МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В МОСКВЕ: РАЗВИТИЕ ИЛИ ЛИКВИДАЦИЯ

Аркадий Любарев, Москва

После того как Мосгорсуд в декабре 2000 г. признал ряд положений закона “О районной Управе в городе Москве” не соответствующим федеральному законодательству, в столице началось медленное движение к приведению норм московского законодательства о местном самоуправлении в соответствие с федеральным (см. РРБ, 2001, т. 3, № 21, 2002, т. 4, № 5 и 8). В марте 2001 г. Правительство Москвы приняло концепцию дальнейшего развития местного самоуправления. В июне - июле того же года городская Дума приняла новую редакцию Устава и поправки к закону “О районной Управе в городе Москве”, согласно которым районы города были признаны муниципальными образованиями, а районная управа - органом местного самоуправления. Однако гл. 9 Устава, касающуюся местного самоуправления, предполагалось ввести в силу только после истечения четырехлетнего срока полномочий районных собраний, избранных 19 декабря 1999 г.

В начале нынешнего года мэр Москвы внес в городскую Думу проект закона “Об организации местного самоуправления в городе Москве”, который был призван заменить закон “О районной Управе в городе Москве”. 27 февраля этот закон был принят в первом чтении. 6 мая истек срок подачи поправок к нему. Однако дальнейшая работа над законопроектом была приостановлена. По-видимому, московские власти ждали результатов работы комиссии Дмитрия Козака.

И вдруг в начале сентября - как гром среди ясного неба - московские власти резко изменили концепцию. 10 сентября Правительство Москвы рассмотрело вопрос “О первоочередных мерах по совершенствованию деятельности территориальных органов власти и органов местного самоуправления муниципальных образований города Москвы”. На этом заседании (его вел вице-мэр Валерий Шанцев) было принято “Положение об Управе района города Москвы” и одобрены проекты изменений 17 статей Устава и одной статьи закона “О Правительстве Москвы”. В течение двух следующих дней одобренные законопроекты были внесены в городскую Думу.

Суть изменений сводится к следующему. Вместо районной управы - органа местного самоуправления создается управа района - территориальный орган исполнительной власти города, подчиненный Правительству Москвы. Параллельно в районе создаются органы местного самоуправления. Главный, однако, вопрос - в разделении полномочий. За управами (органами городской исполнительной власти) остается большая часть полномочий, которые имеют нынешние управы (органы местного самоуправления). Перечень полномочий, которые предлагается закрепить за органами местного самоуправления, включает 23 пункта. Однако лишь небольшая их часть предусматривает возможность принятия самостоятельных решений: снижение брачного возраста, организация опеки и попечительства, охрана прав несовершеннолетних, организация местных праздничных мероприятий, организация первичных мер в области пожарной безопасности. Остальное - внесение предложений в органы исполнительной власти города. Или полномочия по управлению муниципальной собственностью, которой пока нет и которой неоткуда появиться. Соответственно полномочиям предлагается и наделение органов местного самоуправления финансовыми ресурсами (примерно 10 руб. в год на одного жителя).

На заседании комиссии Думы по государственному строительству и местному самоуправлению один из советников районного собрания задал вице-премьеру Правительства Москвы Анатолию Петрову простой вопрос: сможет ли теперь орган местного самоуправления принять решение, куда поставить скамейку? Ответ был не менее четким: не сможет.

В интервью “Российской газете” А. Петров выразился так: “В Санкт-Петербурге с самого начала было создано местное самоуправление, у которого фактически не было и нет никакой реальной власти... Сейчас мы вынуждены во многом воспользоваться питерским опытом”.

Предложения Правительства Москвы уже получили поддержку большинства членов комиссии Думы по государственному строительству и местному самоуправлению. Совсем по-другому отнеслись к этой инициативе некоторые депутаты Госдумы и городские отделения “Яблока”, СПС и КПРФ. Эти три партии, редко находящие общий язык, вначале провели общую пресс-конференцию, а затем, 20 сентября, - чрезвычайное собрание, в котором приняли участие около 400 человек - в основном советники районных собраний. Там были приняты обращения к депутатам Госдумы (с предложением принять в третьем чтении поправку к закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, расширяющую полномочия органов местного самоуправления Москвы и С.-Петербурга), к мэру Юрию Лужкову (с призывом отменить постановление московского правительства), к городской Думе (с просьбой не поддерживать данную инициативу столичного правительства) и к полпреду в Центральном округе (с просьбой не допустить нарушения в Москве федерального законодательства).

По мнению заместителя председателя думского Комитета по вопросам местного самоуправления, депутата от фракции “Яблока” Сергея Митрохина, федеральное законодательство разрешает Москве и С.-Петербургу сохранять за городской властью только те полномочия, которые необходимы для сохранения единства городского хозяйства. Но никто не оспаривает полномочия города в таких вопросах, как пассажирский транспорт, водоснабжение, строительство магистралей и т. д. Однако передача в ведение местного самоуправления благоустройства и озеленения, уборки мусора, размещения объектов мелкорозничной торговли никоим образом не подрывает единство городского хозяйства. Все эти вопросы лучше решают местные органы, которые гораздо более ответственны перед избравшими их жителями. Назначенный же сверху чиновник, как правило, больше озабочен тем, как не прогневить начальство, чем интересами москвичей.

В городской организации СПС усилился конфликт между политсоветом и большинством городских депутатов. В результате три депутата Думы от СПС (спикер Думы Владимир Платонов, Михаил Москвин-Тарханов и Ирина Рукина) вышли из партии. Из оставшихся трех депутатов лишь Дмитрий Катаев активно выступает против инициативы правительства.

По мнению Д. Катаева, эти инициативы “…фактически перечеркивают почти пятилетний опыт работы районных собраний. Почти полторы тысячи районных советников... лишаются практически всех своих полномочий за год до окончания срока. Заодно будут обмануты избиратели, поручившие именно им представительство с соответствующими полномочиями... Система управления городом лишится обратной связи и будет обречена на еще более быструю деградацию, бесценная городская земля - на расхищение, городские заказы (ремонт, благоустройство) - на “откаты” и т. д. ...Правительство Москвы поворачивает свою политику только ради того, чтобы полностью развязать руки олигархам, для произвола которых районные собрания и их актив пока являются хотя и не везде, хотя и слабым, но все-таки препятствием”.

Д. Катаеву вторит секретарь московского горкома КПРФ Алексей Рогожин: “Проблема незаконного строительства в Москве стоит очень остро. Если строительные олигархи смогут влиять на районную власть, жилье в Москве скоро будет вообще негде строить”.

Почти одновременно с инициативой в области местного самоуправления Ю. Лужков выступил с предложением восстановить памятник Ф. Дзержинскому. Д. Катаев предполагает, что его цель - отвлечь внимание от совершаемого переворота. Возможно также, что мэр стремится не допустить намечаемого объединения левых и правых в борьбе за местное самоуправления, направить их силы на борьбу друг с другом.

Проект вносимых в Устав изменений был разослан во все районные собрания с просьбой обсудить их. Большинство районных собраний уже провело заседания, и их решения поступают в Думу. Вопреки надеждам городских властей всеобщего “одобрямса” не получилось. Безоговорочно поддерживает проект лишь примерно половина районных собраний. Около четверти выражают несогласие с отдельными (часто существенными) положениями проекта. Некоторые собрания просто решили принять предложения Правительства Москвы “к сведению”. Некоторые просят не спешить с принятием изменений и рассматривать комплексно все законопроекты, связанные с местным самоуправлением. Наконец, небольшое число районных собраний высказалось резко отрицательно. Среди них и Собрание Пресненского района, которое возглавляет Александр Краснов - давний противник Ю. Лужкова.

После того, как правительство одобрило проект изменений Устава, ко второму чтению был подготовлен и закон “Об организации местного самоуправления в городе Москве”. Причем этот закон был вынесен на обсуждение городской Думы раньше, чем проект изменений Устава, что, по мнению Д. Катаева, недопустимо. В отличие от проекта изменений Устава с новыми поправками к закону о местном самоуправлении районные собрания не были ознакомлены, хотя именно эти поправки определяют круг полномочий органов местного самоуправления. Однако требования Д. Катаева рассматривать в комплексе все вопросы, связанные с местным самоуправлением, А. Петров и большинство депутатов не поддерживают. Закон предполагалось рассмотреть на заседании Думы уже 2 октября, и лишь отсутствие на этом заседании значительной части депутатов вынудило А. Петрова перенести рассмотрение вопроса на следующее заседание.

Впрочем, защитники местного самоуправления уже давно не рассчитывают на поддержку городских депутатов. Свои надежды они связывают с Госдумой, президентом и судебными органами.

Опубликовано в Российском региональном бюллетене, том 4, № 18, 7 октября 2002 г.

Титульный лист | Политика Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz