Общий стереохимический генетический код - путь к биотехнологии и универсальной медицине XXI века уже сегодня

Л. Б. Меклер, Р. Г. Идлис

Раздел 3

ПАРАДОКС "ПРИМАТА ЭКСПЕРИМЕНТА"

В России вершину научной иерархии венчает фундаментальное Знание, то есть Теория и теоретики. Ниже располагаются экспериментаторы, почтительно взирающие на теоретиков снизу вверх. И уж только отпетые неудачники отправляются в прикладную науку...
...в Америке пирамиду науки венчают "прикладники", ниже толпятся экспериментаторы и уж вовсе у подножия пирамиды находятся теоретики, которые обслуживают экспериментаторов...
Если бы мне предложили сформулировать в одной фразе, в чем разница между физикой в Советском Союзе и физикой на Западе, я бы ответил: в Союзе физика это искусство; в Америке (а значит, и в Израиле, который в научном отношении является 51-м американским штатом) физика - это бизнес. А недавно мне пришла в голову и еще более еретическая мысль. В нарочито заостренной форме ее можно выразить так: Геббельс был прав - существует наука арийская и наука еврейская. Наука в Советском Союзе и отчасти в Европе - наука еврейская. Наука в Америке и в Израиле (!) - это наука арийская.
...Хочу подчеркнуть: я не даю оценок, не ставлю "отметок" ни евреям, ни неевреям. Я всего лишь хочу обратить внимание на одну особенность еврейской мысли: Теория, Идея превыше всего...
Марк Азбель. Иерусалимские размышления (Природа. 1991. № 10. С. 82)

Парадокс заключается в том, что, хотя ключевой компонент искомой "второй половины генетического кода", А-А-код, частный стереохимический код, определяющий построение Природой трехмерных молекул белков по ходу их синтеза рибосомами, а также их ренатурацию, был открыт еще в 1969 г., а его интерпретация в виде графа, выявившая и его симметрию, и его физико-химическую сущность, была опубликована еще в 1980 г.20;

А-Н-код (по терминологии западных исследователей, искомый ими по сей день код "identity") - код, определяющий взаимное узнавание полипептидами и белками соответствующих РНК и ДНК, согласно которому реализуется и обратная связь между генами и кодируемыми ими полипептидами, - ключевой процесс, определяющий взаимосвязь между средой обитания клеток и многоклеточных организмов и их жизнедеятельностью, был открыт одновременно с А-А-кодом;

следующий частный стереохимический код, названный нами кодом Полинга - Кори, или П-К-кодом (ибо он определяет переход "жидких", "промежуточных" трехмерных молекул белков, их "расплавленных глобул", структура которых формируется согласно А-А-коду, в "твердые" - "твердые" именно потому, что они содержат a-спирали и b-структуры, открытые Л. Полингом и Р. Кори), мы открыли еще в 1982 г. и тогда же показали, что соответствующий А-А« П-К-конформационный переход (фазовый переход первого рода типа "вода « лед") является термодинамической основой всей биомеханики;

и тогда же нами было установлено, что все эти частные коды в совокупности образуют общий стереохимический генетический код (ОСГК), - фундамент всей биологии21, и все это, в том числе и доказательство его справедливости, мы опубликовали не только на русском, но и на английском языке22;

западные исследователи, не только "переоткрывшие" через 15 лет А-А-код, а через 10 лет-граф А-А-кода (математическое выражение П-К-кода), но и в многочисленных прямых экспериментах доказавшие справедливость ключевого следствия существования А-А-кода (узнают друг друга и связываются друг с другом не только стереокомплементарные друг другу полинуклеотиды, но и кодируемые ими полипептиды23), а следовательно, и справедливость его математической интерпретации;

и даже западные авторы, признавшие, что А-А-код был открыт не в 1984 г., а в 1969 г., и не в США, а в СССР, и что тогда же было предсказано и данное ключевое следствие его существования, и следовательно, знакомые с логикой вывода этого стереохимического кода;

и даже западные авторы, в поисках кода "identify", поставившие прямые эксперименты, результаты которых однозначно демонстрируют, что искомый ими код "identity" и есть А-Н-код -

до сих пор не понимают действительного смысла полученных ими результатов и не используют их ни для решения проблемы самоорганизации пространственной структуры белков, ни для решения проблемы узнавания белками ДНК и РНК - хотя и стремятся к этим целям всеми силами24!

20 Идлис Р. Г. // Журн. Всесоюз. хим. о-ва им. Д. И. Менделеева. 1980. Т. 25. № 4. С. 431-434.

21 Меклер Л. Б. // Вести. АН СССР. 1978. № 9. С. 97-11 1; Меклер Л. Б. // Журн. Всесоюз. хим. о-ва им. Д. И. Менделеева. 1980. Т. 25. № 4. С. 460-473; Меклер Л. Б., Идлис Р. Г. Вселенная - единая взаимосвязанная система неживой и живой Природы. Возникновение, развитие и эволюция живых организмов стадия эволюции Вселенной, детерминированная Общим стереохимическим генетическим кодом. Тез. докл.на Всесоюзном симпозиуме "Поиск разумной жизни во Вселенной. SETI Tallinn-81", 7-13 декабря 1981 г. Таллинн, 1981. С. 33-34; Меклер Л. Б., Идлис Р. Г. // Биофизика. 1981. Т. 26. № 3. С. 584-585. Деп. в ВИНИТИ.№ 1476-81. 3.06.81 г.: Меклер Л. Б., Идлис Р. Г. // НТР: проблемы и решения (Бюлл. Всесоюз. о-ва "Знание"). 1989. № 4 (91); № 5 (92);  № 12 (99); Меклер Л. Б. // Новости науки и техники (Приложение к Вести. АПН "Советская Панорама") № 16 (195) от 10 июня 1989 г.; Меклер Л. Б., Идлис Р. Г. // Приложение к вестнику АПН "Новости науки и техники". 1990. № 26 (241); Меклер Л. Б., Идлис Р. Г. // Деловой мир. 1992. 28 августа. С. 11; Меклер Л. Б.,Идлис Р. Г. // Деловой мир. 1992. 30 октября.

22 См. в конце статьи перечень основных статей авторов.

23 Mekler L. В. // Аста virologica. 1975. V. 19.Р. 501-508; Меклер Л. Б. // Биофизика. 1977. Т. 22.№ 6. С. 11 29-11 39. Этому важнейшему прямому доказательству верности А-А-кода, кстати, прямо противоречит основная догма молекулярной биологии, согласно которой генетический код не может иметь стереохимической основы, а поэтому его возникновение - результат "замороженного случая" (Crick F. Н. С. // J. Molec. Biol. 1968. V. 38. Р. 367-379).

24 Blalock J. Е., Smith Е. М. Hydropathic anticomplementary of amino acids based on the genetic code // Biochem. Biophis. Res. Com. 1984. V. 121. N 1. Р. 203-207; Zull J. Е., Smith S. К. Is Genetic code reduntancy related to retention of structural informationin both DNA strands? // TIBS 1990. V. 15. P. 257-261; Blalock J. Е. Complementarity of peptides specified by sense and antisense strands of DNA // TIBTECH-June 1990. V. 8. P. 140-144; Lu F. X., Aiyar N., Chaiken I. Affinity capture of [Arg8] vasopressin receptor complex using immobilized antisense peptide //Proc. Nath. Acad. Sci. U. S. A. 1991. V. 88. P. 3642-3646: "Mekler (1) predicted that polypeptides encoded in the antisense strand of DNA, here defined as antisense peptides, would recognize sense peptides encoded by the corresponding sense DNA", - (1) М е kl e r L. B. Biophys. USSR (Engl. Trans.) 1969. V. 14. P. 613-617; De Duve С. The second genetic code // Nature. 1988. V. 333. P. 117; Hou Y.-M., Schimmel P. A simple structural feature is a major determinant of the identity of a transfer RNA // Ibid. P. 140-145.