Мои путешествия

Настоящий материал (информация) произведен, распространен Любаревым Аркадием Ефимовичем, являющимся учредителем, участником и генеральным директором ООО «Честные выборы», включенного в реестр иностранных агентов.

Детство

В детстве я ездил с родителями в отпуск – каждый год, начиная с 6 лет.

Но первый раз это случилось, когда мне было 3 года. В 1961 году родители взяли меня с собой в поездку: Тирасполь (где жили папины родственники), Бугаз (Одесская область, на берегу Черного моря), Одесса (где жили родственники и папины, и мамины). Туда – поездом, обратно – самолетом. От этой поездки у меня почти не осталось воспоминаний.

Следующий раз родители взяли меня с собой в Крым в 1964 году. Доехали на поезде до Феодосии, оттуда – в Планерное, где родителям не понравилось, и мы в результате остановились в Судаке. Потом переехали в Морское.

В 1965 году папа летом занимался наладкой Конаковской ГРЭС. Мама поехала туда в отпуск и взяла меня с собой. Там, на Волге, я окончательно научился плавать.

В 1966 году повторилась поездка Тирасполь–Бугаз–Одесса. Разница только в том, что в 1961 году мы отдыхали на Бугазе дикарями, а в этот раз – в пансионате.

В 1967 году мы поехали дикарями в окрестности Сочи (маленькое поселение Осока, всего несколько домиков, между Головинкой и Якорной щелью). Снимали комнату у знакомых дальней родственницы (она тоже там тогда была). Доехали поездом до Лоо, оттуда автобусом. Возвращались самолетом из Адлера.

В 1968 году отдыхали в пансионате в Айдарово (Тульская область, на Оке). Лето было дождливое, зато грибов было очень много.

В 1969 году папа был в санатории в Друскининкае, а мы с мамой там же отдыхали дикарями.

В 1970 году снова поехали в Сочи. На этот раз в пансионат в Хосте. Туда и обратно – на самолете. На обратном пути повезло: из-за одесской холеры многие рейсы отменили или задержали, но мы улетели без проблем.

В 1971 году снова поехали на Оку в Тульскую область. На этот раз в пансионат около Велегожа.

Отрочество

В 1971 году я перешел в школу № 444 (в класс к Якову Самойловичу Черняку) и стал ездить не только с родителями, но и с классом. В осенние каникулы 1971 года Я.С. показал нам Ленинград, в зимние 1971–1972 года – Псков, Изборск, Печоры и Таллинн. В весенние каникулы я не поехал. А в летние каникулы (в июне) – снова в Ленинград (с посещением Петродворца, Пушкина и Павловска), затем – Петрозаводск и Кижи (Кижи до сих пор остались самой северной точкой моих путешествий).

Летом 1972 года я первый раз за долгие годы не ездил отдыхать с родителями. И первый раз оказался в пионерлагере (хотя уже был комсомольцем). В июле – в районе Рузы, а в августе – в Евпатории (в лагере Минобороны «Чайка»). Воспоминания остались не лучшие.

Летом 1973 года – последняя поездка с Яковом Самойловичем (после каникул я уже оказался в другом классе) – поездка на теплоходе по маршруту Москва–Астрахань–Москва (туда и обратно через канал Москва–Волга). Всех остановок не помню, но точно были Ярославль, Углич, Горький, Казань, Ульяновск, Куйбышев, Волгоград, Астрахань.

Тогда же, в 1973 году папа купил первый автомобиль («копейку»). И мы в июле–августе совершили первую поездку. Сначала через Новгород и Псков поехали в Эстонию, остановились в кемпинге на озере Пюхаярве (около г. Отепя). Там нам понравилось, но захотелось куда-то еще. Поехали на Чудское озеро, но там не понравилось, и мы вернулись на Пюхаярве. Затем через Вильянди поехали к морю, в Пярну, оттуда доехали до Риги, нигде не задерживаясь. Затем поехали в Литву, намереваясь остановиться на игналинских озерах. Но в Паневежисе папа разговорился с одним местным литовцем, и тот посоветовал поехать на озеро Бальтейи-Лакаяй недалеко от Молетая. Мы так и сделали и не пожалели: родители потом ездили туда почти каждый год вплоть до 1991 года.

В 1974 году мы вновь поехали в Прибалтику на автомобиле. Сначала под Калининград – в Приморье. Затем на Куршскую косу, через нее – в Палангу, но там не задержались, а решили опять поехать на озеро Бальтейи-Лакаяй, где и провели остаток отпуска.

В 1975 году я поступал сначала в МГУ, потом – в МИТХТ им. Ломоносова. Когда поступил, уже была вторая половина августа. И мы на автомобиле совершили коротенькую поездку в Калининскую область, провели около недели в лесу недалеко от Селигера.

Юность

Лето 1976 года я провел в стройотряде в Чеховском районе Московской области. В зимние каникулы 1977 года отдыхал в пансионате в Конаковском районе Калининской области.

Летом 1977 года вновь поехал с родителями в Литву – на озеро Бальтейи-Лакаяй.

На зимние каникулы 1978 года мы с моей будущей женой Мариной поехали в пансионат «Восток-6» в Зеленогорск Ленинградской области (разумеется, посетили и Ленинград).

Летом 1978 года вновь поехал с родителями в Литву. Тогда мы еще пытались найти новое место, проехали через северную Белоруссию к Зарасаю, но быстро решили, что лучше озера Бальтейи-Лакаяй нам не найти.

Зимой 1979 года мы с Мариной поженились и на зимние каникулы опять поехали в «Восток-6». В летние каникулы сначала мы с Мариной отдыхали в пансионате под Чеховым, а потом поехали на озеро Бальтейи-Лакаяй уже вчетвером.

Молодые годы

В январе 1980 года у нас родился сын. Летом 1981 года мы последний раз съездили с Мариной в пансионат в Тульскую область – около Ясной поляны (туда ехали через поселок Шварцевский, где находится Болоховский химический комбинат, с которым сотрудничала теща, где нам дали путевки; во время отдыха ездили с экскурсией в Орловскую область, в Спасское–Лутовиново).

В том же 1981 году теща получила участок в садоводческом товариществе «Витамины». И в течение длительного времени (1982–2002 годы) мы все отпуска проводили там.

На работе у меня иногда случались командировки: в 1985 году – в Киев, в 1986, 1987 и 1994 годах – в Пущино, в 1988 году – в Тольятти, а чуть позже – в Душанбе, в 1992 году – в Санкт-Петербург, а чуть позже – в Торжок, в 1993 году – под Звенигород.

1996–2002 годы

В 1996 году я первый раз попал за границу, на конференцию в Орлеан. Один день удалось погулять и по Парижу.

В 1997 году мы с моим начальником (профессором Б.И. Кургановым) съездили в Пекин. Побывали и на Великой китайской стене. Пекин пока остается самой восточной точкой моих путешествий.

В 1998 году вновь съездил в Санкт-Петербург – возил туда китайцев, приехавших к нам на симпозиум, заодно взял Марину и сыновей.

В 1999 году была поездка на симпозиум в Италию. Симпозиум проходил в горном отеле недалеко от г. Барга (Тоскана), но нас свозили еще в Пизу и Луку, и мы сами побывали в Барге. И пол-Италии проехали на автобусе, поскольку прилетели в римский аэропорт, а улетали через миланский.

В 2000 году вновь побывал в Пекине, на этот раз был один и проработал там месяц.

В 2002 году вновь была командировка в Санкт-Петербург.

С 2003 года

С 2003 года мы с Мариной стали проводить отпуск в путешествиях.

В 2003 году мы съездили в Германию к родственникам Марининым и моим. Из экономии поехали на автобусе (последующие путешествия – только самолетом). Побывали в Гамбурге, Рендсбурге, Экенферде, Шлезвиге, Киле, Любеке, Берлине и Потсдаме.

В 2004 году поехали на море (мы оба не были на море более 25 лет) – в Турцию, около Бодрума. На экскурсиях были в Эфесе, Памуккале, Дальяне.

В 2005 году весной съездили в Израиль, встречались с родственниками и одноклассниками. Побывали в Эйлате, Беэр-Шеве, Реховоте, Тель-Авиве, Рамат-Гане, Кфар-Сабе, Нетанье, Хайфе, Акко, Нахарии, Табхе, Капернауме, Цфате, Иерусалиме, а также на Мертвом море.

Осенью 2005 года съездили на Кипр, в Протарас. На экскурсиях были в Пафосе, Курионе, Саламисе, Фамагусте. Пешком дошли до мыса Греко.

Весной 2006 года ездили в Грецию. Сначала отдыхали на Крите, около Малии (где руины одного из дворцов, которые мы посетили), с экскурсиями были в Кноссе, Ираклионе, Айос-Николаосе, острове Спиналонга, «Пещере Зевса». Потом – Афины, поездки в Дельфы, Метеоры, на Пелопоннес (Нафплион, Эпидавр, Микены) и отдых на море около Лутраки.

Осенью 2006 года отдыхали в Тунисе, около Хаммамета. С экскурсиями были в г. Тунис (в т.ч. на руинах Карфагена), в пустыне Сахара, в форте Келибия и на руинах Керкуана.

В 2007 году ездили только один раз – в Хорватию. Отдыхали около Пореча, ходили пешком в Пореч и Фунтану. С экскурсиями были в городах Ровинь, Пула, Грожнян, Опрталь, пещере Баредине, на острове Большой Бриони, Лимском заливе, а также на Плитвицких озерах.

В 2008 году в июне отдыхали в Турции, в Олудениз (около Фетхие). С экскурсиями были в Фетхие, Тлосе, каньоне Сакликент.

Осенью 2008 года ездили в Черногорию, в Будву. С экскурсиями были в Герцег-Нови, Которе, на Скадарском озере, а также в хорватском Дубровнике.

В 2009 году мы позволили уговорить себя вступить в Клуб Ла Коста. Оформили пробное членство на 3 года и через 3 года благополучно его покинули («клубный» способ отдыха оказался нам неудобен). Через Клуб Ла Коста мы отдыхали 4 раза:

– весной 2009 года на Тенерифе (в Пля де лас Америкас; с экскурсиями были около горы Тейде и в Лоро-парке);

– в мае–июне 2010 года в Риме, а затем в Австрии, между г. Зальфельден и Цель-ам-Зе (посетили также Вену, Зальцбург, Верфен с пещерой Айсризенвельт и Кримльский водопад);

– осенью 2010 года вместе с семьей старшего сына в Турции, на берегу залива Бозбук Эгейского моря (с экскурсией посетили Дидим);

– летом 2011 года вместе с семьей старшего сына в Андалузии, вблизи Фуэнхиролы (с экскурсией посетили Севилью и Гранаду, самостоятельно – Малагу, Бенальмадену, Фуэнхиролу, Михас и Кала-Михас).

Осенью 2009 года мы с семьей старшего сына попали еще в один клубный отель – на Крите, около Ретимно. С экскурсиями были на руинах дворца в Фесте, в Матале, на островах Грамвуса, в ущелье Мили.

Весной 2011 года с экскурсионной программой посетили Кельн, Амстердам, Гаагу, Делфт, парк Кекенхоф, Брюгге, Гент, Антверпен, Брюссель, Люксембург, Трир. Потом самостоятельно и с помощью моих родственников осмотрели Люксембург и Вианден, затем поехали к родственникам Марины в Висбаден, с их помощью побывали также в Мангейме, Ладенбурге, Вайнхайме, Рюдесхайме и Элтвиле.

Весной 2012 года побывали в Париже (а также Руане, Довиле, Версале, Фонтенбло, Шамборе, Шенонсо) и Праге.

Осенью 2012 года отдыхали с семьей старшего сына в Каталонии, в Кап Салоу. С экскурсиями посетили Барселону, Таррагону, Реус.

В феврале 2013 года были с экскурсионной программой в Португалии, посетили Лиссабон, Порту, Брагу, Гимарайнш, Коимбру, Фатиму, Томар, Алкобасу, Баталью, Обидуш, Эвору, Синтру и мыс Рока.

Весной 2014 года отдыхали с семьей старшего сына в Доминиканской Республике, в Баваро. С экскурсиями посетили Санто-Доминго, острова Каталина и Саона. Город Санто-Доминго стал самой западной точкой моих путешествий, а остров Саона – самой южной.

В сентябре 2014 года вновь отдыхали с семьей старшего сына в Каталонии, на этот раз в Льорет-де-Мар. С экскурсиями посетили Жирону, Фигерас, Ампуриес, Рупит, Бесалу, французские Перпиньян и Коллиур, самостоятельно – Барселону, Тосса-де-Мар и Бланес.

В сентябре 2015 года были с Мариной в круизе по Западному Средиземноморью. Посетили Саону, Чивитавеккью, Палермо, Ибицу, Пальму-де-Майорка и Барселону.

Весной 2016 года ездили в Австрию и Венгрию. Жили в Вене, Будапеште и Хевизе (где купались в термальном озере), посетили также словацкую Братиславу, Сентендре, Кестхей и Тапольцу.

В сентябре 2016 года впервые поехали отдыхать с семьей младшего сына. Отдыхали на Крите, в Амударе. С невесткой были на экскурсии в Самарийском ущелье. Сын брал напрокат машины, и мы с ним ездили в Ираклион и Кносс, на озеро Курнос (с заездом в Ретимно), в Маталу (с заездом в Гортину и Фест) и Иерапетру.

В апреле 2017 года путешествовали по Италии. Сумели посетить 15 городов Верону, Мантую, Модену, Болонью, Равенну, Феррару, Парму, Реджо-Эмилию, Флоренцию, Лукку, Пизу, Сиену, Сан-Джиминьяно, Падую и Венецию.

В октябре 2017 года отдыхали в семьей старшего сына в Белеке (Турция). Посетили окрестности - Анталью, Сиде, руины Аспендоса и Перге, водопад Манавгат.

В феврале - марте 2018 года ездили в Испанию. Экскурсионный тур включал Мадрид и окрестности (Толедо, Сеговия, Алькала-де-Энарес, Аранхуэс, Эскориал). Планировали поехать и по другим городам, но из-за семейных обстоятельств поездку пришлось сократить.

В феврале 2019 года в честь 40-летия совместной жизни совершили с Мариной первую за много лет поездку по России - двухдневную экскурсию в Суздаль и Владимир (с посещением Кидекши, Боголюбово, церкви Покрова на Нерли).

В сентябре - октябре 2019 года отдыхали с семьей младшего сына в Белеке (Турция). Посетили с экскурсией озеро Салда, пещеру Инсую и руины Сагалассоса. Ездили также на взятой напрокат машине в Анталью и к водопаду Куршунлу.

Весной 2020 года намечался экскурсионный тур по Швейцарии, но он сорвался из-за пандемии. Но в августе-сентябре 2020 года удалось отдохнуть вдвоем в Мармарисе (Турция). Экскурсий не брали, кроме двух плаваний на яхте - по заливам Хисароню и Мармарис.

В апреле 2021 года совершили трехдневную экскурсию в Ярославль, Кострому и Нерехту (с посещением находящихся за чертой этого города Лавровской фабрики художественной росписи, Троице-Сыпаново Пахомиево-Нерехтского монастыря и Свято-Успенской Тетеринской пустыни).

В октябре 2021 года отдыхали около Аланьи (Турция). С экскурсиями были в Аланье и Сиде.

В сентябре 2022 года совершили трехдневную экскурсию на теплоходе в Углич и Мышкин.

В январе 2023 года съездили в Узбекистан, посетили Ташкент, Самарканд и Бухару.

В апреле 2023 года были в Израиле (в основном в Хайфе, а также в Акко и Нагарии), по пути туда и обратно останавливались в Баку (были также в окрестностях, Сураханах и Балаханах).

В сентябре-октябре 2023 года отдыхали в Кисловодске. Самостоятельно ездили в Пятигорск, с экскурсиями - в Домбай и еще некоторые места Карачаево-Черкесии.

В январе 2024 года совершили четырехдневную экскурсию по маршруту Боровск - Малоярославец - Калуга - Козельск (с посещением Шамординского монастыря, с. Нижние Прыски и Оптиной пустыни) - Полотняный Завод - Ясная Поляна - Тула.

В апреле 2024 года отдыхали в санатории "Лесной", расположенном на окраине пос. Иноземцево - между Железноводском и Пятигорском, у подножия Бештау. Ездили и в Железноводск, и в Пятигорск, посетили с экскурсией Чегемское ущелье (в Кабардино-Балкарии). Я гулял по Бештаугорскому лесу, поднимался на некоторые невысокие скалы.

С 2005 года у меня было много командировок по России. В 2005 году – в Санкт-Петербург и Новосибирск, в 2006 – в Пермь, в 2007 – в Зеленоградск (с посещением Калининграда), Санкт-Петербург и Барнаул, в 2008 – в Санкт-Петербург, в 2009 – опять в Санкт-Петербург (дважды), в 2010 – в Барнаул, Новосибирск, Томск, Екатеринбург, Воронеж, Калининград, Рязань, Санкт-Петербург, Петрозаводск и Тулу, в 2011 – в Нижний Новгород, в 2012 – в Санкт-Петербург (трижды), Тверь, Вышний Волочек и Ижевск, в 2013 году – в Пермь, в 2014 году – в Нижний Новгород и Барнаул (после конференции была поездка в Республику Алтай – до с. Манжерок), в 2016 году в Санкт-Петербург, в 2017 году - в Санкт-Петербург, Ярославль и Челябинск (были также в Троицке и поселке Ясные Поляны).

Затем был довольно большой перерыв. И только в 2022 году вновь съездил в Санкт-Петербург.

Было и несколько загранкомандировок: в 2008 году – в Париж, в 2009 году – в Данди (с посещением Эдинбурга и Лондона), в 2010 – в Косово (был в г. Приштина, Печ, Малишево), в 2011 – в Брюссель и Кельн, в 2014 в Варшаву. В 2016 году пришлось слетать на один день в Брюссель, прервав отдых в Будапеште и оставив там Марину. В 2018 году вновь был короткий визит в Брюссель.

В 2013 дважды съездил в Германию - наблюдал за выборами в бундестаг и ландтаги, заодно поездил по стране. Первый раз посетил Берлин, Потсдам, Дрезден, Лейпциг, Эрфурт и Висбаден. Второй раз - Мюнхен, Вюрцбург, Ганновер, Магдебург и Берлин.

В 2014 году трижды был в Украине. В мае (во время президентской кампании) дважды был в Киеве. В октябре (во время парламентской кампании) совместил рабочую поездку с путешествием по стране и встречей с родственниками и знакомыми. Посетил Киев, Харьков, Кировоград, Добровеличковку и Помошную (откуда мои предки), а также Одессу.

В марте 2015 года поехали с Мариной в Израиль, где в это время были выборы в Кнессет. Но большую часть времени посвятил встречам с родственниками и знакомыми, осмотром достопримечательностей и отдыху. Посетили Хайфу, Нахарию, Парк Ротшильда, Кейсарию, Тель-Авив, Реховот, Иерусалим, Эйлат, а также палестинские территории (включая Хеврон).

В октябре 2015 вновь был в командировке в Украине - на местных выборах. Посетил Киев, Кировоград, Добровеличковку, Помошную, Одессу, Хмельницкий и Черновцы.

В 2017 году был в Париже и Берлине: наблюдал за проведением второго тура выборов в Национальное собрание Франции в июне и выборами в бундестаг в сентябре.

В мае 2019 года был в Швеции: наблюдал за выборами в Европарламент.

В июне 2019 года вновь поехал на конференцию в Данди, в этот раз вместе с Мариной. После конференции мы с ней посетили Абердин, Эдинбург, Глазго и Лондон.

А в декабре 2019 вновь оказался в Лондоне - наблюдал за досрочными парламентскими выборами.

В сентябре 2021 года в третий раз наблюдал выборы в бундестаг. В основном был в Дрездене (по приглашению министра-президента Саксонии), но одну ночь провел в Берлине у родственников жены.

В октябре-ноябре 2022 года ездил один в Израиль, где в это время были выборы в Кнессет. Хотя это в большей степени был отдых - купание в море и встречи с родственниками. Жил в Хайфе, посетил также Тель-Авив и Нахарию.