Материал опубликован в книге:

Государственная Дума России. Энциклопедия: В 2-х т. Т. 2 Государственная Дума Российской Федерации (1993-2006 гг.). М.: РОССПЭН, 2006, с. 367-371

Выборы депутатов Государственной Думы. В Указе Президента РФ от 20.12.1993 № 2227 “О мерах по совершенствованию избирательной системы в Российской Федерации” Центральной избирательной комиссии РФ поручалось совместно с Министерством юстиции РФ разработать и представить Президенту проект федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы. Необходимость срочной разработки проекта была обусловлена тем, что, в соответствии с переходными положениями Конституции РФ, срок полномочий первого созыва Государственной Думы составлял 2 года. Важно было, чтобы выборы второго созыва были проведены на основании закона, а не указа Президента.

1.11.1994 Президент внес в Государственную Думу подготовленный рабочей группой Центризбиркома во главе с заместителем председателя комиссии А.В. Иванченко проект Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”.

В целом проект базировался на Положении “О выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году” (с учетом норм Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации”) и отличался от Положения 1993 года следующими новациями:

Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе на заседании 15.11.1994 предложил принять в первом чтении проект Президента, учтя ко второму чтению положения “яблочного” проекта Избирательного кодекса, но наряду с этим рекомендовал Думе сразу же внести в проект три концептуальные поправки:

Несмотря на то что регламент Думы не предусматривает внесения каких-либо поправок при принятии законопроекта в первом чтении, на заседании 23 ноября поправки, предложенные профильным Комитетом, были поставлены на голосование. Две первые поправки были поддержаны большинством депутатов, а третья (отменявшая льготы для представленных в Думе объединений) получила лишь 200 голосов. Президент РФ 3 декабря направил в Думу письмо о нарушении регламента и предложил ей вернуться к первому чтению законопроекта. Однако на заседании 14 декабря это предложение набрало лишь 161 голос, и вопрос не вошел в повестку дня.

Подготовка проекта ко второму чтению была поручена рабочей группе из представителей всех фракций и профильных комитетов во главе с С.А. Зенкиным. Всего к проекту закона было подано около 700 поправок (среди них 199 поправок представляли собой извлечения из соответствующих положений проекта Избирательного кодекса). Поступило в Думу и заключение Президента РФ от 19.1.1995, но оно представляло не поправки, а “замечания”. В них Президент еще раз настаивал на рассмотрении проекта в первоначальной редакции, ибо в законопроект “был внесен целый ряд имеющих концептуальный характер изменений и дополнений”, в силу чего он “отражает уже не позицию Президента РФ, а позицию иных субъектов законотворческого процесса и не может рассматриваться как внесенный Президентом РФ”. Наиболее важны были два концептуальных замечания Президента – одно из них требовало восстановить формулу 150:300, другое предлагало второй тур голосования в одномандатных округах (это предложение не соответствовало проекту, внесенному самим Президентом). С возможностью двойной баллотировки Президент согласился.

На пленарном заседании 15.3.1995 Дума вначале вернулась к вопросу о принятии президентского проекта в первозданном виде, но за него проголосовало лишь 143 депутата. Затем, для соблюдения регламентных норм, проект с внесенными 23 ноября изменениями был вновь принят в первом чтении – уже как проект, внесенный депутатами. Вновь был поставлен вопрос об отмене льготы для представленных в Думе объединений; на этот раз это предложение было поддержано: за проголосовали 308 депутатов (против была в основном фракция ЛДПР).

По предложению профильного Комитета в проект был внесен ряд существенных изменений (некоторые из них были инициированы замечаниями Президента). Наиболее важными из них можно считать:

Из поправок, отклоненных профильным Комитетом, Дума приняла лишь две: поправку группы В.Л. Шейниса о предоставлении нижестоящими комиссиями в вышестоящие не только протоколов, но и сводных таблиц и поправку депутата И.С. Аничкина об исключении из бюллетеня строки “против всех” (перед третьим чтением текст был откорректирован в варианте 1993 года: строка “против всех” сохранилась, но не могла влиять на результат выборов).

24 марта проект был принят в третьем чтении. Хотя по регламенту процедура третьего чтения не предусматривает внесения поправок, в данном случае по инициативе фракций КПРФ и “Яблоко” в проект была внесена новая статья, согласно которой использование на выборах автоматизированной информационной системы допускается только в справочном режиме и ее данные не имеют юридического значения.

12 апреля Совет Федерации отклонил закон “ввиду неприемлемости отдельных положений”. За одобрение законопроекта проголосовали лишь 11 членов верхней палаты. Совет Федерации предложил создать согласительную комиссию и назначил свою часть ее членов во главе с Е.Б. Мизулиной. Однако в связи с “исчезновением” кворума Совет Федерации не смог утвердить официальный перечень замечаний к законопроекту. В свою очередь Дума 14 апреля сформировала свою часть согласительной комиссии во главе с председателем Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе В.Б. Исаковым.

Согласительная комиссия дважды собиралась, но кворум был только со стороны Думы, а со стороны Совета Федерации участвовали два–три члена. Председатель верхней палаты В.Ф. Шумейко направил в Государственную Думу письмо с просьбой подождать до того момента, когда Совет Федерации сможет утвердить перечень поправок. Однако Дума, понимая, что закон необходимо принять в кратчайшее время из-за приближающего срока окончания ее полномочий, не стала ждать.

21 апреля Дума определила свое отношение к замечаниям, высказанным членами Совета Федерации. Были поддержаны лишь две поправки, связанные с порядком проведения выборов в том случае, если Президент Российской Федерации не назначит их в установленный срок: вместо записи о том, что дату выборов определяет в этом случае Центризбирком, была принята формулировка о том, что выборы проводятся Центризбиркомом в такой-то день.

После этого Дума приняла закон в новой редакции. 4 мая Совет Федерации вновь отклонил его. Рейтинговое голосование, проведенное в верхней палате, показало, что большинство ее членов (97) выступает за полный отказ от выборов по партийным спискам, в то время как за соотношение 150:300 проголосовали лишь 48, а за соотношение 225:225 – 7 членов. В постановлении Совета Федерации Думе предлагалось исключить из закона положения, касающиеся избрания депутатов по федеральному округу.

11 мая в Государственной Думе был поставлен вопрос о преодолении вето Совета Федерации. Первая попытка не увенчалась успехом: предложение получило лишь 282 голоса. Однако за компромиссный вариант – изменение формулы на 150:300 – вновь проголосовало явное меньшинство (140 депутатов). Вторая попытка преодоления вето дала 292 голоса, и лишь после объявленного перерыва удалось получить 301 голос.

23 мая Президент РФ, “учитывая мнение Совета Федерации”, отклонил закон и предложил создать трехстороннюю согласительную комиссию.

24 мая Дума сформировала свою часть согласительной комиссии и одновременно обратилась к Президенту с просьбой отозвать вето. На последнее предложение Президент ответил отказом, ссылаясь на то, что отзыв вето Конституцией не предусмотрен.

Предложения Президента сводились к четырем поправкам. Лишь одна из них (изменение соотношения на 150:300) была связана с возвратом к президентскому проекту, три другие представляли отступление от норм внесенного им проекта: изъятие из закона нормы об обязательном освобождении от служебных обязанностей кандидатов, находящихся на государственной службе (эта норма содержалась в уже действовавшем Федеральном законе “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации”), введение в одномандатных округах двухтуровой системы, повышение порога явки до 50 %. Последние два предложения не получили поддержки представителей ни Думы, ни Совета Федерации, ни Центризбиркома, и президентская сторона не стала на них настаивать. На изъятие нормы об обязательном освобождении кандидатов–госслужащих Дума согласилась, введя взамен норму о том, что любые кандидаты “не вправе использовать преимущества своего должностного положения в интересах избрания”.

Главным предметом споров оставалось соотношение мажоритарной и пропорциональной частей. 8 из 12 членов согласительной комиссии от Думы твердо стояли на позиции сохранения формулы 225:225. Компромиссное решение было найдено после того, как депутат из фракции “Яблоко” И.Л. Лукашев 1 июня предложил ограничить число кандидатов в центральной части списка. После дискуссии согласительная комиссия решила ограничить центральную часть 12 кандидатами. В качестве другой компенсации за сохранение соотношения 225:225 думская часть согласилась на отмену освобождения от сбора подписей кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями и блоками, зарегистрировавшими федеральный список. Но взамен был предложен обратный вариант: подписи в поддержку партийных кандидатов–одномандатников включать в число подписей, собранных в поддержку федерального списка.

9.6.1995 Дума большинством в 264 голоса приняла новую редакцию закона. 15.6.1995 июня Совет Федерации 113 голосами одобрил закон. 21.6.1995 закон был подписан Президентом (Федеральный закон от 21.6.1995 № 90-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”).

Структура этого закона в основном повторяла структуру “рамочного” закона. Также отдельные главы были посвящены общим положениям, избирательным комиссиям, выдвижению и регистрации кандидатов, статусу кандидатов, предвыборной агитации, финансированию выборов, голосованию и определению результатов выборов, ответственности за нарушение избирательных прав граждан, заключительным и переходным положениям. Однако отдельная глава была посвящена избирательным округам и избирательным участкам, и отдельная глава – спискам избирателей (в “рамочном” законе эти две группы вопросов объединяются в одну главу). Кроме того, закон включал специальные главы, посвященные избирательным объединениям (и избирательным блокам), замещению вакантных депутатских мандатов и методике пропорционального распределения депутатских мандатов. Таким образом, закон содержал 14 глав, объединявших 72 статьи, а также 3 приложения (образцы подписных листов в поддержку кандидатов или списка кандидатов).

Закон закреплял смешанную систему выборов депутатов Государственной Думы. 225 депутатов избирались на основе пропорциональной избирательной системы (с 5-процентным заградительным барьером) по единому общефедеральному округу по спискам, выдвигаемым избирательными объединениями и избирательными блоками; 225 депутатов избирались в одномандатных избирательных округах по мажоритарной системе относительного большинства.

Закон довольно подробно регулировал порядок формирования избирательных комиссий, процессы выдвижения кандидатов и списков кандидатов, сбора подписей избирателей в поддержку их выдвижения, регистрации кандидатов и списков кандидатов, порядок формирования и расходования средств избирательных фондов, содержание и порядок изготовления избирательных бюллетеней, процедуры голосования, подсчета голосов и определения результатов выборов.

Значение принятия Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” трудно переоценить. Выборы депутатов Государственной Думы второго созыва (в отличие от предыдущих выборов) прошли на основании закона и в конституционные сроки, так что легитимность нового состава Думы уже не могла подвергаться сомнению. Важное значение имел и тот факт, что в процессе длительной и нелегкой работы удалось достичь согласования интересов различных сегментов российского политического общества. Не менее важно и то, что в процессе такого согласования удалось вопреки конъюнктурным соображениям отстоять неизменность основных параметров избирательной системы.

После того, как в 1995 по новому закону прошли выборы депутатов Государственной Думы II созыва, а в 1997 был принят Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, возникла необходимость существенно обновить закон о выборах депутатов Государственной Думы, чтобы в нем были исправлены недостатки первого закона и он соответствовал новому “рамочному” закону. Инициативу взяла на себя группа депутатов Государственной Думы – членов Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе и Комитета по делам Федерации и региональной политике.

Законопроект был внесен 22.9.1997 – в день вступления в силу нового “рамочного” закона. 19.11.1997 он был принят в первом чтении. Однако дальнейшая работа над проектом затормозилась из-за трех обстоятельств. Во-первых, Президент РФ направил в Думу предложение отказаться от выборов по пропорциональной системе и избирать всех 450 депутатов по мажоритарной системе абсолютного большинства. Во-вторых, в Конституционный Суд РФ был подан запрос Саратовской областной Думы, оспаривавшей многие принципиальные положения Федерального закона от 21.6.1995 № 90-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”. В-третьих, депутаты, работавшие над проектом, пришли к выводу, что в первую очередь необходимо внесение изменений и дополнений в недавно принятый “рамочный” закон, и начали работу над соответствующим законопроектом.

17.11.1998 Конституционный Суд РФ принял постановление № 26-П, в котором признал большую часть положений закона о выборах депутатов Государственной Думы соответствующими Конституции РФ. Было отмечено лишь три “дефекта”:

30.3.1999 Президент РФ подписал Федеральный закон № 55-ФЗ, внесший существенные изменения в “рамочный” закон. После этого работа над законом о выборах депутатов Государственной Думы была продолжена. 21.5.1999 он был принят во втором чтении, 2 июня – в третьем чтении. На заседании Государственной Думы 2.6.1999 закон был сначала формально вновь принят в первом чтении, поскольку при первоначальном его принятии отсутствовало необходимое заключение Правительства РФ. После этого закон был принят в третьем чтении. 9.6.1999 закон был одобрен Советом Федерации и 24.6.1999 подписан Президентом РФ (Федеральный закон от 24.6.1999 № 121-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”).

В этом законе были уточнены многие избирательные процедуры. Что касается принципиальных изменений, то их было немного. Наиболее важными были следующие:

Две последние новеллы были связаны с постановлением Конституционного Суда РФ от 17.11.1998.

Структурно закон не претерпел существенных изменений. В нем осталось 13 глав, поскольку методика пропорционального распределения депутатских мандатов, состоящая из одной статьи, была включена в главу “Голосование и определение результатов выборов”. Число статей увеличилось до 94, а число приложений – до 5.

В 2001 были приняты два федеральных закона, вносящих изменения в закон о выборах депутатов Государственной Думы. Первый законопроект был внесен 21.9.1999, еще во время избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы третьего созыва, пятью депутатами Государственной Думы (четверо из них входили в группу “Российские регионы”, один – в группу “Народовластие”). Этот законопроект предлагал исключить выбытие кандидатов, входящих в первую тройку списка, из перечня оснований для отказа в регистрации федерального списка кандидатов и отмены его регистрации. Во время избирательной кампании 1999 эта норма чуть не стала причиной кризиса, когда на ее основании Центризбирком отказал в регистрации списка ЛДПР, а затем в соответствии с решением Верховного Суда РФ зарегистрировал этот список уже после того, как большая часть кандидатов от ЛДПР оказалась в зарегистрированном списке “Блока Жириновского”. Этот законопроект был вынесен на рассмотрение Думы уже после того, как 25.4.2000 Конституционный Суд РФ признал указанную норму противоречащей Конституции. 11.10.2000 проект был принят в первом чтении, 15.3.2001 – во втором и третьем чтениях. 4 апреля его одобрил Совет Федерации и 12 апреля подписал Президент (Федеральный закон от 12.4.2001 № 35-ФЗ “О внесении изменения в пункт 11 статьи 51 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”).

Еще одно важное изменение было внесено Федеральным законом от 10.7.2001 № 89-ФЗ, который содержал поправки как в “рамочный” закон, так и в закон о выборах депутатов Государственной Думы. В последний было внесено изменение, позволявшее отложить на более длительный срок дополнительные выборы депутатов Государственной Думы.

После того как в 1999 по новому закону прошли выборы депутатов Государственной Думы III созыва, начала разрабатываться новая, уже третья версия закона о выборах депутатов Государственной Думы. Она разрабатывалась параллельно с новой версией “рамочного” закона, но внесена была в Думу Президентом РФ только 6.6.2002, то есть уже после одобрения “рамочного” закона Советом Федерации.

27.6.2002 законопроект был принят в первом чтении, при этом срок подачи поправок был установлен до 1 сентября, то есть на подачу поправок были отведены лишь парламентские каникулы. Тем не менее к проекту было подано около 700 поправок. Ко второму чтению этот проект (как и проект “рамочного” закона) готовила рабочая группа под руководством А.И. Салия. Он был принят во втором чтении 25 октября и в третьем чтении 20.11.2002. 11.12.2002 закон был одобрен Советом Федерации и 20.12.2002 подписан Президентом (Федеральный закон от 20.12.2002 № 175-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”). Таким образом, впервые закон о выборах депутатов Государственной Думы вступил в силу задолго до начала избирательной кампании.

Главной целью при подготовке проекта нового закона было приведение его в соответствие с новой версией “рамочного” закона. Правда, в полной мере этого добиться не удалось. Тем не менее процедурные нормы в законе были существенно обновлены. Из принципиальных изменений можно отметить следующие:

Кроме того, уже при подготовке проекта ко второму чтению в переходные положения были внесены нормы, согласно которым для следующих выборов заградительный барьер увеличивался до 7 %, и при этом минимальное число списков, которые должны быть допущены к распределению депутатских мандатов, увеличивалось до четырех. Эти положения имели не юридический, а политический смысл, поскольку сразу было очевидно, что следующие выборы будут проводиться по новому закону.

Структурно закон практически не изменился. В нем остались те же 13 глав и 5 приложений. Число статей увеличилось до 99.

Как уже отмечалось, закон был принят заблаговременно – т.е. примерно за 9 месяцев до официального начала избирательной кампании, чтобы участники выборов могли знать правила заранее. Однако перед самым началом кампании был принят пакет законов, внесших изменения как в этот закон, так и в “рамочный” закон и в закон о политических партиях. Все законопроекты были внесены 19.5.2003 группой из четырех депутатов (по одному от каждой центристской фракции), лишь в одном случае (Федеральный закон № 82-ФЗ) в числе авторов был также руководитель фракции “Союз Правых Сил” Б.Е. Немцов.

Из этого пакета четыре закона вносили изменения в закон о выборах депутатов Государственной Думы. Все они были приняты 6.6.2003 и в первом чтении, и в окончательном виде, одобрены Советом Федерации 11.6.2003 и подписаны Президентом РФ 23.6.2003. Уже упоминавшийся Федеральный закон № 83-ФЗ вносил в “рамочный” закон и закон о выборах депутатов Государственной Думы нормы, расширяющие перечень признаков использования преимуществ должностного или служебного положения. Федеральный закон от 23.6.2003 № 82-ФЗ "О внесении изменений в пункт 2 статьи 5 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”" изменял дату выборов со второго на первое воскресенье декабря, Федеральный закон от 23.6.2003 № 84-ФЗ "О внесении дополнений в подпункт 2 пункта 4 статьи 98 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”" уточнял нормы, связанные с задолженностью избирательных объединений и блоков перед средствами массовой информации. Наиболее принципиальные изменения были внесены Федеральным законом от 23.6.2003 № 85-ФЗ "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона “О политических партиях” и внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”", который предусматривал дополнительные ограничения на участие общественных объединений в составе избирательных блоков.

После того как в 2003 году прошли выборы депутатов Государственной Думы четвертого созыва, начала обсуждаться идея изменения избирательной системы парламентских выборов – перехода на полностью пропорциональную систему. Впервые эту идею озвучил председатель Центризбиркома А.А. Вешняков на совещании с председателями избирательных комиссий субъектов Федерации 6.5.2004. Затем это предложение было принято за основу постановлением Центризбиркома от 31.8.2004. 13 сентября эта идея была публично поддержана Президентом РФ.

Рабочая группа Центризбиркома подготовила проект нового (уже четвертого) Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”, который был внесен в Думу Президентом 8.12.2004. 24 декабря он был принят в первом чтении. К проекту поступило около 900 поправок, большая часть из которых была отклонена. Законопроект был принят во втором чтении 15.4.2005 и в третьем чтении – 22.4.2005. Он был одобрен Советом Федерации 11.5.2005 и 18.5.2005 подписан Президентом (Федеральный закон от 18.5.2005 № 51-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”).

Закон принципиально изменил систему выборов депутатов Государственной Думы (в значительно большей степени, чем все предыдущие законы), причем по многим параметрам:

Две последние новеллы были инициированы депутатами из фракции “Единая Россия”.

Структура закона не претерпела больших изменений. Из-за отсутствия в новом законе одномандатных избирательных округов, была упразднена глава, посвященная избирательным округам и избирательным участкам (статьи об избирательных участках объединены в одну главу со статьями, посвященными спискам избирателей). В то же время в отдельную главу были выделены положения, касающиеся наблюдателей и представителей средств массовой информации, и статьи, посвященные голосованию и подсчету голосов, выделены в две отдельные главы. Таким образом, закон включает 14 глав. За счет отмены выборов по одномандатным округам число статей сократилось до 95, а число приложений – до трех.

Источники:

Указ Президента РФ от 20.12.1993 № 2227 “О мерах по совершенствованию избирательной системы в Российской Федерации” // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 52. Ст. 5060;

Федеральный закон от 21.6. 1995 № 90-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. 1995. № 26. Ст. 2398;

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.11.1998 года № 26-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21.6.1995 “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” // Там же. 1998. № 48. Ст. 5969;

Федеральный закон от 24.6. 1999 № 121-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” // Там же. 1999. № 26. Ст. 3178;

Федеральный закон от 12.4. 2001 № 35-ФЗ "О внесении изменения в пункт 11 статьи 51 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”" // Там же. 2001. № 16. Ст. 1532;

Федеральный закон от 20.12. 2002 № 175-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” // Там же. 2002. № 51. Ст. 4982;

Федеральный закон от 23.6. 2003 № 82-ФЗ "О внесении изменений в пункт 2 статьи 5 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”" // Там же. 2003. № 26. Ст. 2571;

Федеральный закон от 23.6. 2003 № 84-ФЗ "О внесении дополнений в подпункт 2 пункта 4 статьи 98 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”" // Там же. 2003. № 26. Ст. 2573;

Федеральный закон от 23.6. 2003 № 85-ФЗ "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона “О политических партиях” и внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”" // Там же. 2003. № 26. Ст. 2574;

Федеральный закон от 18.5. 2005 № 51-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” // Там же. 2005. № 21. Ст. 1919.

А.В.Иванченко, А.Е.Любарев

Титульный лист | Политика

Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz