ЛЮБАРЕВ Аркадий Ефимович
КОНСТИТУЦИОННО–ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МНОГООБРАЗИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертация на соискание
ученой степени
кандидата юридических наук
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ РАЗНОГО УРОВНЯ
§ 3. Регулирование избирательной системы в нормативных актах муниципальных образований
Главным нормативным актом муниципального образования является его устав. Согласно действующему пока Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”1, в уставе муниципального образования должны быть указаны следующие нормы, имеющие отношение к выборам:
В новом, еще не вступившем в силу законе, этот перечень остался практически тем же2.
Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” содержит совсем немного отсылок к уставам муниципальных образований. Они касаются лишь срока полномочий органов местного самоуправления, а также компетенции, статуса и числа членов избирательной комиссии муниципального образования. Кроме того, в законе есть диспозитивная норма, разрешающая вводить в уставе “дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд”. Последняя норма представляется сомнительной: вопросы ограничения избирательных прав не должны быть предметом регулирования нормативного акта муниципального образования.
В то же время, как отмечалось в предыдущем параграфе, “рамочный” закон не дает прямого ответа на вопрос, вправе ли муниципальное образование самостоятельно определять избирательную систему или этот вопрос может быть решен за него региональным законодателем. Представляется, что право выбора избирательной системы на местных выборах должно быть закреплено за муниципальным образованием в рамках, установленных федеральным законом3.
В то же время, поскольку данный вопрос имеет важное значение, необходимо закрепить, что он может быть решен только в уставе муниципального образования, а не в других нормативных актах органов местного самоуправления.
В связи с этим возникает следующая проблема: как быть, если устав муниципального образования недостаточно подробно определяет избирательную систему, используемую на местных выборах. Возможны два пути решения этой проблемы. Первый путь – максимально подробно изложить в законе об общих принципах организации местного самоуправления требования к уставу в этой части – для того, чтобы устав, не содержащий необходимых норм, не мог быть зарегистрирован. Второй путь: закрепить в федеральном законе нормы, действующие по умолчанию (временные нормы). Например, установить, что в случае, если в уставе муниципального образования не определена избирательная система по выборам депутатов представительного органа местного самоуправления, выборы проводятся по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным округам. Если же в уставе предусмотрена возможность образования многомандатных округов, но не указано, сколько голосов имеет избиратель, то действует правило, согласно которому избиратель имеет количество голосов, равное числу мандатов, распределяемых в округе с наименьшим распределяемым числом мандатов.
На основании изложенного выше можно сделать следующие выводы:
1. За муниципальными образованиями должно быть закреплено право выбора избирательной системы, применяемой на местных выборах, в рамках, установленных федеральным законом.
2. Избирательные системы, применяемые в муниципальном образовании на местных выборах, должны быть закреплены в уставе муниципального образования.
3. Федеральный закон должен содержать временные нормы, действующие в тех случаях, когда устав муниципального образования не содержит норм, необходимых для проведения местных выборов.