О необходимости внесения изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

1. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июня 2002 года № 10-П по делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 64, пункта 11 статьи 32, пунктов 8 и 9 статьи 35, пунктов 2 и 3 статьи 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" признало не соответствующим Конституции РФ ряд положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19.09.1997. Некоторые из этих положений перешли в новый "рамочный" закон от 12.06.02.

1.1. Согласно п. 2 постановляющей части указанного Постановления КС, п. 27 ст. 38 нового закона противоречит Конституции РФ "в той мере, в какой он не позволяет кандидату перед голосованием, в том числе повторным, снять свою кандидатуру по вынуждающим обстоятельствам, если до дня голосования осталось менее чем три дня, а также исключает … возможность для кандидата, включенного без его согласия в число кандидатур для повторного голосования вместо выбывшего кандидата, снять свою кандидатуру, если решение избирательной комиссии о передаче ему места выбывшего кандидата принимается с наступлением указанного трехдневного срока".

1.2. Согласно п. 4.3 мотивировочной части указанного Постановления КС, "если отменена регистрация кандидата, который на общих выборах получил весьма значительный по сравнению с другими кандидатами процент голосов избирателей, то проведение повторного голосования ставит под сомнение легитимность выборов. Поэтому федеральному законодателю надлежит применительно к таким случаям урегулировать вопрос о назначении новых выборов, исходя из указанного конституционно-правового критерия".

2. Закон содержит ошибки и неточности во внутренних ссылках (в п. 3 ст. 22, п. 8 ст. 23, п. 10 ст. 68, п. 2 ст. 76, п. 2 ст. 84).

3. Ряд разумных норм, содержащихся в проектах Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "О выборах Президента Российской Федерации", противоречат "рамочному" закону.

3.1. "Рамочный" закон содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации кандидата или списка кандидатов (п. 23 и 24 ст. 38) и исчерпывающий перечень оснований для отмены или аннулирования регистрации кандидата или списка кандидатов (п. 1–5 ст. 76). Однако в проекте закона о выборах Президента предусмотрено еще одно основание – выбытие из избирательного блока всех входящих в него политических партий, а в проекте закона о выборах депутатов Государственной Думы еще и другое основание – выбытие кандидатов, которое привело к тому, что в списке осталось менее 7 региональных групп.

3.2. Проект закона о выборах депутатов Государственной Думы предусматривает отсутствующее в "рамочном" законе основание для регистрации кандидата без сбора подписей и внесения залога: выдвижение партией или блоком, чей федеральный список зарегистрирован на основании подписей.

3.3. Согласно "рамочному" закону, агитационный период начинается "со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов ... и создания соответствующего избирательного фонда" (п. 1 ст. 49). Такая привязка начала разрешенной агитации к двум разным временным точкам вносит неопределенность. В проекте закона о выборах депутатов Государственной Думы решено оставить привязку только ко дню выдвижения, но такое решение противоречит указанной норме "рамочного" закона.

3.4. В проектах законов о выборах депутатов Государственной Думы и Президента дан более широкий перечень запретов для наименований избирательного блока, чем в п. 11 ст. 35 "рамочного" закона. В частности, предусмотрен запрет на использование наименования блока, участвовавшего в предыдущих выборах, если в данный блок не входит не менее половины тех же партий.

3.5. Пункт 1 ст. 43 "рамочного" закона требует незамедлительной регистрации доверенных лиц, а проекты законов о выборах депутатов Государственной Думы и Президента предусматривают регистрацию доверенных лиц в течение трех дней со дня поступления в ЦИК соответствующих документов. Важно также иметь в виду, что регистрация доверенных лиц требует коллегиального решения комиссии, поскольку возможен отказ в регистрации из-за несоблюдения требований п. 2 ст. 43 "рамочного" закона. Соответственно, в "рамочном" законе необходимо предусмотреть возможность отказа в регистрации доверенных лиц и основания для такого отказа.

3.6. Пункт 4 ст. 35 "рамочного" закона требует, чтобы в уставе общественного объединения, входящего в избирательный блок, предусматривалось "участие в выборах и референдуме". Из проекта закона о выборах депутатов Государственной Думы слова "и референдуме" предложено исключить, поскольку эти слова не имеют отношения к выборам депутатов.

4. Проекты законов о выборах депутатов Государственной Думы и Президента (а также соответствующие действующие законы) содержат ряд общих "гарантийных" норм, которые должны распространяться также на региональные и местные выборы, а следовательно, должны быть включены в "рамочный" закон.

4.1. В указанных проектах более детально изложен порядок составления списка избирателей, включая и порядок его составления в воинских частях, труднодоступных местностях и местах временного пребывания избирателей, а также порядок включения в списки избирателей вынужденных переселенцев. Порядок составления списка избирателей имеет непосредственное отношение к обеспечению реализации активного избирательного права, поэтому желательно его единообразное изложение во всех законах о выборах (принимая также во внимание, что выборы обычно совмещаются).

4.2. В указанных проектах иностранным (международным) наблюдателям посвящена отдельная статья, в которой подробно регламентируется их деятельность. Эта статья по своему содержанию абсолютно общая, не содержит никакой специфики, связанной с выборами именно депутатов Государственной Думы или Президента. Очевидно, данную статью целесообразно включить в "рамочный" закон, где иностранным (международным) наблюдателям посвящен лишь один пункт, содержащий отсылку к неизвестному закону. Иначе деятельность иностранных наблюдателей на региональных выборах не будет должным образом регламентирована.

4.3. В "рамочном" законе упущено заверение подписного листа сборщиком подписей и кандидатом или уполномоченным партии или блока, которое есть в указанных проектах, как и во многих действующих законах.

4.4. В указанных проектах дается подробный перечень признаков, по которым подпись избирателя признается недействительной, в то время как в "рамочном" законе это понятие определено лишь в общем виде. Перечень этот содержит общие нормы, практически никак не связанные со спецификой федеральных выборов, и поэтому его следует включить в "рамочный" закон как важную гарантию избирательных прав.

4.5. В "рамочном" законе отсутствует определение числа избирателей, принявших участие в выборах, и числа избирателей, принявших участие в голосовании. Без этих определений "повисают" нормы, касающиеся порога явки избирателей, условий избирания высшего должностного лица субъекта РФ и ряд других.

5. Прочие недостатки "рамочного" закона.

5.1. Четко не определено понятие "избирательная комиссия, действующая на постоянной основе", хотя во многих нормах имеется ссылка на это понятие. В частности, не ясно, относится ли данное понятие к окружным комиссиям и комиссиям муниципальных образований.

5.2. Многие нормы, где используется понятие "политическая партия", должны по смыслу распространяться и на региональные отделения политических партий (п. 1 и 4 ст. 22, п. 7 и 8 ст. 23, п. 8 ст. 24, п. 5 и 7 ст. 25, п. 7 ст. 26, п. 5 ст. 27, п. 16 ст. 38, п. 10 ст. 48). Согласно абз. 25 ст. 2 на региональных и местных выборах региональные отделения партий могут выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений, поэтому понятия "политическая партия" и "региональное отделение политической партии" не эквивалентны. Во избежание недоразумений указанные нормы желательно подправить.

5.3. Пункт 16 ст. 35 содержит слишком общую норму, касающуюся введения пропорциональной системы на региональных выборах. Мировая практика знает более сотни разновидностей пропорциональной системы, и не все они отвечают демократическим критериям. Поэтому желательно установить для региональных выборов более жесткие рамки. Кроме того, в указанном пункте содержится очевидная ошибка: заградительный барьер не может быть установлен с таким расчетом, чтобы гарантировать требуемый Постановлением Конституционного суда от 17.11.98 результат; это гарантировать может только процедура допуска к распределению депутатских мандатов.

5.4. Нормы "рамочного" закона, касающиеся открепительных удостоверений, слишком общие и совершенно не гарантируют от злоупотреблений (при том, что, вследствие запрета на досрочное голосование, голосование по открепительным будет теперь более широко использоваться на региональных выборах).

5.5. Недостаточно четко изложена норма, касающаяся вступления в силу права кандидатов, выдвинутых парламентскими партиями, регистрироваться без подписей и залога (п. 6 ст. 80). Это может привести к недоразумениям на региональных и местных выборах, которые будут проходить весной 2004 г.

5.6. Норма, содержащаяся в подпункте "б" п. 9 ст. 70, согласно которой выборы признаются недействительными, "если они признаны недействительными на части избирательных участков…, списки избирателей … на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей…, внесенных в списки избирателей … на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе", не вполне реализуема, или, по крайней мере, требует дополнительного механизма реализации. Остается неясным, как и на основании каких документов определяется число избирателей, включенных в списки избирателей на участках, где итоги голосования были признаны недействительными.

6. Заключительные замечания.

6.1. Стоит напомнить, что в "рамочный" закон от 12 июня 2002 г. было 20 сентября уже внесено одно изменение.

6.2. Желательно внести необходимые изменения в "рамочный" закон как можно быстрее, пока на его основе не принято несколько федеральных и около сотни региональных законов.

6.3. Наиболее целесообразно принять в первом чтении проект, внесенный 25 июня 2002 г. депутатами Государственной Думы В.Н. Лысенко, С.С. Митрохиным и Б.Б. Надеждиным, и затем доработать его.

Любарев А.Е.

14.10.02

Титульный лист | Политика

Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz