оно опусканием бюллетеня в урну, или оно также включает право избирателя на то, чтобы его голос был учтен в соответствии с его волеизъявлением.
Напомню, что на все обвинения в фальсификации выборов власть — от первых лиц и ниже — отвечала односложно: «идите в суд». А потом выяснилось, что в суд граждане идти не могут, поскольку они — «ненадлежащие заявители». И не только рядовые граждане, но и наблюдатели и даже члены избирательных комиссий. В общем, получилось, что власть в этом вопросе буквально послала граждан на «три буквы».
У меня, естественно, нет инсайдерской информации: что там решил Конституционный Суд. Но опыт говорит, что в таких острых случаях этот Суд принимает половинчатые решения. И, значит, можно ожидать какого-то прогресса. После чего возобновится по крайней мере часть дел по фальсификациям.
Разумеется, возобновление дел не означает их положительного исхода. Но это сейчас не главное. Ведь не случайно суды стали в массовом порядке отказывать заявителям в рассмотрении этих дел. Между прочим, сразу после 4 декабря 2011 года таких отказов было гораздо меньше. Суды все равно отказывали в удовлетворении жалоб на фальсификации. Но само публичное, гласное рассмотрение дело — это сильный удар по фальсификаторам. Достаточно почитать репортажи об этих судах в Интернете, и все станет ясно (нет сомнений, что все было ясно и судьям, и прокурорам). Поэтому и испугались, и стали отказывать в рассмотрении.
Массовые фальсификации сегодня превратились в главный позор российской избирательной системы. Это, я думаю, понимают и наверху. Есть даже сигналы, что они там хотели бы обходиться без них. Подозреваю только, что они не понимают главного: от массовых фальсификаций невозможно избавиться, если сверху по-прежнему будут спускаться «плановые показатели».
Тем не менее, есть надежда, что совместными усилиями мы добьемся снижения уровня фальсификаций и в перспективе ликвидируем это позорное явление.