Вчера Сергей Пархоменко в ответ на вопрос: «Почему вы не участвуете в выборах? И почему Координационный совет не участвует в выборах? Они непрерывно все время где-нибудь происходят» – заявил: «Вы как-то, граждане, отключились от реальности. Они не происходят непрерывно где-нибудь. У нас в стране теперь один несчастный избирательный день в году».
На самом деле это не совсем верно. Да, большая часть выборов с этого года будет проходить во второе воскресенье сентября. Но у этого правила есть масса исключений. Поэтому какие-то выборы проходят практически каждое воскресенье.
Смотрим календарь на сайте ЦИК. 10 марта пройдут 198 выборов. 17 марта – 31, 24 марта – тоже 31, 31 марта – 15.
Конечно, это мизер по сравнению с едиными днями голосования, когда в один день проходят несколько тысяч выборов. Но дело не в этом.
Главная функция выборов – формирование власти, зависящей от народа. Но эту-то функцию выборы в России уже давно не выполняют. Во всяком случае, федеральные и региональные выборы. Да и муниципальные выборы если и выполняют эту функцию, то только кое-где.
Но есть у выборов и другие функции. С одной стороны, выборы – это гигантский соцопрос, только надо уметь интерпретировать его результаты. И тогда после каждых выборов можно делать выводы, как меняется состояние общества. С другой стороны, выборы – это обкатка новых идей, новых политических и социальных технологий.
И с точки зрения этих функций важно, чтобы выборы проводились достаточно часто. Два раза в год – это было терпимо, а вот один раз в год – это слишком редко. Но поскольку все же какие-то выборы проходят не только в единый день голосования, политики должны в них участвовать. Хотя бы в некоторых.
Да и нельзя сказать, что выборы, которые проводятся сейчас, совсем неинтересны. Вот перечень некоторых из тех, что пройдут 10 марта: дополнительные выборы депутата Заксобрания Новосибирской области; дополнительные выборы Думы Краснодара по пяти одномандатным округам, дополнительные выборы Пермской гордумы по трем одномандатным округам, выборы главы Железноводска, выборы в Собрание депутатов г. Узловая. 17 марта – дополнительные выборы депутата Заксобрания Омской области, дополнительные выборы депутата Ульяновской гордумы. 24 марта – дополнительные выборы депутата Волгоградской облдумы, выборы главы Анапы. 31 марта – дополнительные выборы депутата Заксобрания Свердловской области, выборы главы г. Жуковский.
Думаю, что кое-какие тенденции эти выборы покажут.
Меня сейчас больше всего интересует участие в выборах новых партий. Не потому что я в них особенно верю. Просто сейчас это один из наиболее наглядных индикаторов состояния и общества, и элиты.
И вот что любопытно. В выборах 14 октября новые партии еще как-то участвовали. А потом наступил почти полный штиль. За период ноября–февраля новые партии приняли участие всего в 13 кампаниях. Да и как приняли. Единственный приличный результат – 23,3% у кандидата от Российской партии пенсионеров за справедливость на дополнительных выборах депутата в г. Алексин. Во всех остальных случаях – не выше 4%.
Но я вижу, что ситуация меняется. На мартовских выборах новые партии участвуют уже в 30 кампаниях. Особенно интересны выборы в Собрание депутатов г. Узловая. Даже несмотря на то, что Тульская область с приходом Груздева превратилась в электоральную аномалию, даже несмотря на все безобразия, о которых недавно написал Антон Губарев. А в какой-то степени и благодаря безобразиям. Отстранение от выборов «Справедливой России» трудно охарактеризовать каким-либо приличным словом, но благодаря этому ряды оппозиции несколько разбалансировались, и потому можно ожидать каких-то неожиданностей.