Вывод кода

Еще 20 лет тому назад М.Фишман [62, 63, 84] впервые опубликовал результаты экспериментов, свидетельствующих о существовании в клетках иммунологической системы комплексов состава антигенный детерминант – РНК, способных инициировать синтез антител, специфичных по отношению к связанному с этой РНК антигенному детерминанту. Считается, однако, что такого рода идеи противоречат общепринятой парадигме —клонально-селекционной теории иммунитета, разработанной Ф.Бернетом [69]. Тем не менее, на протяжении этих 20 лет эти результаты неоднократно подтверждались самыми различными исследователями (см., например, обзоры [64, 65] и статьи [66, 67]). Мы полагаем, что эти данные соответствуют действительности, и используем их при приводимом ниже выводе кода. Теория иммунитета, разработанная на основе этих идей, опубликована ранее [68, 83].

Рассмотрим систему, показанную на рис. 3. В соответствии с принципом линейного узнавания антигенный детерминант и активный центр антитела представляют собой олигодептиды, аминокислотные остатки которых попарно взаимно комплементарны. Имея в виду результаты упомянутых выше иммунологичных экспериментов, приходим к выводу, что антигенный детерминант, показанный на рис. 3, должен связываться с показанной на этом рисунке РНК, кодирующей активный центр антитела. А это означает, что согласно принципам 2 и 3 кодоны этой РНК являются антикодонами для аминокислотных остатков антигенного детерминанта. Отсюда следует, что взаимно комплементарными могут быть только такие пары аминокислотных остатков, у которых хотя бы один из кодонов, кодирующих первый аминокислотный остаток, является антикодоном второго.

Применяя это положение к каждому из 20 аминокислотных остатков, из которых состоят биологические полипептиды, получаем код, определяющий узнавание и связывание друг с другом этих аминокислотных остатков. Впервые этот код был опубликован в статье [34]. Здесь он приводится в виде таблицы 1. На рис. 4 взаимосвязи между аминокислотными остатками биологических полипептидов показаны графически.