Материал опубликован в книге:

Государственная Дума России. Энциклопедия: В 2-х томах. М.: РОССПЭН; Челябинск: Авто Граф, 2013. Т. 2. Кн. 1. С. 398–399

Выборы Президента РФ. Первый Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» был принят в 1995 (Федеральный закон от 17.5.1995 № 76-ФЗ). Закон содержал 11 глав, объединявших 62 статьи, а также одно приложение (форма подписного листа в поддержку выдвинутого кандидата). Он закрепил систему выборов Президента РФ, к-рая осталась неизменной и по сей день. Для победы в первом туре кандидат должен получить абсолютное большинство голосов (50% плюс один голос). Если в первом туре ни один из кандидатов не получает необходимого числа голосов, должно проводиться повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. Для избрания по итогам повторного голосования кандидату достаточно относительного большинства голосов.

По этому закону были проведены выборы 1996. Накануне следующих выборов был принят новый закон с тем же названием (Федеральный закон от 31.12.1999 № 228-ФЗ). Сразу же после его подписания Президент РФ Б.Н. Ельцин объявил о своей добровольной отставке, и на основании вновь принятого закона были проведены досрочные президентские выборы 2000.

В этом законе в соответствии с новым «рамочным» законом были уточнены многие избират. процедуры. Структурно закон не претерпел существенных изменений. Число глав в нем было увеличено до 12, поскольку в нем, аналогично «рамочному» закону, отдельная глава была посвящена избират. комиссиям и отдельная глава – спискам избирателей и избират. участкам. Число статей увеличилось до 83, а число приложений – до 4.

После того как в 2002 был принят новый «рамочный» закон, был создан третий закон о выборах Президента РФ, сохранивший старое название (Федеральный закон от 10.1.2003 № 19-ФЗ). Он содержал следующие принципиальные изменения по сравнению с предыдущим:

    в соответствии с новым «рамочным» законом кандидаты, выдвинутые полит. партиями и избират. блоками, к-рые были допущены к распределению мандатов в ГД, регистрировались без сбора подписей избирателей;

    численность группы избирателей, к-рая должна быть создана в поддержку самовыдвижения кандидата (в предыдущих законах она называлась инициативной группой), увеличилась со 100 до 500 человек;

    необходимое число подписей избирателей увеличено с 1 млн до 2 млн, при этом число подписей, приходящихся на один субъект Федерации, уменьшено с 70 до 50 тыс.;

    предельная сумма расходов средств избират. фонда кандидата увеличена примерно в 8 раз;

    предусмотрено предоставление полит. партиям и избират. блокам, выдвинувшим кандидатов, бесплатного эфирного времени на каналах общероссийских гос. орг-ций телерадиовещания и бесплатной печатной площади в общероссийских гос. периодич. печатных изданиях дополнительно к бесплатному эфирному времени и бесплатной печатной площади, предоставляемой самим кандидатам.

Структурно закон практически не изменился. В нем остались те же 12 глав и 4 приложения. Число статей увеличилось до 88. По этому закону президентские выборы были проведены трижды: в 2004, 2008 и 2012. Однако только в 2004 закон действовал в том виде, в каком он был первонач. принят.

Федеральный закон от 21.7.2005 № 93-ФЗ внес изменения в 75 из 88 статей Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» и во все четыре приложения к закону, а одну статью признал утратившей силу. Тем не менее, подавляющее большинство внесенных изменений носили процедурный или техн. характер. Принципиальные изменения были аналогичны тем, к-рые были внесены в «рамочный» закон и закон о выборах депутатов ГД:

    отмена института избират. блоков (правда, на президентских выборах избират. блоки никогда не создавались);

    сокращение допустимого процента «брака» в подписных листах;

    исключение наблюдателей от обществ. объединений.

В 2006–2007 изменения в закон вносились еще 7 раз – практически те же, что и в «рамочный» закон, в частности:

-     Федеральный закон от 12.7.2006 № 106-ФЗ запретил политическим партиям выдвигать в качестве кандидатов членов иных партий;

-     Федеральный закон от 12.7.2006 № 107-ФЗ отменил возможность голосования против всех кандидатов;

-     Федеральный закон от 26.4.2007 № 64-ФЗ отменил порог явки, существенно расширил основания для лишения граждан РФ пассивного избирательного права и запретил агитацию против соперников на телеканалах.

В 2009–2011 изменения в закон вносились 14 раз. Это были те же изменения, которые вносились в «рамочный» закон, и они в основном были непринципиальны. Т. о., правила проведения президентских выборов 2008 и 2012 мало отличались.

Принципиальное изменение было внесено уже после выборов 2012 Федеральным законом от 2.5.2012 № 41-ФЗ: необходимое число подписей уменьшено с 2 млн до 300 тыс. для кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, и до 100 тыс. для кандидата, выдвинутого непарламентской полит. партией.

Еще одно изменение внесено в 2013: Федеральный закон от 7.5.2013 № 102-ФЗ обязал кандидатов на должность Президента РФ к моменту своей регистрации закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных ден. средств и ценностей в иностр. банках, расположенных за пределами территории РФ, и (или) осуществить отчуждение иностр. финанс. инструментов.

В наст. время в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» 87 статей и 4 приложения.

Источники: Федеральный закон от 17.5.1995 № 76-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1924; Федеральный закон от 31.12.1999 № 228-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Там же. 2000. № 1. Ст. 11; Федеральный закон от 10.1.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Там же. 2003. № 2. Ст. 171; Федеральный закон от 21.7.2005 № 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» // Там же. 2005. № 30. Ст. 3104; Федеральный закон от 12.7.2006 № 106-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка выдвижения кандидатов на выборные должности в органах государственной власти» // Там же. 2006. № 29. Ст. 3124; Федеральный закон от 12.7.2006 № 107-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)» // Там же. 2006. № 29. Ст. 3125; Федеральный закон от 26.4.2007 № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», а также в целях обеспечения реализации законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах» // Там же. 2007. № 18. Ст. 2118; Федеральный закон от 2.5.2012 № 41-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления» // Там же. 2012. № 19. Ст. 2275; Федеральный закон от 7.5.2013 № 102-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» // Там же. 2013. № 19. Ст. 2329.

А. Е. Любарев

Титульный лист | Политика

Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz