От редактора

Вниманию читателя представляется своеобразное пособие по российскому избирательному процессу. Своеобразие его в том, что нормы избирательного законодательства в нем рассматриваются не только с точки зрения того, как они записаны в тексте закона, а так, как они трактуются и используются правоприменительными органами. При этом главный акцент делается на то, как эти нормы способствуют или препятствуют проведению честных и справедливых выборов.

Через эту призму автор рассматривает и такую специфическую черту российских выборов как административный ресурс. В литературе нет единства взглядов ни в отношении того, что же такое административный ресурс, ни в оценке его воздействия на институт российских выборов. И тем более не систематизированы методы противодействия использованию административного ресурса. Все это обусловливает чрезвычайную актуальность и практическую ценность предлагаемой книги.

Мы, как и автор книги, полагаем, что суть использования административного ресурса – во вмешательстве органов власти в избирательный процесс на стороне отдельных кандидатов и политических партий. Такое вмешательство формально запрещено российским законодательством и международными избирательными стандартами, однако оно процветает на российских выборах. Иногда оно принимает форму прямого нарушения закона (которое, к сожалению, обычно трудно выявить), но часто используется и несовершенство законодательства, пробелы в нем (в том числе сознательно оставленные), а также общие недостатки российской правовой культуры.

Отрицательная роль административного ресурса состоит в том, что в результате его использования искажается действительная воля избирателей. Это искажение при массированном использовании административного ресурса может достичь такого уровня, когда результат выборов вообще перестанет как-либо зависеть от позиции граждан, и выборы превратятся в чистую декорацию (как это было в советские годы). Тем самым будет полностью разрушена обратная связь между властью и гражданами, между властью и обществом, что обычно приводит к катастрофическим последствиям.

Автор данной книги поставил перед собой задачу в первую очередь систематизировать методы противодействия административному ресурсу. Для этого ему пришлось предварить практические рекомендации теоретическими главами, в которых анализируется суть административного ресурса и его проявления. Такой подход, с нашей точки зрения, представляется оправданным, поскольку, как отмечалось выше, подобный анализ в литературе отсутствует, а без него остается непонятным и основная направленность данной книги.

Серьезный анализ позволил автору трансформировать не вполне четкое понятие “использование административного ресурса” в более конкретное понятие “административные избирательные технологии”. Использование последнего понятия является более продуктивным, поскольку позволяет анализировать данное явление именно как технологии, сопоставить административные избирательные технологии с другими известными политтехнологиями, исследовать отдельные методы и, в конечном итоге, противопоставить им методы правового контроля и противодействия.

Можно ли эффективно противодействовать административным избирательным технологиям? В последнее время был создан миф о всесилии административного ресурса, и даже автор данной книги в какой-то мере оказался под его воздействием, что иногда находит отражение на страницах книги. Не преуменьшая силу административных избирательных технологий, мы все же хотим выразить уверенность в том, что они не всесильны. Как и любые технологии, они опираются на ограниченные ресурсы: финансовые, людские, интеллектуальные, временные и т.п. И любое противодействие снижает их эффективность.

Важно однако, чтобы противодействие административным избирательным технологиям было грамотным и умелым, опирающимся на знание законодательства, российских традиций и опыта, в том числе накопленного опыта контроля на выборах. Очень часто оказывается, что кандидаты и политические партии, становящиеся жертвами административного ресурса, просто не были соответствующим образом подготовлены, допустили досадные ошибки, которых можно было легко избежать. Именно для того, чтобы вооружить всех, кто заинтересован в проведении честных выборов, эффективными методами противодействия административным избирательным технологиям, и написана эта книга.

Большое внимание в книге уделяется методам противодействия использованию административного ресурса через избирательные комиссии. И это не случайно. Согласно российскому законодательству, именно на избирательные комиссии возложены организация и проведение выборов. Кроме того, по закону избирательные комиссии – коллегиальные органы, формируемые при участии гражданского общества и действующие на основе принципа открытости и гласности. Реальное воплощение этих важных законодательных норм в жизнь позволило бы в значительной степени снизить роль административного ресурса на выборах.

Автор книги имеет уникальный опыт работы (с правом решающего или совещательного голоса) в избирательных комиссиях всех уровней – от участковой до Центральной. Он принимал участие в избирательных кампаниях во многих регионах страны, имеет также большой опыт участия в судебных процессах по защите избирательных прав граждан. Книга написана на основании его собственного опыта, а также материалов, собранных Независимым институтом выборов и другими организациями, занимающимися контролем за избирательным процессом.

Остается пожелать, чтобы книга нашла своего заинтересованного читателя и содействовала борьбе за честные и справедливые выборы в России.

Любарев А.Е., кандидат юридических наук,
руководитель Дирекции программ
мониторинга избирательных кампаний
Независимого института выборов

Предисловие к книге А. Бузина "Административные избирательные технологии и борьба с ними" 
(М.: Центр "Панорама", 2007)

Титульный лист | Политика

Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz