Привилегии
для партийных кандидатов

Аркадий Любарев*

Сегодня Дума рассмотрит во втором чтении закон о выборах президента. Этим документом партии, "проскочившие" в Думу, наделяются такими льготами, что выдвинутые ими кандидаты в президенты будут иметь исключительное преимущество перед независимыми.

Изменения, вносимые в избирательное законодательство в последние годы, преследуют в основном одну цель — усилить роль политических партий в избирательном процессе. Уже в законе "О политических партиях" был заложен принцип, согласно которому партии стали единственными организациями, которые имеют право выдвигать кандидатов на федеральных и региональных выборах. Далее в федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" были внесены такие важные новшества, как введение пропорциональной системы на выборах в региональные парламенты и освобождение партий, прошедших в Государственную думу, и кандидатов, выдвинутых этими партиями, от сбора подписей и внесения залога на последующих выборах всех уровней.

Эти новшества встретили неоднозначную реакцию в обществе и элите и вызвали многочисленные споры. Однако в целом данную тенденцию можно приветствовать: благодаря ей политика должна стать более профессиональной, а политическое пространство более структурированным.

Важно также то, что политические партии не сделались единственными субъектами выдвижения кандидатов — закон сохранил для любого гражданина, обладающего пассивным избирательным правом, возможность самовыдвижения. А значит, у избирателя остается возможность выбирать независимых (от партий) кандидатов.

Однако сегодня предпринимается попытка перейти ту черту, которая отделяет разумные решения, направленные на усиление роли партий, от неоправданных привилегий для партий и партийных кандидатов. Впрочем, уже в закон "Об основных гарантиях..." попала норма, согласно которой партиям могут быть предоставлены дополнительное эфирное время и дополнительная печатная площадь. Эта норма прошла никем не замеченной — уж очень неясно было ее содержание.

Но вот в проекте закона "О выборах президента Российской Федерации" данная норма приобрела вполне конкретные черты. Проект предусматривает, что партии, выдвинувшие кандидата на должность президента, получают для проведения предвыборной агитации одну треть бесплатного эфирного времени и половину бесплатной печатной площади. И это эфирное время и печатную площадь они могут предоставлять выдвинутым ими кандидатам.

В результате партийные и независимые кандидаты окажутся в существенно неравных условиях. Нетрудно подсчитать, что при равном числе кандидатов от партий и самовыдвиженцев партийные кандидаты получают в три раза больше бесплатной печатной площади и в два раза больше бесплатного эфирного времени (и при этом в пять раз больше бесплатного времени для индивидуальных выступлений).

Ничего подобного до сих пор в российском избирательном законодательстве не было. Всегда существовали разные пути выдвижения кандидатов. Но фундаментальным оставался главный принцип — все зарегистрированные кандидаты имеют равные права на ведение предвыборной агитации.

Разработчики законопроекта, очевидно, считают, что принцип равенства надо модернизировать: все партийные кандидаты равны между собой, и все независимые кандидаты тоже равны, но только между собой. Интересный подход, но очень сомнительный в свете статьи 19 Конституции Российской Федерации. И ведь этот подход можно развить дальше. Например, решить, что партийные кандидаты для избрания должны получить 50 процентов голосов, а независимые, ну, скажем, 60. Логично?

Интересно, что об этом совершенно революционном новшестве разработчики законопроекта стараются не упоминать. Например, в пояснительной записке к проекту о нем не сказано ни слова. Вероятно, в надежде, что оно пройдет незамеченным.

При подготовке законопроекта ко второму чтению лишь три субъекта законодательной инициативы выступили в защиту равенства кандидатов: правительство России, Московская областная дума и депутат Сергей Митрохин (фракция "Яблоко"). Но предложенные ими поправки думский комитет по государственному строительству отклонил с мотивировкой: "Не соответствуют концепции законопроекта". Таким образом, принцип неравных прав кандидатов уже провозглашен в качестве концепции.

* Автор — эксперт по вопросам избирательного законодательства

Опубликовано в газете "Время МН" 20 декабря 2002

Титульный лист | Политика Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz