Материал опубликован в книге:

Государственная Дума России. Энциклопедия: В 2-х т. Т. 2 Государственная Дума Российской Федерации (1993-2006 гг.). М.: РОССПЭН, 2006, с. 373-375

Обеспечение конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Потребность в этом законе возникла вследствие того, что во многих субъектах Федерации не спешили принимать законы, регулирующие выборы в органы местного самоуправления. В результате в регионе отсутствовала законодательная база для проведения местных выборов, и это служило основанием для оттягивания их проведения.

С инициативой принятия специального федерального закона, призванного обеспечить проведение выборов в органы местного самоуправления при недостаточности региональной и местной законодательной базы, выступили депутаты из фракции “Яблоко” С.С. Митрохин и С.А. Попов. 15.2.1996 они внесли в Государственную Думу проект Федерального закона "О неотложных мерах по реализации Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”". В ходе работы над законопроектом его название несколько раз менялось; окончательно он стал называться Федеральный закон “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления”. Законопроект был принят в первом чтении 23 февраля, во втором чтении – 10 июля и в третьем чтении – 23 октября. Совет Федерации не стал его рассматривать, и 26 ноября закон был подписан Президентом РФ (Федеральный закон от 26.11.1996 № 138-ФЗ “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления”).

Закон должен был применяться при отсутствии регионального закона, регулирующего местные выборы, при отсутствии устава муниципального образования, при отсутствии в муниципальном образовании выборного представительного органа местного самоуправления и в ряде других случаев нарушения конституционных прав граждан РФ на местное самоуправление.

Для того, чтобы выборы могли быть проведены в отсутствие регионального закона, данным федеральным законом утверждалось “Временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления”, включавшее 46 статей (объединенные в 10 глав, в основном соответствующих главам “рамочного” закона) и два приложения (формы подписных листов).

Сам закон содержал всего 8 статей, из которых ст. 1 определяла сферу действия закона, пятая утверждала “временное положение”, седьмая содержала отсылку к федеральным законам, предусматривающим ответственность должностных лиц за нарушение конституционных прав граждан, восьмая определяла дату вступления закона в силу (со дня опубликования). Наиболее содержательными были вторая, третья и четвертая статьи.

Ст. 2 определяла, что в случае, если не определен порядок образования муниципальных образований, “муниципальными образованиями являются в соответствии с существующим административно-территориальным делением субъектов РФ районы, города, районы в городах, имеющих районное деление, поселки, сельские округа (сельсоветы), иные населенные пункты или территории, в которых на день вступления в силу Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” местное самоуправление осуществлялось в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ”.

Ст. 3 устанавливала возможность назначения выборов судом по заявлению прокурора, или жалобе гражданина, проживающего на территории муниципального образования, или жалобам общественных объединений либо их региональных и местных отделений. В этой же статье устанавливалась подсудность дел и определялись сроки их рассмотрения: в течение десяти дней со дня получения заявления прокурора или жалобы. Статья также устанавливала, что срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, избираемых в соответствии с данным законом, составляет 2 года.

Ст. 4 была посвящена обеспечению проведения выборов. П. 1 и 2 этой статьи определяли число депутатов представительного органа муниципального образования, если на день вынесения решения суда о назначении даты выборов не принят его устав. В тех случаях, когда представительный орган ранее уже избирался, в новый состав должно было избираться то же число депутатов. Если ранее представительный орган муниципального образования не избирался, второй пункт четвертой статьи закона устанавливал число депутатов в зависимости от численности населения муниципального образования.

П. 3 ст. 4 определял, что в случае, если за 75 дней до даты выборов не будут установлены границы избирательных округов, то выборы депутатов представительного органа местного самоуправления должны были проводиться в одном многомандатном избирательном округе, границы которого совпадали с границами муниципального образования. П. 4 определял порядок финансирования выборов при отсутствии средств местного бюджета: либо из бюджета субъекта Федерации, либо за счет кредита коммерческого банка.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 3.11.1997 № 15-П этот закон был признан соответствующим Конституции РФ. Закон позволил на практике решить ряд проблем, в частности, обеспечить формирование органов местного самоуправления на тех территориях, где они не были созданы в должные сроки.

После принятия в 1997 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” в Федеральный закон “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления” (в том числе и во “временное положение”) по инициативе трех депутатов из фракции “Яблоко” (С.С. Митрохин, Ю.М. Нестеров, А.В. Шишлов) были внесены изменения и дополнения, учитывающие нормы нового “рамочного” закона (Федеральный закон от 22.6.1998 № 85-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления”"). В частности, учтено, что число мандатов в многомандатном округе не может быть более пяти. Концептуально и структурно закон не претерпел изменений, хотя некоторые вопросы (в частности, назначения выборов) исчерпывающим образом были отрегулированы в “рамочном” законе.

Ни после внесения изменений в Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” (Федеральным законом от 30.3.1999 № 55-ФЗ), ни после принятия нового “рамочного” закона от 12.6.2002 № 67-ФЗ в Федеральный закон “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления” не вносилось никаких изменений. Поэтому многие нормы этого закона стали противоречить “рамочному” закону, и его применение оказалось проблематичным.

Федеральный закон от 21.7.2005 № 93-ФЗ внес в Федеральный закон “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления” незначительные изменения. Так, единственным изменением, внесенным во “временное положение”, стало исключение из него понятия “избирательный блок”. Остальные противоречия с “рамочным” законом остались, таким образом, применение “временного положения” по-прежнему проблематично.

Источники:

Федеральный закон от 26.11. 1996 № 138-ФЗ “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления” // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 49. Ст. 5497;

Федеральный закон от 22.6. 1998 № 85-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления”" // Там же. 1998. № 26. Ст. 3005;

Постановление Конституционного Суда РФ от 3.11.1997 № 15-П по делу о проверке конституционности п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26.11.1996 “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления” в связи с запросом Тульского областного суда // Там же. 1997. № 45. Ст. 5241.

Титульный лист | Политика

Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz