Материал опубликован в книге:

Государственная Дума России. Энциклопедия: В 2-х томах. М.: РОССПЭН; Челябинск: Авто Граф, 2013. Т. 2. Кн. 1. С. 404-405

Обеспечение конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Потребность в этом законе возникла в 1990-е вследствие того, что во многих субъектах РФ не спешили принимать законы, регулирующие выборы в органы местного самоуправления. В результате в регионе отсутствовала законодательная база для проведения муниципальных выборов, и это служило основанием для оттягивания их проведения. В связи с этим ГД 2-го созыва приняла Федеральный закон от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

Закон должен был применяться при отсутствии регионального закона, регулирующего местные выборы, при отсутствии устава муниципального образования, при отсутствии в муниципальном образовании выборного представительного органа местного самоуправления и в ряде др. случаев нарушения конституц. прав граждан РФ на местное самоуправление.

Для того чтобы выборы могли быть проведены в отсутствие регионального закона, данным Федеральным законом утверждалось «Временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», включавшее 46 статей (объединенные в 10 глав, в основном соответствующих главам «рамочного» закона) и два приложения (формы подписных листов).

Сам закон содержал всего 8 статей, из к-рых первая определяла сферу действия закона, пятая утверждала «временное положение», седьмая содержала отсылку к федеральным законам, предусматривающим ответственность должностных лиц за нарушение конституц. прав граждан, восьмая определяла дату вступления закона в силу (со дня опубликования). Наиболее содержательными были вторая, третья и четвертая статьи.

Вторая статья определяла, что в случае, если не определен порядок образования муниципальных образований, «муниципальными образованиями являются в соответствии с существующим административно-территориальным делением субъектов Российской Федерации районы, города, районы в городах, имеющих районное деление, поселки, сельские округа (сельсоветы), иные населенные пункты или территории, в которых на день вступления в силу Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” местное самоуправление осуществлялось в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Третья статья устанавливала возможность назначения выборов судом по заявлению прокурора, или по жалобе гражданина, проживающего на территории муниципального образования, или жалобам обществ. объединений либо их региональных и местных отделений. В этой же статье устанавливалась подсудность дел и определялись сроки их рассмотрения (в течение 10 дней со дня получения заявления прокурора или жалобы). Статья также устанавливала, что срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, избираемых в соответствии с данным законом, составляет два года.

Четвертая статья была посвящена обеспечению проведения выборов. Первые два пункта этой статьи определяли число депутатов представительного органа муниципального образования, если на день вынесения решения суда о назначении даты выборов не принят его устав. В тех случаях, когда представительный орган ранее уже избирался, в новый состав должно было избираться то же число депутатов. Если ранее представительный орган муниципального образования не избирался, второй пункт четвертой статьи закона устанавливал число депутатов в зависимости от численности населения муниципального образования.

Третий пункт четвертой статьи определял, что в случае, если за 75 дней до даты выборов не будут установлены границы избират. округов, то выборы депутатов представительного органа местного самоуправления должны были проводиться в одном многомандатном избират. округе, границы к-рого совпадали с границами муниципального образования. Четвертый пункт определял порядок финансирования выборов при отсутствии средств местного бюджета: либо из бюджета субъекта Федерации, либо за счет кредита коммерч. банка.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 3.11.1997 № 15-П этот закон был признан соответствующим Конституции РФ. Закон позволил на практике решить ряд проблем, в частности, обеспечить формирование органов местного самоуправления на тех территориях, где они не были созданы в должные сроки.

После принятия в 1997 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (в т. ч. и во «временное положение») были внесены изменения и дополнения, учитывающие нормы нового «рамочного» закона (Федеральный закон от 22.6.1998 № 85-ФЗ). В частности, учтено, что число мандатов в многомандатном округе не может быть более пяти. Концептуально и структурно закон не претерпел изменений, хотя некоторые вопросы (в частности, назначения выборов) исчерпывающим образом были отрегулированы в «рамочном» законе.

Хотя впоследствии в «рамочный» закон неоднократно вносились изменения, Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» изменялся редко и незначительно. В 1999–2004 никаких изменений в него не вносилось. Федеральный закон от 21.7.2005 № 93-ФЗ внес в Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» небольшие изменения. Так, единственным изменением, внесенным во «временное положение», стало исключение из него понятия «избирательный блок».

После этого изменения в закон вносились лишь трижды, из них одно изменение было техническим. Кроме того, Федеральный закон от 12.7.2006 № 107-ФЗ отменил возможность голосования против всех кандидатов, а Федеральный закон от 9.11.2009 № 250-ФЗ установил единый для всех субъектов РФ и муниципальных образований возраст приобретения права быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования – 18 лет.

В наст. время многие нормы этого закона (в т. ч. и «временного положения») противоречат федеральным законам «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Это, в частности, касается норм об образовании избират. округов и избират. участков, о формировании избират. комиссий, о сборе и проверке подписей избирателей, о сроках проведения предвыборной агитации, о досрочном голосовании, о признании выборов несостоявшимися. «Временное положение» вообще не предусматривает возможности применения пропорциональной избират. системы, хотя указанные федеральные законы обязывают использовать эту систему в определенных муниципальных образованиях. Т. о., применение данного закона оказывается проблематичным.

Источники: Федеральный закон от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5497; Федеральный закон от 22.6.1998 № 85-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // Там же. 1998. № 26. Ст. 3005; Федеральный закон от 21.7.2005 № 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» // Там же. 2005. № 30. Ст. 3104; Федеральный закон от 12.7.2006 № 107-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)» // Там же. 2006. № 29. Ст. 3125; Федеральный закон от 9.11.2009 № 250-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 приложения к Федеральному закону «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и статью 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Там же. 2009. № 45. Ст. 5268; Постановление Конституционного Суда РФ от 3.11.1997 № 15-П по делу о проверке конституционности п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26.11.1996 «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» в связи с запросом Тульского областного суда // Там же. 1997. № 45. Ст. 5241.

А. Е. Любарев

Титульный лист | Политика

Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz