ОСЕННИЕ ВЫБОРЫ В РЕГИОНАХ ПРОЙДУТ ПО РАЗНЫМ ЗАКОНАМ

Аркадий Любарев, Москва

Как уже сообщалось (РРБ, 2002, т. 4, № 9), 26 апреля Госдума приняла во втором чтении новый закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” (так называемый рамочный избирательный закон). Дальнейшие события, связанные с этим законом, развивались следующим образом. 22 мая закон был принят в третьем чтении - за это проголосовали 368 депутатов. Через неделю он уже обсуждался в Совете Федерации. Здесь дискуссия была очень жесткой, и в результате законопроект прошел с очень небольшим перевесом: за него проголосовали 96 сенаторов, т. е. всего на 6 человек больше, чем было необходимо.

До этого момента президентская администрация торопила с принятием закона. Казалось, он будет немедленно подписан президентом. Но В. Путин сделал максимально возможную паузу, подписав закон через 14 дней после принятия Советом Федерации - в праздничный день 12 июня. Через три дня закон был опубликован в “Российской газете” и через 10 дней после этого вступил в силу.

Однако за день до подписания закона президентом, 11 июня, Конституционный суд вынес постановление по делу о проверке законности ряда статей старого рамочного закона. Суд признал не соответствующими Конституции некоторые нормы закона. Было признано неконституционным право избирательных комиссий принимать решение об отмене регистрации кандидата в качестве меры ответственности за нарушение избирательного законодательства: такие решение может принимать только суд. Возможность проведения повторного голосования по одной кандидатуре была признана соответствующей Конституции, однако Конституционный суд счел недопустимым регулирование данного вопроса региональными законами. Неконституционным был также признан запрет для кандидата снимать свою кандидатуру позднее чем за три дня до голосования в двух случаях: при вынуждающих обстоятельствах и если кандидат был включен без его согласия в число кандидатур для повторного голосования вместо выбывшего кандидата.

Кроме того, Конституционный суд отметил, что федеральному законодателю надлежит урегулировать вопрос о возможности назначения новых выборов в том случае, когда перед повторным голосованием отменяется регистрация кандидата, который на общих выборах получил весьма значительный по сравнению с другими кандидатами процент голосов избирателей.

Первых двух норм из признанных неконституционными в новом законе уже нет: теперь отменять регистрацию в качестве меры ответственности за нарушения избирательного законодательства может только суд, а проведение повторного голосования по одной кандидатуре в случае выбытия всех остальных стало императивной нормой. В то же время норма, запрещающая кандидату снимать свою кандидатуру позднее чем за три дня до выборов, перешла и в новый закон. Таким образом, отдельные нормы вновь принятого закона оказались неконституционными еще до его вступления в силу.

В качестве одного из главных мотивов спешки с принятием закона председатель Центризбиркома Александр Вешняков называл желание, чтобы осенние выборы проходили уже по новому закону. В сентябре - декабре этого года должна пройти целая серия региональных выборов: досрочные выборы губернатора Красноярского края (сентябрь), выборы президента Калмыкии (октябрь), общие выборы в законодательные органы Саратовской области (сентябрь), Калмыкии (октябрь), Краснодарского края (ноябрь), Якутии, Кабардино-Балкарии, Волгоградской области (ротация половины состава) и С.-Петербурга (декабрь). В ряде регионов должны состояться муниципальные выборы, а также повторные и дополнительные выборы регионального и местного уровней.

Новый закон может применяться только на тех выборах, которые назначены после его вступления в силу. Парадокс, однако, заключается в том, что старый закон позволял назначать выборы за шесть месяцев до проведения, в новом же законе сроки избирательной кампании сокращены: региональные выборы можно назначать не ранее чем за 100 дней до дня голосования, а местные - не ранее чем за 80 дней. В некоторых регионах воспользовались ситуацией и назначили выборы до вступления в силу нового закона.

Если сентябрьские выборы в Красноярском крае и Саратовской области не могли не быть назначены до вступления в силу нового закона, то для октябрьских, ноябрьских и декабрьских выборов существовала альтернатива: назначать их до или после 25 июня. По данным Центризбиркома, до 25 июня были назначены выборы президента Калмыкии (на 20 октября), депутатов Законодательного собрания Краснодарского края (на 24 ноября), дополнительные выборы регионального и местного уровней в Карелии, Белгородской, Иркутской и Томской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах (с 22 сентября по 24 ноября). Все они пройдут по старому закону.

Как это ни странно, но Центризбирком решил, что и дополнительные выборы депутатов Госдумы лучше провести по старому закону. Дополнительные выборы были назначены на 29 сентября по Центральному избирательному округу № 130 (Омская область) и на 20 октября по Ханты-Мансийскому округу № 222. Никаких других причин, заставивших Центризбирком так рано назначить эти выборы, кроме желания “проскочить” до 25 июня, не видно.

По новому федеральному закону должны пройти декабрьские выборы в законодательные органы Кабардино-Балкарской Республики, Волгоградской области (ротация половины состава) и С.-Петербурга. Успеют ли в этих субъектах Федерации принять до начала избирательной кампании новые региональные законы, или им придется применять старые законы в части, не противоречащей федеральному? В последнем случае неизбежна масса споров и разногласий о применимости тех или иных норм региональных законов.

Любопытная ситуация создалась в Калмыкии, где в октябре должны одновременно пройти выборы президента и Народного хурала. Президентские выборы, как уже отмечалось, назначены до 25 июня. Что касается выборов парламента, то об их назначении у Центризбиркома данных нет. Если они действительно еще не назначены, получается, что президента должны избирать по старому закону, а Народный хурал (в тот же день!) - по новому.

Еще одним мотивом спешки с принятием нового рамочного закона была необходимость последующего обновления федеральных законов о выборах депутатов Госдумы и президента. Работа над этими законопроектами велась параллельно с доработкой рамочного закона. 4 июня проект закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”, разработанный в аппарате Центризбиркома, был внесен президентом в Госдуму. 27 июня, под занавес сессии, он был принят в первом чтении.

В проекте в основном были учтены новеллы нового рамочного закона. Однако анализ показал, что между вновь принятым рамочным законом и законопроектом о выборах в Госдуму существует множество несоответствий. По-видимому, это связано с тем, что каждый закон разрабатывался на основе своего предшественника, а предшественники эти также недостаточно соответствовали друг другу. В результате часть норм проекта оказалась прямо противоречащей рамочному закону, в том числе и ряд вполне разумных норм. Кроме того, оказалось, что проект закона о выборах в Госдуму (как и его предшественник) содержит много общих норм, не связанных прямо со спецификой выборов именно в Госдуму, которые почему-то не попали в рамочный закон.

Таким образом, целый ряд обстоятельств потребовал внесения изменений в только что принятый рамочный закон. Во-первых, упоминавшееся в начале статьи постановление Конституционного суда. Во-вторых, необходимость включения в рамочный закон важных и полезных норм, имеющихся в проекте закона о выборах в Госдуму. В-третьих, большое количество нестыковок, возникших в результате спешки.

Эти обстоятельства побудили разработать проект закона о внесении изменений и дополнений в закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. Этот проект был внесен в Госдуму 25 июня - в тот самый день, когда новый закон вступил в силу. Внесли проект три депутата, принадлежащие к разным фракциям и группам: Владимир Лысенко (“Регионы России”), Сергей Митрохин (“Яблоко”) и Борис Надеждин (СПС). Сейчас трудно предсказать, какая судьба ждет этот проект, однако необходимость приведения избирательного законодательства в соответствие с постановлением Конституционного суда должна способствовать его ускоренному прохождению.

Конец сессии Госдумы ознаменовался еще одной депутатской инициативой в области избирательного законодательства. 28 июня три депутата от “Яблока” (Игорь Артемьев, Сергей Иваненко и С. Митрохин) внесли проект закона “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”. Проект предлагает избирать членов Совета Федерации путем всеобщего, равного и прямого голосования. При этом в целях соответствия Конституции предлагается право выдвижения кандидатур предоставить законодательным и исполнительным органам власти регионов. Согласно проекту для выдвижения от законодательного органа достаточно получить поддержку пятой части депутатов. Исполнительный орган проект обязывает выдвинуть не менее пяти кандидатов, в том числе и по предложению политических партий.

Вокруг этого проекта на осенней сессии, по-видимому, развернется серьезная борьба. Как известно, за выборность верхней палаты Федерального собрания выступает и ее спикер Сергей Миронов. По некоторым данным, идею выборности Совета Федерации поддерживают и в президентской администрации.

Опубликовано в Российском региональном бюллетене, том 4, № 14-15, 29 июля 2002 г.

Титульный лист | Политика Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz