Материал опубликован в книге:

Государственная Дума России. Энциклопедия: В 2-х томах. М.: РОССПЭН; Челябинск: Авто Граф, 2013. Т. 2. Кн. 1. С. 179-184

(в сноске - фрагмент, не опубликованный в книге)

Выборы в Государственную Думу 6-го созыва (2011). Прошедшие 4.12.2011 В. были первыми и на наст. момент единственными В. в ГД, к-рые проводились по формально тому же закону, что и предыдущие, – согласно Федеральному закону от 18.5.2005. Однако за период 2009–11 в этот закон 17 раз вносились изменения, причем последний раз – 25.7.2011, т. е. менее чем за полтора месяца до начала избират. кампании. Тем не менее осн. правила выборов в ГД остались неизменными с 2007. Все 450 депутатов ГД избирались по пропорциональной системе в едином федеральном округе. Сохранился и принцип разбиения парт. списков на большое число региональных групп. Но правила формирования парт. списков изменились. Максимальное число кандидатов в центр. части списка было увеличено до 10, а минимальное число региональных групп сокращено до 70. В соответствии с изменениями, внесенными в Конституцию РФ, ГД была избрана на 5 лет. Заградит. барьер остался 7 %-ным, т. е. для того чтобы получить мандаты пропорционально голосам избирателей, партия должна была набрать не менее 7 % голосов. Однако по новым правилам партия, получившая от 5 до 6 %, должна была получить один «утешительный» мандат, а партия, получившая от 6 до 7 %, – два мандата. Самые существенные изменения коснулись правил регистрации парт. списков: в первую очередь, был отменен избират. залог. Менее существенным является снижение необходимого числа подписей до 150 тыс. Увеличились предельные суммы расходов из избират. фондов: для общепартийного фонда в 1,75 раза, а для консолидированный фонда – в 1,87 раза. Небольшие изменения были внесены в правила представления док-тов в ЦИК РФ, а также в правила оформления и проверки подписных листов.

За период с 2007 число зарегистрированных полит. партий вновь сократилось. Оставалось лишь 7 полит. партий, из к-рых 6 сохранились с предыдущего периода, а одна («Правое дело») была создана вновь на базе самоликвидировавшихся партий «Союз Правых Сил», «Гражданская Сила» и ДПР.

Выдвижение и регистрация списков кандидатов. В. были назначены указом Президента РФ от 29.8.2011. Этот указ был официально опубликован на следующий день, и с этого момента началась избират. кампания.

Все 7 действовавших полит. партий выдвинули свои списки, и все списки были зарегистрированы (см.: табл. 20). Списки «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» были зарегистрированы по парламентской льготе, а списки партий «Патриоты России», «Яблоко» и «Правое дело» – на основании подписей избирателей.

Шесть из 7 партий – те же, что участвовали в выборах ГД 5-го созыва. «Правое дело», хотя и считалось полит. преемником трех партий, участвовавших в выборах ГД 5-го созыва (СПС, «Гражданской Силы» и ДПР), но после череды смен руководства была уже новой партией не только формально, но и по сути.

Парт. списки большинства партий сохраняли высокую степень преемственности по отношению к спискам, выдвигавшимся на предыдущих выборах. У всех четырех парламентских партий костяк списка составляли действующие депутаты ГД, избранные от этой партии. У «Единой России» в списке было 165 таких депутатов (из 312, действовавших на момент выдвижения списка), у КПРФ – 51 (из 57), у ЛДПР – 24 (из 40), у «Справедливой России» – 32 (из 38). В то же время в списке «Единой России» были 5 депутатов, избранных в 2007 от «Справедливой России», и один, избранный от ЛДПР. В списке «Справедливой России» также был один депутат, избранный в 2007 от ЛДПР. В списках трех непарламентских партий действующих депутатов ГД не было. Преемственностью отличались также списки партий «Яблоко» и «Патриоты России» – у обеих в центральной части списка из 10 кандидатов 7 входили в списки этих партий в 2007. При этом у обеих партий в центр. части списка был кандидат, входивший в 2007 в список партии «Гражданская Сила». В центр. части списка партии «Правое дело» было лишь 2 кандидата, входивших в список ДПР в 2007, один кандидат, входивший в список СПС в 2007, и еще один кандидат, входивший в списки этой партии в 1999 и 2003, но ни одного кандидата, входившего в 2007 в список партии «Гражданская Сила». «Единая Россия», как и в 2007, поместила в центр. части списка только одного кандидата – действующего Президента РФ.

[неопубликованный фрагмент]

Результаты выборов. В выборах приняли участие 65 774 462 избирателя, или 60,21 %. По результатам голосования преодолели 5 %-ный барьер и были допущены к распределению мандатов четыре списка (см.: табл. 21) – те же партии, к-рые были представлены в Думе 5-го созыва. Списки, допущенные к распределению мандатов, получили в сумме 61 338 734 голоса, что составило 93,42 % от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

Самый высокий показатель явки (99,5 %) был традиционно зафиксирован в Чеченской Республике. Еще в четырех республиках (Дагестан, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Мордовия) явка превысила 90 %. Среди автономных округов наибольшая явка была в Ямало-Ненецком автономном округе (82,2 %), а среди краев и областей – в Тюменской области (76,2 %). В то же время в 7 регионах (Красноярском, Пермском и Приморском краях, Владимирской, Иркутской, Сахалинской и Смоленской областях) активность избирателей оказалась менее 50 %. Самой низкой (47,1 %) она была в Иркутской обл. (см.: табл. 22).

«Единая Россия» получила по офиц. данным немногим менее 50 % голосов, но сохранила за собой большинство мандатов. Она лидировала во всех регионах, но ее результат варьировался в очень широких пределах: от 29,0% в Ярославской области, до 99,5% в Чеченской Республике. При этом сильные вариации наблюдались и среди краев и областей: здесь максимальный результат «Единой России» составил 66,7% (в Тамбовской обл.). В 15 регионах «Единая Россия» получила менее 35%, в 17 регионах – от 35 до 40%, в 21 – от 40 до 50%, в 10 – от 50 до 60%, в 9 (в т. ч. в шести областях) – от 60 до 70%, в 7 (пять республик и два автономных округа) – от 70 до 90% и в четырех республиках (Ингушетия, Дагестан, Мордовия и Чеченская) – св. 90%.

По сравнению с В. 2007 КПРФ и «Справедливая Россия» увеличили свои результаты более чем в 1,5 раза, «Яблоко» – более чем в 2 раза. Заметно улучшился и результат ЛДПР (он оказался выше всех ее прежних показателей, за исключением В. 1993). Однако, по мнению многих аналитиков, это не было заслугой самих партий, а следствием протестного голосования значит. числа избирателей – голосования против «Единой России».

У КПРФ лучшим был результат в Орловской обл. (32,0 %), у «Справедливой России» – в Новгородской обл. (28,1 %), у ЛДПР – в Ханты-Мансийском автономном округе (22,5 %), у партии «Яблоко» – в С.-Петербурге (11,6 %). При этом у «Справедливой России» зоной повышенной электоральной поддержки остались северо-западные регионы, а у ЛДПР – регионы Сибири и Дальнего Востока. Среди регионов с наибольшей поддержкой КПРФ оказались географически очень разные территории (Иркутская, Калининградская, Костромская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская и Псковская области).

«Патриоты России» и «Правое дело» ни в одном регионе не достигли 3 %. У «Патриотов России» лучшим был результат в Удмуртской Республике (2,5 %), у «Правого дела» – в Свердловской обл. (2,1 %), что связано со спецификой соответствующих региональных отделений.

В отношении отказов избранных кандидатов от получения мандатов В. 2011 по своему масштабу мало чем отличались от предыдущих. От получения мандатов отказались 111 кандидатов, в т. ч. 99 – из списка «Единой России» (среди них – Президент РФ, 7 членов федерального пр-ва, 53 главы региона, 2 главы регионального правительства, 7 председателей регионального парламента, председатель и 2 депутата ГД уходящего созыва, член Совета Федерации, 4 главы столиц регионов), 8 – из списка КПРФ и 4 – из списка «Справедливой России».

Региональные группы, к-рые получили мандаты, охватывали все регионы, кроме одного – Республика Алтай не получила своего представителя ни от одной из партий.

Офиц. результаты выборов были подвергнуты сомнению большинством полит. партий и значит. частью общественности. В дек. 2011 по стране прокатилась волна протестных акций; наиб. массовые акции прошли в Москве. 23.12.2011 Совет при Президенте РФ по развитию гражд. общества и правам человека принял решение, в к-ром констатировал: «…многочисленные сообщения о вбросах избират. бюллетеней, переписывании протоколов об итогах голосования, необоснованном удалении наблюдателей и журналистов, запрете фото- и видеосъемки, др. нарушениях избират. прав, а также необъяснимые парадоксы избират. статистики вызывают массовое недоверие граждан к результатам выборов. Это влечет нравственную и полит. дискредитацию избират. системы и сформированной на ее основе нижней палаты парламента». Совет призвал, в частности, «обеспечить скорейшее принятие нового избират. законодательства с целью проведения на его основе досрочных парламентских выборов». Однако при этом ни одна из партий не стала оспаривать результаты выборов в Верховном Суде РФ.

Состав ГД. Среди депутатов ГД, избранных 4.12.2011, преобладали мужчины (389, или 86,4 %). В возрасте до 35 лет на момент избрания было 36 депутатов (8 %). Более двух третей депутатов (311 чел.) на момент избрания работали в законодат. (представительных) и исполнит. органах власти, 21 депутат работал в обществ. объединениях, 26 – в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры, СМИ, 8 – в суд., правоохранительных органах, на воен. службе, 78 – в экономике и др. сферах, 6 – пенсионеры, домохозяйки и временно не работающие.

Была переизбрана почти половина депутатов (220 чел., 48,5 %). Среди избранных депутатов на момент избрания были 2 члена Совета Федерации, 63 депутата законодат. (представительных) органов гос. власти субъектов РФ, 12 депутатов представительных органов местного самоуправления.

11 избранных депутатов (А.В. Апарина, Р.Г. Гостев, А.Н. Грешневиков, О.Г. Дмитриева, В.В. Жириновский, Г.А. Зюганов, Г.В. Кулик, Е.Ф. Лахова, С.Н. Решульский, Н.М. Харитонов, В.В. Чикин) были депутатами всех пяти предыдущих созывов.

В Москве на момент выборов проживали 187 избранных депутатов (41,6 %), что больше, чем на всех предыдущих выборах в ГД.

Источники: Выборы депутатов Гос. Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва. 2011: Сб. информационно-аналитических мат-лов. М., 2012.

Лит.: Кынев А.В., Любарев А.Е. Партии и выборы в современной России: Эволюция и деволюция. М., 2011; Федеральные, региональные и местные выборы в России 4 дек. 2011 года. Аналитич. доклад. М., 2012.

А.Е.Любарев

Неопубликованный фрагмент:

Агитационная кампания. Использование административного ресурса в ходе кампании во многих проявлениях было традиционным. В частности, наблюдалось доминирование «Единой России» в информационных программах государственных телеканалов, а также на государственном радио и в государственных газетах.

Было много сообщений об участии должностных лиц (губернаторов, мэров и др.) в агитации за «Единую Россию». Агитационные материалы присутствовали на официальных сайтах многих государственных и муниципальных органов. В некоторых регионах было замечено сходство до степени смешения агитационных материалов «Единой России» и информационных материалов органов государственной власти или избирательных комиссий.

В то же время значительную роль играла контрагитация. Незадолго до начала избирательной кампании некоторые общественные деятели дали «Единой России» прозвище «партия жуликов и воров», и оно стало лейтмотивом контрагитации. Был также выдвинут лозунг: голосовать за любую партию, кроме «Единой России», который оказал несомненное влияние на результаты выборов.

Титульный лист | Политика

Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz