МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В МОСКВЕ БУДЕТ ВВОДИТЬСЯ БЕЗ СПЕШКИ

Аркадий Любарев, Москва

Как мы уже писали (РРБ, 2001, т. 3, No. 21), летом прошлого года Московская городская Дума приняла новую редакцию Устава Москвы. Старая редакция вопреки ст. 12 Конституции содержала положение, согласно которому представительный и исполнительный органы власти города (Московская городская Дума и мэрия) имели двойной статус, т. е. являлись одновременно органами городского (местного) самоуправления и органами государственной власти субъекта Федерации.

В новой редакции двойной статус органов власти города уже не предусмотрен. Районы Москвы (их в городе 125) признаны муниципальными образованиями, а районные собрания - представительными органами местного самоуправления. Советники районных собраний стали называться депутатами.

Однако гл. 9 новой редакции Устава ("Организация местного самоуправления в городе Москве") согласно "переходным положениям" должна вступить в силу только по истечении четырехлетнего срока полномочий районных собраний, избранных 19 декабря 1999 г. Такая отсрочка объясняется двумя причинами. Во-первых, недоверием к действующим составам районных собраний: избиратели в 1999 г. голосовали за советников, не предполагая, что им будут даны полномочия депутатов органа местного самоуправления. Во-вторых, тем, что для функционирования районных властей в качестве полноценных органов местного самоуправления пока отсутствует законодательная база. В частности, нет закона, регулирующего формирование и исполнение бюджетов муниципальных образований.

Создание необходимой законодательной базы для местного самоуправления должно стать одной из главных задач нового состава Мосгордумы, избранного 16 декабря 2001 г. Об этом говорил вскоре после выборов вице-премьер Правительства Москвы, полномочный представитель мэра в Мосгордуме Анатолий Петров.

В предыдущем составе Думы вопросами местного самоуправления ведала Комиссия по организации власти и развитию самоуправления во главе с Владимиром Плотниковым (ныне он член Совета Федерации от Москвы). В нее входили четыре депутата, трое из которых были членами фракции "Объединенные демократы - ДВР". Казалось бы, в новых условиях для работы над законами по местному самоуправлению нужна специальная комиссия. Но отдельную комиссию решили не создавать, переименовав прежнюю в Комиссию по государственному строительству и местному самоуправлению. Правда, на этот раз в ее работе пожелали участвовать 15 депутатов.

Председателем комиссии был избран Виталий Ковалевский (недавно исключенный из СПС). В 1996 г. при его активном участии был принят закон "О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве". В Думе второго созыва он также курировал территориальное общественное самоуправление, однако реально вопросами самоуправления не занимался. Заместителем председателя стал бывший глава управы района Покровское-Стрешнево Валерий Скобинов. Свое кредо он выразил год назад на "круглом столе", организованном редакцией газеты "Тверская, 13": "Вообще я не сторонник местного самоуправления. Считаю, что должна быть четкая и жесткая административная вертикаль... Много разговоров идет о том, чтобы дать больше полномочий районным собраниям. Я также не разделяю эту точку зрения".

В плане работы Мосгордумы на I квартал 2002 г. значатся четыре закона, непосредственно относящиеся к организации местного самоуправления. Все они должны быть внесены мэром Москвы. Пока внесен лишь один - "Об организации местного самоуправления в городе Москве". 27 февраля он был единогласно принят в первом чтении. Работа над законом планируется неспешная: срок подачи поправок установлен до 6 мая. Предполагается, что он вступит в полную силу, как и гл. 9 Устава, после истечения срока полномочий нынешних районных собраний. И лишь статьи, связанные с бюджетом районов, авторы закона хотят ввести в действие с 1 января 2003 г.

Еще два законопроекта ("О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Москвы отдельными государственными полномочиями города Москвы" и "О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований в городе Москве") приняты на заседании Правительства Москвы, но в Думу еще не внесены. Четвертый из запланированных законов ("О примерном Уставе муниципального образования в городе Москве"), скорее всего, вноситься не будет: многие не видят смысла в его принятии.

Опубликовано в Российском региональном бюллетене, том 4, № 5, 11 марта 2002 г.

Титульный лист | Политика Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz