ЛЮБАРЕВ Аркадий Ефимович

КОНСТИТУЦИОННО–ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МНОГООБРАЗИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Диссертация на соискание ученой степени
кандидата юридических наук

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обычно после того, как проходит очередной цикл федеральных выборов, начинается новый этап внесения изменений в избирательное законодательство. Так было после 1996 г. и после 2000 г. Вряд ли эта традиция будет прервана в 2004 г.

По мнению А.Е. Постникова, “правила игры” при проведении выборов в России меняются неоправданно часто, что дестабилизирует правовую систему1. С другой стороны, по мнению М.С. Матейковича, избирательное законодательство должно совершенствоваться постоянно, ибо каждые выборы преподносят обществу новые уроки, дают широкое поле для работы над ошибками2.

Однако и Постников, и Матейкович сходятся в одном: совершенствование избирательного законодательства должно осуществляться системно. Пока же в работе над законодательством преобладает казуистический подход, когда в ответ на выявленную проблему придумывается новая норма, которая в следующем избирательном цикле может породить еще большую проблему3.

В докладе Центризбиркома, обнародованном в октябре 2000 г., предполагалось, что после прохождения очередного избирательного цикла (т.е. после 2004 г.) можно будет решить вопрос о кодификации избирательного законодательства4. По нашему мнению, время для кодификации действительно пришло.

Как отмечает В.В. Ксенофонтов, кодификация законодательства – это форма коренной переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его внутренней согласованности, а также “расчистки” нормативного массива, освобождения его от устаревших, не оправдавших себя “мертвых” норм5.

По нашему мнению, в процессе систематизации и кодификации избирательного законодательства первостепенное внимание должно быть уделено принципиальным вопросам, связанным с регулированием избирательных прав, определением избирательных систем и разделением полномочий Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в сфере избирательного правотворчества. И в этой связи полезными могут оказаться выводы и предложения, сделанные в настоящей работе.

Вопрос установления избирательной системы для тех или иных выборов вызывает ожесточенные споры среди юристов и политологов. В настоящем исследовании сделана попытка по новому взглянуть на проблемы определения и формирования избирательной системы (в узком смысле).

При исследовании избирательных систем становится понятным, что традиционное их деление на мажоритарную и пропорциональную не охватывает всего разнообразия моделей, используемых в мировой практике, в том числе и в нашей стране. Более правильно говорить не о двух системах, а о двух принципах – мажоритарном и пропорциональном, которые могут реализовываться путем абсолютно разных избирательных процедур. Так, система единственного передаваемого голоса часто преподносится как пропорциональная6, хотя она отличается от системы голосования по партийным спискам практически по всем параметрам.

Добавление к двум традиционно описываемым системам еще двух – полупропорциональной и смешанной, как это практикуется во многих учебниках, не приводит к желаемой полноте охвата (например, систему единственного передаваемого голоса все равно ни к одной из этих четырех систем строго не отнесешь), но при этом создает ощущение эклектики. Необходима более строгая научная классификация.

В настоящей работе предложена классификация избирательных систем, основанная в первую очередь на трех параметрах, непосредственно связанных с конкретными нормами, закрепленными в избирательном законодательстве: тип избирательного округа (одно- или многомандатный); тип голосования (за кандидата или за партию); способ голосования.

Наиболее сложным оказалось разобраться с системами, предусматривающими одновременное голосование за конкретного кандидата и за список партии. В то же время такие системы являются наиболее интересными и, по-видимому, перспективными. Благодаря использованию двух дополнительных параметров удалось разделить данный тип систем на четыре группы: система открытых партийных списков, “панаширование”, “персонализированная” смешанная система и система “добавочных представителей”. Более детальное изучение таких систем может стать предметом дальнейших исследований.

Анализ избирательных систем, применявшихся в нашей стране, начиная с 1989 г., показывает большое разнообразие (особенно на региональных и местных выборах) в применении различных модификаций мажоритарной избирательной системы, некоторые из которых незаслуженно отброшены и могут быть вновь введены в практику. В то же время ряд перспективных избирательных систем пока еще не получил в РФ широкого распространения, а некоторые системы еще ни разу не были опробованы. К таким перспективным системам относятся “персонализированная” смешанная система и системы, основанные на преференциальном голосовании (мажоритарно-преференциальная система и система единственного передаваемого голоса).

В федеративном государстве, каким является РФ, вопрос об избирательной системе, применяемой на региональных выборах, не может быть однозначно решен в федеральном законодательстве. Очевидно, законодатели субъектов Федерации должны иметь право самостоятельно определять принципиальные параметры региональной избирательной системы. В то же время федеральное законодательство может устанавливать определенные рамки для такого выбора. Вопрос в том, насколько жесткими могут быть подобные рамки.

Конституция РФ относит вопросы регулирования прав и свобод человека и гражданина к исключительному ведению Федерации, а защиту прав и свобод человека и гражданина – к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Следовательно, все, что касается регулирования и защиты избирательных прав граждан РФ, находится в компетенции федеральных органов власти. Другое дело, что вопрос о том, какое содержание должно вкладываться в понятие “избирательные права”, остается предметом дискуссии7.

Норма федерального законодательства, обязывающая избирать не менее половины депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ по пропорциональной системе, продолжает вызывать споры8. Главный вопрос обычно звучит так: имеет ли право федеральный законодатель навязывать регионам определенную избирательную систему?

На самом деле нет оснований утверждать, что центр навязывает регионам какую-то конкретную систему. Речь идет скорее о запрете использовать мажоритарную систему для избрания всего состава депутатского корпуса. И такой запрет можно считать оправданным: в силу того, что мажоритарная система не обеспечивает представительный характер избираемой ассамблеи.

Что касается навязывания конкретной системы, то уже первые опыты регионального законотворчества показывают: указанная новелла федерального законодательства привела не к унификации региональных систем, а, напротив, к большему их разнообразию. И это не удивительно, если учесть, что системы, предусматривающие пропорциональное представительство, отличаются значительно большим разнообразием, чем системы, основанные на принципе большинства.

Тем не менее, возможности регионального законотворчества еще не исчерпаны – даже в жестких рамках действующего федерального законодательства. Так, в регионах могла бы быть опробована “персонализированная” смешанная избирательная система, аналогичная действующей в Германии.

В то же время остаются сомнения в отношении требования федерального закона о том, что по пропорциональной системе должно избираться не менее половины депутатов. С нашей точки зрения правильнее было бы установить в федеральном законе более важные с точки зрения защиты избирательных прав параметры:

Один из главных выводов настоящей работы состоит в том, что в будущем кодифицированном избирательном законе должны быть перечислены избирательные системы, которые допускаются в РФ. При этом для каждой из этих систем должны быть прописаны подробные процедуры, в том числе регламентирующие порядок голосования, подсчета голосов и подведения итогов голосования – поскольку именно процедуры обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.

Субъекты РФ должны иметь возможность свободно устанавливать избирательную систему для региональных выборов в рамках, установленных федеральным законом. При этом было бы правильно, если бы основные параметры избирательной системы были закреплены в конституции или уставе субъекта РФ.

То же самое касается и местных выборов. Муниципальные образования должны иметь право устанавливать избирательную систему для местных выборов в рамках, установленных федеральным законом. Региональные законы не должны ограничивать этот выбор. При этом основные параметры избирательной системы должны быть закреплены в уставе муниципального образования.

Отдельное внимание должно быть уделено выборам в небольших муниципальных образованиях. Очевидно, что выборы органов местного самоуправления в сельском поселении, где проживает около тысячи жителей, не могут быть похожи на выборы органов местного самоуправления огромного города. В законодательство следует ввести понятие малого муниципального образования, и для таких образований установить специальные нормы. Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны, но следует действовать более последовательно и системно.

В целом система региональных и местных выборов в Российской Федерации продолжает развиваться и еще далека от совершенства. Для ее улучшения необходимо продолжать развитие законодательства, федерального и регионального, а также нормативных актов местного самоуправления.


1 См. Постников А.Е. // Материалы "круглого стола" по обсуждению законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Москва: РНЦГМУ, 2002, с. 9.

2 См. Матейкович М.С. Правовое регулирование выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1999, с. 101.

3 См. Матейкович М.С. Правовое регулирование выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1999, с. 145–147; Постников А.Е. // Материалы "круглого стола" по обсуждению законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Москва: РНЦГМУ, 2002, с. 11.

4 См. О развитии и совершенствовании законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах. Доклад Центральной избирательной комиссии Российской Федерации // Вестник ЦИК РФ, 2000, № 21, с. 86.

5 См. Ксенофонтов В.В. // Журнал о выборах. 2002. № 4. С. 14.

6 См. Лейкман Э., Ламберт Д.Д. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. М.: Изд-во иностранной литературы, 1958, с. 113–157.

7 См. Алехичева Л.Г. // Журн. рос. права. 1999. № 9. С. 9–15; Постников А.Е. // Материалы “круглого стола” по обсуждению законопроекта “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. Москва: РНЦГМУ, 2002, с. 11–14.

8 В Московскую городскую Думу в феврале 2004 г. внесен проект постановления о запросе в Конституционный Суд РФ по поводу указанной нормы.

Титульный лист | Политика | Оглавление диссертации

Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz