Материал опубликован в книге:

Государственная Дума России. Энциклопедия: В 2-х т. Т. 2 Государственная Дума Российской Федерации (1993-2006 гг.). М.: РОССПЭН, 2006, с. 362-367

Основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. В первоначальных планах работы над избирательным законодательством на 1994 разработка подобного закона не предусматривалась. Однако практика проведения региональных выборов быстро внесла коррективы в планы законотворческой деятельности.

В соответствии с указами Президента РФ в период с декабря 1993 по март 1994 года прошли выборы представительных органов государственной власти в 56 субъектах Федерации. Регулирование этих выборов на федеральном уровне в тот момент осуществлялось с помощью “основных положений о выборах”, утвержденных указами Президента, и было далеко от совершенства. В результате избирательные кампании в регионах изобиловали примерами нарушений избирательных прав: повышенные возрастные цензы и цензы оседлости, завышенные нормы необходимого числа подписей, значительное неравенство избирательных округов по числу избирателей.

Все эти факты вызвали возмущение депутатов Государственной Думы. 11.2.1994 Дума приняла Постановление “О правовой основе выборов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и об обеспечении избирательных прав граждан”. В этом постановлении Президенту РФ как гаранту Конституции, прав и свобод человека и гражданина рекомендовалось принять меры, обеспечивающие устранение нарушений избирательных прав граждан, а также “в первоочередном порядке внести проект федерального закона о гарантиях избирательных прав граждан при выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления”.

В этом же постановлении комитетам Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике и по вопросам местного самоуправления поручалось подготовить обращение Государственной Думы к Президенту РФ, Совету Федерации, Правительству РФ, органам государственной власти субъектов Федерации, Генеральному прокурору РФ и Центральной избирательной комиссии РФ. Такое обращение было подготовлено, и 25 февраля оно было принято Думой. В нем выражалась озабоченность фактами несоответствия проходящего в регионах избирательного процесса положениям Конституции России, отсутствием должного контроля за соблюдением законности со стороны федеральных органов государственной власти и сообщалось, что “Государственная Дума в первоочередном порядке рассмотрит проекты федеральных законов о гарантиях избирательных прав граждан РФ при выборах органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления… которые могут быть внесены Президентом РФ, Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Правительством РФ, другими субъектами права законодательной инициативы”.

Таким образом, на первый план вышла работа над “рамочным” федеральным законом, призванным в первую очередь защитить избирательные права граждан. Концепция такого закона была предложена А.Е. Постниковым, он же возглавил рабочую группу Центризбиркома по подготовке законопроекта. 20.4.1994 проект, разработанный этой группой, был внесен в Государственную Думу Президентом РФ.

Этот проект был критически воспринят большинством фракций, поэтому он был снят с повестки дня пленарного заседания и отправлен на доработку. 10 мая появился новый вариант проекта. Однако и этот новый проект не удовлетворил депутатов. 20 мая распоряжением первого заместителя председателя Государственной Думы М.А. Митюкова для согласования проекта была создана рабочая группа во главе с В.А. Рыжковым, куда вошли представители всех фракций и профильных комитетов.

20 июля проект закона был принят в первом чтении с изъятием перенесенных на второе чтение статей о порядке формирования избирательных комиссий. Далее проект дорабатывался совместными усилиями депутатов и Центризбиркома. 26.10.1994 закон был принят сразу во втором и третьем чтении, 16.11.1994 одобрен Советом Федерации и 6.12.1994 подписан Президентом РФ (Федеральный закон от 6.12.1994 № 56-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации”).

Закон включал 36 статей, объединенных в 10 глав. Первая глава закрепляла основные принципы российского избирательного права: всеобщее, равное и прямое избирательное право, тайное голосование, добровольность участия граждан в выборах и др.

Вторая глава регулировала вопросы составления списков избирателей, образования избирательных округов и избирательных участков. В частности, определялась такая важная гарантия избирательных прав граждан, как примерное равенство избирательных округов по числу избирателей.

Третья глава установила систему, статус и общие принципы формирования избирательных комиссий. Закреплены принципы независимости избирательных комиссий от органов власти и обязательности актов избирательных комиссий, принятых в пределах их компетенции, для исполнительных органов власти, организаций и должностных лиц, а также для нижестоящих избирательных комиссий. Подробно были определены статус и порядок формирования Центральной избирательной комиссии РФ, которая стала действовать на постоянной основе. Закон закрепил принципы коллегиальности и гласности в деятельности избирательных комиссий, право присутствия наблюдателей во время голосования и подсчета голосов, предоставил кандидатам и избирательным объединениям возможность назначать членов комиссий с правом совещательного голоса, установил возможность судебного обжалования действий или бездействия избирательных комиссий.

Четвертая глава была посвящена выдвижению и регистрации кандидатов. В законе было предусмотрено выдвижение кандидатов как непосредственно избирателями, так и избирательными объединениями и избирательными блоками. В качестве единого основания для регистрации было предусмотрено предоставление необходимого числа подписей избирателей, количество которых должно устанавливаться специальными законами, но не может быть более 2 % от числа избирателей соответствующего избирательного округа.

В пятой главе был закреплен принцип равноправия кандидатов и установлены основные гарантии их деятельности (право на отпуск на время предвыборной кампании, право на денежную компенсацию и др.).

Шестая глава была посвящена предвыборной агитации. В частности, установлено право кандидатов на бесплатное и платное эфирное время на каналах государственных и муниципальных телерадиокомпаний.

Седьмая глава устанавливала порядок финансирования выборов. В ней был определен порядок создания избирательных фондов и установлено, что в целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды.

Восьмая глава определяла порядок голосования, подсчета голосов избирателей, установления результатов выборов и их опубликования. В частности, предусматривалась возможность досрочного голосования избирателей, был определен порядок голосования вне помещения для голосования. Установлена обязанность избирательных комиссий (кроме участковых) публиковать данные, содержащиеся в протоколах об итогах голосования своих и непосредственно нижестоящих комиссий.

Девятая глава касалась ответственности за нарушения избирательных прав, но она содержала лишь отсылку к другим федеральным законам. В десятой главе содержались заключительные положения, согласно которым закон вступал в силу со дня его опубликования и Центральная избирательная комиссия РФ должна была быть сформирована не позднее чем через три месяца после вступления закона в силу.

В 1996 в закон были внесены небольшие дополнения, связанные с принятием Федерального закона “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления” (Федеральный закон от 26.11.1996 № 139-ФЗ "О внесении дополнений в Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации”").

После принятия “рамочного” закона субъекты Федерации должны были привести свое избирательное законодательство в соответствие с этим законом. В большинстве регионов это было сделано. Однако полностью тенденцию нарушения избирательных прав граждан в региональном законодательстве преодолеть не удалось. В “рамочном” федеральном законе обнаружилось большое количество пробелов, а также противоречия и расплывчатые формулировки, которые способствовали его неправильному пониманию. В частности, закон не содержал гарантий обязательного и периодического проведения выборов, точного и честного подсчета голосов, недостаточно защищал пассивное избирательное право и т.д.

Практика проведения избирательных кампаний в субъектах Федерации выявила необходимость совершенствования “рамочного” закона, внесения в него значительного числа норм, призванных обеспечить гарантии избирательных прав. Кроме того, стало ясно, что на федеральном уровне необходимо обеспечить гарантии не только избирательных прав, но и права граждан на участие в референдуме. 20 марта 1996 года совместным постановлением председателей Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ и Центризбиркома была сформирована рабочая группа по доработке федерального избирательного законодательства во главе с секретарем Центризбиркома А.А. Вешняковым.

Рабочая группа подготовила проект нового “рамочного” закона, который получил название Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. Этот проект 1.4.1997 был внесен в Государственную Думу Президентом РФ. 25.4.1997 он был принят в первом чтении, 18 июня – во втором чтении и 30 июня – в третьем чтении. 3.7.1997 законопроект был отклонен Советом Федерации, но 5.9.1997 Дума преодолела вето верхней палаты. 19.9.1997 закон был подписан Президентом РФ (Федеральный закон от 19.9.1997 года № 124-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”).

Структура этого закона практически не отличалась от предыдущего “рамочного” закона. Была добавлена лишь одна глава, посвященная назначению референдума (иные вопросы, связанные с референдумом, регулировались в других, соответствующих, главах).

Тем не менее, главным отличием этого закона от предыдущего “рамочного” закона было не то, что он включал еще и нормы, касающиеся референдума. Более существенным отличием стало другое – детальная, вплоть до мельчайших подробностей, регламентация многих избирательных процедур. Число статей увеличилось до 66 (т.е. почти вдвое). Особенно детально были описаны процедуры голосования и подсчета голосов (включая и содержание избирательного бюллетеня), довольно подробно освещены были также вопросы назначения выборов, выдвижения и регистрации кандидатов, предвыборной агитации и финансирования избирательной кампании.

Были также внесены важные принципиальные нормы. Так, закон установил, что выборы должны признаваться несостоявшимися, если ни один из кандидатов не получит больше голосов, чем число голосов “против всех”. Число мандатов в многомандатных округах было ограничено пятью. В качестве избирательных объединений было решено признавать только те общественные объединения, политический характер которых закреплен в их уставах.

В 1998 по инициативе группы депутатов Государственной Думы из разных фракций (в числе которых были А.И. Лукьянов, А.И. Салий, В.Л. Шейнис) начал рассматриваться проект, вносящий множество изменений в “рамочный” закон. Он был внесен 11.2.1998, принят в первом чтении 18 марта, во втором чтении – 17 июня и третьем чтении – 2.7.1998. 17.7.1998 закон был отклонен Советом Федерации, после чего была создана согласительная комиссия. 11.9.1998 Государственная Дума приняла закон в редакции согласительной комиссии, но 14 октября новая редакция была также отклонена Советом Федерации. После этого Дума 23.10.1998 преодолела вето верхней палаты, но 5.11.1998 вето наложил Президент РФ. Была создана специальная комиссия, которая подготовила новую согласованную редакцию с учетом предложений Президента.

Однако из-за произошедших в декабре 1998 изменений в руководстве Администрации Президента работа над окончательным текстом проекта затормозилась. 20.1.1999 Государственная Дума приняла заявление “О совершенствовании законодательства Российской Федерации о выборах”, в котором выразила беспокойство по поводу задержки с принятием закона, из-за которой тормозилось также принятие новых федеральных законов о выборах депутатов Государственной Думы и Президента РФ.

Наконец, 5.3.1999 закон был принят Государственной Думой, затем он был одобрен Советом Федерации 17.3.1999 и подписан Президентом 30.3.1999 (Федеральный закон от 30.3.1999 № 55-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”").

Этот закон вносил изменения в 47 из 66 статей “рамочного” закона, а также дополнял закон приложением (форма декларации кандидата об имуществе). Наиболее существенными новеллами можно считать:

После того, как прошел очередной цикл федеральных выборов (1999 – 2000), была вновь начата работа по изменению избирательного законодательства. 26.8.2000 распоряжением Президента РФ была создана рабочая группа для подготовки предложений по совершенствованию законодательства о выборах во главе с председателем Центризбиркома Вешняковым. Эта группа подготовила доклад, одобренный Центризбиркомом 6.10.2000. Доклад содержал программу совершенствования избирательного законодательства.

Параллельно с работой по созданию новых версий “рамочного” и других федеральных законов были срочно внесены небольшие, но важные изменения в “рамочный” закон (а также в закон о выборах депутатов Государственной Думы). Законопроект был внесен в Государственную Думу Президентом РФ 24.2.2001. Он был принят в первом чтении 19 апреля, во втором чтении – 13 июня и в третьем чтении – 14.6.2001, одобрен Советом Федерации 29.6.2001 и подписан Президентом 10.7.2001 (Федеральный закон от 10.7.2001 № 89-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”").

В данном законе, в частности, предусматривались:

Эти новеллы были впоследствии включены и в новый “рамочный” закон.

В рамках плановой работы по изменению избирательного и смежного законодательства в первую очередь был создан и принят Федеральный закон от 11.7.2001 № 95–ФЗ “О политических партиях”. Согласно этому закону, с 14.7.2003 единственными общественными объединениями, сохранившими право выдвигать кандидатов на выборах в органы государственной власти, стали политические партии.

Следующим шагом стала работа над “рамочным” законом. Была создана новая редакция этого закона, однако первоначально законопроект назывался "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”". Именно под таким названием он был внесен Президентом РФ в Государственную Думу 28.8.2001 и принят в первом чтении 30 октября того же года.

Получилась неудобная структура “закона в законе”, осложненная тем, что как во внутреннем, так и во внешнем законе имелись переходные положения. В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению от такой формы решили отказаться, и в результате получился новый закон со старым названием.

Дальнейшая работа над законопроектом была поручена рабочей группе Комитета по государственному строительству во главе с депутатом Салием. К проекту было подано более 2,5 тыс. поправок. В результате длительной работы над поправками рабочей группой был подготовлен законопроект, существенно отличавшийся от того, который был внесен. Однако в ходе дальнейшей работы Центризбиркому удалось отстоять многие позиции и вернуть в закон ряд отвергнутых рабочей группой новелл. Тем не менее новый закон в большей степени отличался от проекта, принятого в первом чтении, чем последний – от старого закона.

Одним из главных направлений работы над законом стала ревизия многих норм, введенных на предыдущих этапах развития российской избирательной системы. При этом стремление к ревизии наблюдалось со стороны как Центризбиркома, так и депутатских объединений. Зачастую идеи и предложения, поступавшие с разных сторон, оказывались разнонаправленными. И в ходе работы над законопроектом решался вопрос: в какую сторону будет двигаться российское избирательное законодательство?

Так, по инициативе Центризбиркома ревизии были подвергнуты следующие нормы:

По инициативе депутатов ревизии подверглись:

В то же время не получили поддержки предложения Центризбиркома:

Не получило поддержки также предложение депутатов об исключении участия органов исполнительной власти при формировании избирательных комиссий субъектов Федерации.

Вместе с тем, одним из главных направлений в развитии избирательного законодательства на данном этапе стали меры по повышении роли политических партий в избирательном процессе. Главными новеллами в этом направлении, помимо закрепления в избирательном законодательстве норм, введенных Федеральным законом “О политических партиях”, стали:

В то же время, после длительных споров была отвергнута норма, предусматривавшая возможность выделения партиям бесплатного эфирного времени в зависимости от результатов предыдущих выборов.

Законопроект был принят Государственной Думой во втором чтении 26.4.2002, в третьем чтении 22.5.2002, одобрен Советом Федерации 29.5.2002, подписан Президентом РФ 12.6.2002 (Федеральный закон от 12.6.2002 № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”). Однако поскольку до его вступления в силу уже была назначена большая часть выборов, проводившихся в сентябре, октябре и нояб. 2002, реально закон начал действовать только в конце осени 2002.

Общая структура закона не изменилась: он по-прежнему состоит из тех же 11 глав. Число статей увеличилось до 85. Закон продолжает действовать до настоящего времени, однако за прошедшие три года в него внесено множество изменений.

Первые изменения были внесены уже в сентябре 2002. Они были связаны с принятым одновременно федеральным конституционным законом, вносившим изменения в Федеральный конституционный закон “О референдуме Российской Федерации”. Федеральный закон от 27.9.2002 № 119-ФЗ "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”", инициатором которого выступил депутат Государственной Думы Крюков (член фракции “Отечество – Вся Россия”), исключал из “рамочного” федерального закона норму, запрещающую обратную силу закона в отношении федерального референдума. Данная мера носила подстраховочный характер на случай, если бы КПРФ успела зарегистрировать инициативную группу до вступления в силу изменений федерального конституционного закона. Проект был внесен 5.9.2002, принят 20.9.2002 и в первом чтении, и в окончательном виде, одобрен Советом Федерации 25.9.2002 и подписан Президентом РФ 27.9.2002.

В июне – июле 2003 был принят целый пакет законов, вносящих изменения как в “рамочный” закон, так и в законы о выборах депутатов Государственной Думы и о политических партиях. Один из этих законов (Федеральный закон от 23.6.2003 № 83-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в подпункт “ж” пункта 5 статьи 40 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и подпункт 8 пункта 4 статьи 49 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”") расширял перечень признаков использования преимуществ должностного или служебного положения; другой (Федеральный закон от 4.7.2003 № 97-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 35 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”") ограничивал, а с 2004 запрещал участие общественных объединений в составе избирательных блоков; третий (Федеральный закон от 4.7.2003 № 102-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в статью 18 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”) расширял возможности для образования избирательных округов с большими отклонениями численности избирателей от средней нормы представительства. Все три законопроекта были внесены четырьмя депутатами (по одному от каждой центристской фракции, среди них – руководитель фракции “Единство” В.А. Пехтин) 19.5.2003. Они были приняты в первом чтении 6 июня, при этом первый был принят в окончательном виде в тот же день, а два других – 11 июня. Совет Федерации одобрил их соответственно 11 и 25 июня.

В 2004 изменения в “рамочный” закон вносились четырежды. Сначала по инициативе депутата А.В. Митрофанова в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 25.2.2004 № 4-П из закона была исключена норма, разрешавшая Центризбиркому обращаться в Верховный Суд РФ в связи с жалобами, связанными с нарушениями, которые касаются значительного числа граждан либо приобрели особое общественное значение (Федеральный закон от 7.6.2004 № 46-ФЗ “О внесении изменений в статью 75 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и статью 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации”). Затем по инициативе Президента РФ Федеральным законом от 12.8.2004 № 99-ФЗ "О внесении изменений в статью 82 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и в статью 84 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”" была принята новая редакция статьи, разрешающей продлевать или сокращать сроки полномочий избранных органов власти в целях совмещения выборов. Несколько изменений в “рамочный” закон было внесено и статьей 142 известного Федерального закона от 22.8.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”" (принятого по инициативе Правительства РФ): одно из этих изменений окончательно отменяло право избирательных комиссий брать кредиты в случаях отсутствия в бюджете средств на проведение назначенных выборов или референдума или несвоевременного выделения бюджетных средств. Четвертая группа изменений была внесена Федеральным законом от 11.12.2004 № 159-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и в Федеральный закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”", принятым по инициативе Президента РФ и отменившим прямые выборы высших должностных лиц субъектов Федерации.

Еще одно небольшое изменение было внесено в “рамочный” закон Федеральным законом от 29.6.2005 № 69-ФЗ "О внесении изменений в статью 80 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и в статью 83 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”", принятым по инициативе группы депутатов из фракции “Единая Россия”: было уточнено, что запрет совмещать мандат депутата законодательного органа государственной власти субъекта Федерации и выборную должность местного самоуправления не распространяется на лиц, избранных депутатами до 13.5.2002.

Параллельно с внесением этих изменений после очередного цикла федеральных выборов (2003 – 2004) началась подготовка крупномасштабной избирательной реформы. Основные предложения, касающиеся этой реформы, содержались в подготовленной рабочей группой Центризбиркома записке, которая была обсуждена на заседании Центризбиркома 31.8.2004. Предложения, содержащиеся в записке, были на этом заседании приняты за основу.

Эти предложения включали изменение избирательной системы на выборах депутатов Государственной Думы, а также внесение большого числа изменений (в т.ч. принципиальных) в “рамочный” закон, закон о выборах Президента РФ и ряд других федеральных законов, касающихся выборов. После обсуждений (в т.ч. на парламентских слушаниях) были подготовлены два законопроекта, которые были затем внесены Президентом РФ. Первым был внесен и принят новый Федеральный закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”. Затем, 14.4.2005 (накануне принятия закона о выборах депутатов Государственной Думы во втором чтении), Президент внес проект Федерального закона “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации”. Это проект предусматривал внесение изменений в 13 федеральных законов, в том числе в Федеральные законы “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, “О выборах Президента Российской Федерации” и “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления”.

Прохождение этого законопроекта в Государственной Думе было достаточно быстрым. 20.5.2005 он был принят в первом чтении, 29.6.2005 – во втором чтении и 6.7.2005 – в третьем чтении. 13.7.2005 закон был одобрен Советом Федерации и 21.7.2005 подписан Президентом РФ (Федеральный закон от 21.7.2005 № 93-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации”).

Ст. 9 этого закона внесла изменения в 75 из 85 статей “рамочного” закона и в приложение к закону, одну статью признала утратившей силу и добавила в закон еще две новые статьи. Фактически создана новая редакция “рамочного” закона. Наиболее важными новеллами стали:

Две последние новеллы были приняты по инициативе депутатов из фракции “Единая Россия”.

В целом изменения, внесенные в избирательное законодательство Федеральным законом от 21.7.2005 № 93-ФЗ, оказались наиболее радикальными из всех, внесенных за последние 12 лет.

Источники:

Федеральный закон от 6.12. 1994 № 56-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 33. Ст. 3406;

Федеральный закон от 26.11. 1996 № 139-ФЗ "О внесении дополнений в Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации”" // Там же. 1996. № 49. Ст. 5498;

Федеральный закон от 19.9. 1997 года № 124-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” // Там же. 1997. № 38. Ст. 4339;

Федеральный закон от 30.3. 1999 № 55-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”" // Там же. 1999. № 14. Ст. 1653;

Федеральный закон от 10.7. 2001 № 89-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”" // Там же. 2001. № 29. Ст. 2944;

Федеральный закон от 11.7. 2001 № 95–ФЗ “О политических партиях” // Там же. 2001. № 29. Ст. 2950;

Федеральный закон от 12.6. 2002 № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” // Там же. 2002. № 24. Ст. 2253;

Федеральный закон от 27.9. 2002 № 119-ФЗ "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”" // Там же. 2002. № 39. Ст. 3642;

Федеральный закон от 23.6. 2003 № 83-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в подпункт “ж” пункта 5 статьи 40 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и подпункт 8 пункта 4 статьи 49 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”" // Там же. 2003. № 26. Ст. 2572;

Федеральный закон от 4.7. 2003 № 97-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 35 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”" // Там же. 2003. № 27. Ст. 2711;

Федеральный закон от 4.7. 2003 № 102-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 18 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”" // Там же. 2003. № 27. Ст. 2716;

Федеральный закон от 7.6. 2004 № 46-ФЗ “О внесении изменений в статью 75 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и статью 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации” // Там же. 2004. № 24. Ст. 2335;

Федеральный закон от 12.8. 2004 № 99-ФЗ "О внесении изменений в статью 82 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и в статью 84 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”" // Там же. 2004. № 33. Ст. 3368;

Федеральный закон от 22.8. 2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”" // Там же. 2004. № 35. Ст. 3607;

Федеральный закон от 11.12. 2004 № 159-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и в Федеральный закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”" // Там же. 2004. № 50. Ст. 4950;

Федеральный закон от 29.6. 2005 № 69-ФЗ "О внесении изменений в статью 80 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и в статью 83 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”" // Там же. 2005. № 27. Ст. 2708;

Федеральный закон от 21.7. 2005 № 93-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации” // Там же. 2005. № 30. Ст. 3104;

Указ Президента РФ от 20.12.1993 № 2227 “О мерах по совершенствованию избирательной системы в Российской Федерации” // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 52. Ст. 5060;

Распоряжение Президента РФ от 26.8.2000 № 372-рп // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 35. Ст. 3577;

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 25.2.1994 № 68-I “Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации об обеспечении избирательных прав граждан при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления” // Ведомости Федерального Собрания РФ, 1994, № 2, ст. 140;

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.2.1994 “О правовой основе выборов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и об обеспечении избирательных прав граждан” // Там же. 1994. № 2. Ст. 126;

Заявление Государственной Думы от 20.1. 1999 “О совершенствовании законодательства Российской Федерации о выборах” // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 5. Ст. 627;

Проект федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации” // Бюллетень ЦИК РФ. 1994. № 5. С. 4–21;

Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 31.8.2004 № 115/868-4 “О работе по обобщению практики проведения федеральных выборов, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в 2002 – 2004 годах и подготовке предложений по изменению и дополнению отдельных положений законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах”. Приложение к постановлению: записка “О практике проведения федеральных выборов, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в 2002 – 2004 годах и предложениях по изменению и дополнению отдельных положений законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах” // Вестник ЦИК РФ. 2004. № 14. С. 5–32 – вместе с приложением и особым мнением;

Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 19.1.1994 года № 168 “Об организации работы по разработке проектов федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы и федерального конституционного закона о референдуме (всенародном голосовании)” // Бюллетень ЦИК РФ. 1994. № 1. С. 105–109;

О развитии и совершенствовании законодательства РФ о выборах и референдумах // Вестник ЦИК РФ. 2000. № 21. С. 47-90.

А.В.Иванченко, А.Е.Любарев

Титульный лист | Политика

Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz