Материал опубликован в книге:

Государственная Дума России. Энциклопедия: В 2-х т. Т. 2 Государственная Дума Российской Федерации (1993-2006 гг.). М.: РОССПЭН, 2006, с. 371-373

Выборы Президента Российской Федерации. Необходимость разработки нового закона о выборах Президента РФ была обусловлена тем, что Закон РСФСР от 24.4.1991 № 1096-I “О выборах Президента РСФСР”, по которому проходили первые выборы Президента, не соответствовал принятой в 1993 Конституции РФ.

Для работы над законопроектом в июле 1994 была создана комиссия, состав которой определили председатель Центризбиркома и руководители обеих палат Федерального Собрания. Комиссия подготовила проект и представила его Президенту для внесения в Государственную Думу.

Однако фракция “Яблоко”, действуя на опережение, уже 8 ноября внесла в Думу свой проект, в основе которого лежали нормы разработанного проекта Избирательного кодекса. В то же время рассмотрение Президентом законопроекта, подготовленного совместной комиссией, затягивалось. В этих условиях группа депутатов – членов профильного Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе – внесла законопроект от своего имени. 12 декабря Комитет на своем заседании одобрил этот законопроект и рекомендовал отклонить проект фракции “Яблоко”. Однако в тот же день Президент внес в Думу свой законопроект, почти не отличавшийся от проекта депутатов, и депутатский проект был отозван.

16 декабря “яблочный” законопроект был отклонен, а президентский принят в первом чтении. Его подготовка ко второму чтению была поручена той же рабочей группе, которая готовила и проект закона о выборах депутатов Государственной Думы. Поэтому большая часть изменений, внесенных в данный проект, была аналогична тем, которые были внесены в проект закона о парламентских выборах.

Всего было рассмотрено около 650 поправок, из них около трети были приняты или учтены. Наиболее важными из принятых поправок можно считать:

Наибольшие споры вызвал вопрос о необходимом числе подписей в поддержку выдвижения кандидатов. Президентский проект предусматривал 2 млн подписей, поправки содержали предложения от 250 тыс. до 1 млн. На заседании профильного комитета был предложен компромиссный вариант – 1,5 млн. В результате рейтингового голосования предпочтение было отдано этому компромиссному варианту, на 3 голоса меньше получил вариант с 1 млн голосов.

24 марта закон был принят сразу во втором и третьем чтении. Вместе с одновременно принятым законом о выборах депутатов Государственной Думы он поступил в Совет Федерации. И вместе с этим законом был 12 апреля отклонен с той же формулировкой: “ввиду неприемлемости отдельных положений”. Поиск компромисса был поручен той же согласительной комиссии.

Однако в отличие от закона о парламентских выборах по этому законопроекту удалось легко выработать согласованные предложения. 21 апреля Государственная Дума приняла 4 поправки. Две из них были аналогичны поправкам, принятым в тот же день к закону о выборах депутатов Государственной Думу и касались порядка проведения выборов в том случае, если Совет Федерации не назначит их в установленный срок: вместо записи о том, что дату выборов определяет в этом случае Центризбирком, была принята формулировка о том, что выборы проводятся Центризбирком в такой-то день. Еще одна поправка уточняла, что Президент РФ сохраняет свои полномочия до вступления в должность вновь избранного Президента.

Четвертая поправка была связана с необходимым числом подписей. Члены Совета Федерации предложили сократить его до 1 млн. Согласительная комиссия и затем Государственная Дума поддержали это предложение.

После этого закон был принят в новой редакции. 4.5.1995 Совет Федерации без каких-либо споров одобрил закон, и 17.5.1995 он был подписан Президентом (Федеральный закон от 17.5.1995 № 76-ФЗ “О выборах Президента Российской Федерации”). Таким образом, данный закон оказался принятым раньше закона о выборах депутатов Государственной Думы.

Структура этого закона в основном повторяла структуру “рамочного” закона. Также отдельные главы были посвящены общим положениям, выдвижению и регистрации кандидатов, статусу кандидатов, предвыборной агитации, финансированию выборов, голосованию и определению результатов выборов, ответственности за нарушение избирательных прав граждан, заключительным положениям. Однако статьи, посвященные спискам избирателей, избирательным участкам и избирательным комиссиям, были объединены в единую главу “Организация выборов Президента Российской Федерации”. Кроме того, закон включал специальные главы, посвященные избирательным объединениям (как и закон о выборах депутатов Государственной Думы) и вступлению в должность избранного Президента. Таким образом, закон содержал 11 глав, объединявших 62 статьи, а также одно приложение (форма подписного листа в поддержку выдвинутого кандидата).

Закон закрепил систему выборов Президента РФ, которая осталась неизменной и по сей день. Для победы в первом туре кандидат должен получить абсолютное большинство голосов (50 % плюс один голос). Для признания выборов состоявшимися в них должно принять участие не менее 50 % от числа зарегистрированных избирателей. Если в первом туре ни один из кандидатов не получает необходимого числа голосов, должно проводиться повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. Для избрания по итогам повторного голосования кандидату достаточно относительного большинства голосов при условии, что число поданных за него голосов больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. При повторном голосовании порог явки не устанавливается.

Закон предусмотрел возможность выдвижения кандидатов на должность Президента как избирательными объединениями и избирательными блоками, так и инициативными группами избирателей в количестве не менее 100 человек. Для регистрации необходимо было собрать не менее одного миллиона подписей избирателей, при этом на один субъект Федерации могло приходиться не более 70 тыс. подписей.

Закон довольно подробно регулировал порядок формирования избирательных комиссий, процессы выдвижения кандидатов, сбора подписей избирателей в поддержку их выдвижения, регистрации кандидатов кандидатов, порядок формирования и расходования средств избирательных фондов, содержание и порядок изготовления избирательных бюллетеней, процедуры голосования, подсчета голосов и определения результатов выборов.

По этому закону были проведены выборы Президента РФ 1996. Накануне новых выборов, после того, как в 1997 – 1999 годах был принят, а затем существенно обновлен “рамочный” закон, был подготовлен проект нового закона о выборах Президента. Он был внесен в Думу Президентом РФ 12.10.1999, принят в первом чтении 27.10.1999, во втором чтении – 24.11.1999 и в третьем чтении – 1.12.1999. 23.12.1999 закон был одобрен Советом Федерации и 31.12.1999 подписан Президентом (Федеральный закон от 31.12.1999 № 228-ФЗ “О выборах Президента Российской Федерации”). В тот же день Президент РФ Б.Н. Ельцин объявил о своей добровольной отставке, и на основании вновь принятого закона были проведены досрочные президентские выборы 2000.

В этом законе в соответствии с новым “рамочным” законом были уточнены многие избирательные процедуры, в т.ч. связанные с предвыборной агитацией, финансированием избирательной кампании, подсчетом голосов.

Наиболее принципиальным было изменение, связанное с датой проведения выборов. Предыдущий закон предусматривал проведение голосования в первое воскресенье после истечения срока, на который был избран Президент, при этом исчисление срока начиналось со дня его избрания. Такая норма должна была приводить к постепенному смещению дня голосования: если избрание Президента на первых выборах состоялось 12 июня, то на вторых (с учетом повторного голосования) – 3 июля. Для того, чтобы преодолеть эту тенденцию, в новом законе было записано, что днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах (т.е. в первом туре).

Структурно закон не претерпел существенных изменений. Число глав в нем было увеличено до 12, поскольку в нем, аналогично “рамочному” закону, отдельная глава была посвящена избирательным комиссиям и отдельная глава – спискам избирателей и избирательным участкам. Число статей увеличилось до 83, а число приложений – до 4.

После того, как в 2002 была принята новая версия “рамочного” закона, была создана и новая версия Федерального закона “О выборах Президента Российской Федерации”. Проект, разработанный в Центризбиркоме, был внесен в Государственную Думу Президентом 12.9.2002. 24.10.2002 он был принят в первом чтении, 20.12.2002 – во втором чтении и 24.12.2002 – в третьем чтении. 27.12.2002 он был одобрен Советом Федерации и 10.1.2003 подписан Президентом (Федеральный закон от 10.1.2003 № 19-ФЗ “О выборах Президента Российской Федерации”).

Данный закон содержал ряд принципиальных изменений по сравнению с предыдущим:

Структурно закон практически не изменился. В нем остались те же 12 глав и 4 приложения. Число статей увеличилось до 88.

По этому закону были проведены президентские выборы 2004.

Федеральный закон от 21.7.2005 № 93-ФЗ внес изменения в 75 из 88 статей Федерального закона “О выборах Президента Российской Федерации” и во все четыре приложения к закону, а одну статью признал утратившей силу. Тем не менее, подавляющее большинство внесенных изменений носят процедурный или технический характер. Принципиальные изменения аналогичны тем, которые были внесены в “рамочный” закон и закон о выборах депутатов Государственной Думы:

Источники: 

Федеральный закон от 17.5. 1995 № 76-ФЗ “О выборах Президента Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1924;

Федеральный закон от 31.12. 1999 № 228-ФЗ “О выборах Президента Российской Федерации” // Там же. 2000. № 1. Ст. 11;

Федеральный закон от 10.1. 2003 № 19-ФЗ “О выборах Президента Российской Федерации” // Там же. 2003. № 2. Ст. 171.

А.В.Иванченко, А.Е.Любарев

Титульный лист | Политика

Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz