Иудаизм

Религия, возникшая в конце 2-го – 1-ом тысячелетии до н.э. в Палестине, распространена среди евреев.

Заселившие в 13 в. до н.э. Палестину древнееврейские племена объединились вокруг культа бога племенного союза Яхве. Поклонение Яхве (имя которого было позже табуировано и заменялось словом "господь") первоначально не исключало культы других богов. Яхве не имел ни изображения, ни храмов, ему был посвящен шатер ("скиния") и в нем ларец ("ковчег"), считавшийся земным местопребыванием бога, незримо присутствовавшего во всем мире. Официальный культ осуществлялся особой кастой левитов.

После возникновения в конце 11 в. до н.э. Израильско–Иудейского царства культ Яхве стал официальной религией этого государства. Царь Соломон в 10 в. до н.э. построил Храм Яхве в Иерусалиме. После разделения царства на Израильское и Иудейское Храм сохранил значение главным образом для Иудейского царства.

В постепенном складывании иудаизма важнейшую роль сыграло пророческое движение, развивавшееся с 9–8 вв. до н.э. С 8 в. до н.э. проповеди пророков записывались. Возникла концепция "договора" ("завета") между израильскими племенами и Яхве. Внешним признаком "завета" было объявлено обрезание.

В 9–7 вв. до н.э. сложились в основном первые 5 книг Библии, составившие Пятикнижие Моисея (или Тору), наиболее почитаемую в иудаизме часть Библии. В дальнейшем все социальные бедствия, выпадавшие на долю евреев, объяснялись отступлением от буквы Торы. Это определило догматический характер иудаизма и большое значение, которое придается точному исполнению предписываемых Торой ритуалов.

В 586 г. Храм был разрушен вавилонским царем Навуходоносором II, большая часть иудеев была переселена в Вавилонию. После возвращения иудеев в Иерусалим в 516 г. был построен "второй Храм". Руководители новой религиозной общины не приняли в нее иудеев, не побывавших в плену под предлогом их смешанности с людьми, почитавшими других богов. Изоляция верующих евреев (под предлогом их богоизбранности) стала одной из важнейших догм иудаизма; однако в дальнейшем было признано, что для вступления в "завет" с богом, независимо от происхождения, достаточно обрезания и выполнения требований Торы.

Около 100 г. н.э. был окончательно установлен канон священных книг иудаизма (т.н. еврейская Библия). В связи с введением письменного канона мужчинам еврейской религиозной общины вменялась обязательная грамотность; это правило сохранялось и в дальнейшем.

После разрушения римлянами в 70 г. н.э. "второго Храма" богослужение в Храме было заменено молитвенными собраниями в синагогах под руководством учителей религиозного закона (раввинов) вместо жрецов. Раввины обычно управляли и гражданско-правовой жизнью членов общины. Разработка религиозного учения иудаизма продолжалась в виде комментирования Библии: к концу 5 в. был создан Талмуд.

Важнейшие праздники иудаизма: суббота (когда запрещается всякая деятельность), лунный новый год ("рош-ха-шона"), на 10-й день после него – "судный день" ("йом-кипур") – день поста и покаяния, пасха – весной, пятидесятница ("шавуот") – летом, праздник кущей ("суккот") – осенью, на 8-й день после него – праздник "веселья Торы".

Титульный лист | История | История евреев

Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz