Материал опубликован в книге:

Государственная Дума России. Энциклопедия: В 2-х т. Т. 2 Государственная Дума Российской Федерации (1993-2006 гг.). М.: РОССПЭН, 2006, с. 153-163

Выборы в Государственную Думу IV созыва (2003). Выборы, прошедшие 7.12.2003, вновь проводились по новому закону. Правда, в этот раз закон был принят раньше – за год до дня голосования: он был принят Государственной Думой 20.11.2002, одобрен Советом Федерации 11.12.2002 и 20.12.2002 подписан Президентом РФ (подробнее о принятии этого закона см. статью "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"). В том, что касается основных параметров избирательной системы, он почти ничем не отличался от предыдущего. Наиболее существенной новеллой была обязанность разбивать федеральный список не менее чем на 7 региональных групп.

В то же время существенные изменения, касающиеся участников выборов, были внесены в 2001 Федеральным законом “О политических партиях”. По этому Закону единственным видом избирательных объединений на выборах в органы государственной власти стали политические партии, к которым предъявляется ряд требований, в том числе минимальная численность. Законом было предусмотрено, что число членов политической партии должно быть не менее 10 тыс., при этом более чем в половине субъектов РФ в ее региональных отделениях должно состоять не менее 100 членов. Затем новый Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, принятый в 2002, установил, что в избирательный блок могут входить не больше трех участников, из которых хотя бы один должен быть политической партией. А уже незадолго до начала кампании (в июне–июле 2003) в избирательное законодательство были внесены изменения, еще более ограничившие круг общественных объединений, которые могут входить в избирательные блоки.

Еще одна новелла избирательного законодательства состояла в том, что было отменено выдвижение кандидатов избирателями и единственным способом выдвижения независимых кандидатов осталось самовыдвижение. Впрочем, это нововведение принципиальной роли не играло.

Избирательные округа. Схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы IV созыва была в соответствии с Законом определена ЦИК РФ (постановление комиссии от 14.5.2003). Официально проект федерального закона “Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва” внес в Государственную Думу 30.5.2003 депутат Думы В.В. Гребенников (председатель Комитета по государственному строительству). 11 июня Дума приняла законопроект в первом чтении, 20 июня – во втором и третьем чтениях. 25.6.2003 закон был одобрен Советом Федерации и 4.7.2003 подписан Президентом РФ.

Поскольку правовое регулирование образования одномандатных избирательных округов не изменилось, ЦИК РФ стремилась максимально сохранить прежнюю схему, по которой были проведены кампании по выборам в Государственную думу второго и третьего созывов. Коррективы, которые были внесены, были вызваны в основном возникшими несоответствиями законодательству прежней схемы в связи с изменением численности избирателей в регионах. Некоторые изменения в схему, разработанную Центральной избирательной комиссией, внесли и депутаты Государственной Думы.

В 39 субъектах Федерации было образовано по одному избирательному округу (к 38 регионам, где прежняя схема предусматривала образование одного округа, прибавилась Мурманская область). Наибольшее количество одномандатных округов (15), как и в предыдущих схемах, было образовано в Москве.

В связи с тем, что по закону в каждом субъекте Федерации должно было быть образовано не менее одного одномандатного избирательного округа, число избирателей в округах, образованных в небольших субъектах Федерации было значительно ниже средней нормы представительства. Так, в восьми одномандатных избирательных округах число избирателей не превышало 100 тыс. Наименьшее число избирателей (около 12 тыс.) было в Эвенкийском одномандатном избирательном округе № 224. Наибольшее число избирателей (около 781 тыс.) было в Курганском одномандатном избирательном округе № 96, совпадавшим с территорией одноименной области.

Избиратели, проживающие за пределами территории РФ или находящиеся в длительных заграничных командировках, были приписаны к двум одномандатным избирательным округам Калужской области, трем одномандатным избирательным округам Ленинградской области, пяти одномандатным избирательным округам Московской области, трем одномандатным избирательным округам Тульской области, девяти одномандатным избирательным округам города Москвы и семи одномандатным избирательным округам Санкт-Петербурга.

Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов. Выборы были назначены Указом Президента РФ от 2.9.2003. По данным Министерства юстиции РФ, в выборах депутатов Государственной Думы IV созыва могли принять участие 44 политические партии и 20 общероссийских общественных объединений (последние – только в составе избирательных блоков). Реально попытались принять участие в выборах 39 политических партий и одно общероссийское общественное объединение. При этом 27 политических партий участвовали в выборах самостоятельно, из них 6 выдвигали кандидатов только по одномандатным избирательным округам. 12 политических партий и одно общественное объединение сформировали 5 избирательных блоков.

Таким образом, федеральные списки выдвинули 21 политическая партия и 5 избирательных блоков. Две политические партии не представили документы, необходимые для регистрации, а одна партия уже после представления документов отозвала свой федеральный список. Все остальные 23 списка (18 политических партий и 5 избирательных блоков) были зарегистрированы (см. таблицу 13). При этом 22 списка были зарегистрированы на основании подписей избирателей и один (партии “Истинные патриоты России”) – на основании избирательного залога. Предпочтение, которое партии и блоки оказали подписям, было обусловлено тем, что по действовавшему Закону кандидаты, выдвинутые партиями и избирательными блоками, федеральные списки которых были зарегистрированы на основании подписей, регистрировались в одномандатных избирательных округах без подписей и залога.

10 партий и блоков были в той или иной степени преемниками избирательных объединений и блоков, участвовавших в выборах 1995 и 1999. КПРФ и “Партия Мира и Единства” участвовали в этих выборах в той же форме, что и в предыдущих. ЛДПР вновь участвовало в выборах в явном виде. Объединение “Яблоко” и блок “Союз Правых Сил” были преобразованы в партии. Российская экологическая партия “Зеленые” была преемницей “Кедра”, участвовавшего в выборах 1993 и 1995, но снятого с выборов 1999 на основании нормы, впоследствии признанной неконституционной. Российская партия пенсионеров в этот раз участвовала в выборах в блоке с Партией социальной справедливости. Аграрная партия России, входившая в 1999 в блок “Отечество – Вся Россия”, вновь, как и в 1993 и 1995, выступала самостоятельно.

Списки партий, представленных в Думе III созыва, сохраняли высокую степень преемственности. У КПРФ в общефедеральных частях списков 1999 и 2003 совпали 10 кандидатов, у ЛДПР – 9, у “Яблока” – 7, у “Союза Правых Сил” – 5. Общефедеральная часть списка “Яблока” в 1999 году включала 12 кандидатов, “Союза Правых Сил” – 9. У Партии Мира и Единства в общефедеральных частях списков 1999 и 2003 годов совпали 5 кандидатов, у списка блока “Российская партия пенсионеров и Партия социальной справедливости” со списком Партии пенсионеров – 3, у списка “Зеленых” со списком “Кедра” 1995 – 2. В общефедеральных частях списков Аграрной партии России 1995 и 2003 совпали также 2 кандидата.

Партия “Единая Россия” образовалась фактически путем слияния прошедших в Думу III созыва блоков “Медведь” и “Отечество – Вся Россия”. Общефедеральная часть списка этой партии состояла всего из четырех кандидатов, из которых один входил в 1999 в первую тройку списка блока “Медведь”, один возглавлял региональную группу этого блока и один входил в первую тройку списка блока “Отечество – Вся Россия”.

Блок “Родина” формально был образован тремя партиями (Партия российских регионов, Социалистическая единая партия России и “Народная воля”), две из которых были политическими преемниками избирательных объединений, участвовавших в выборах 1999 (движения “Духовное наследие” и Российского общенародного союза). В общефедеральной части списка блока были кандидаты, входившие в 1999 в списки КПРФ, блока “Конгресс Русских Общин и Движение Юрия Болдырева” и Российского общенародного союза (но не “Духовного наследия”).

Остальные 13 партий и блоков были по существу новичками, хотя некоторые из них имели определенное отношение к избирательным объединениям и блокам, участвовавшим в выборах ранее. Так, Демократическая партия России формально являлась преемником одноименной партии, представленной в Думе I созыва. В общефедеральной части списка партии было 3 кандидата, входивших в 1993 в список ДПР, тем не менее в политическом плане говорить о преемственности не приходится.

В состав блока “Новый курс – Автомобильная Россия” входили партия “Либеральная Россия” (образованная политиками, входившими ранее в партию “Демократический выбор России” и блок “Союз Правых Сил”) и Республиканская партия Российской Федерации, которая в выборах 1993 участвовала в составе “Блока: Явлинский–Болдырев–Лукин”, а в выборах 1995 – в составе блока “Памфилова – Гуров – Владимир Лысенко”. В общефедеральной части списка блока были кандидаты, входившие в 1999 в списки блока “Союз Правых Сил”, движения “Наш дом – Россия” и объединения “Яблоко”.

Народная партия РФ была создана депутатами, избранными в Думу III созыва по одномандатным округам. В общефедеральном списке этой партии были кандидаты, входившие в 1999 в списки “Блока генерала Андрея Николаева и академика Святослава Федорова”, движения “Духовное наследие” и партии “Кедр”. В общефедеральной части списка блока “Партия Возрождения России – Российская партия ЖИЗНИ” были кандидаты, входившие в 1999 в списки КПРФ и движения “Женщины России”. В общефедеральной части списка партии “СЛОН” были кандидаты, входившие в 1999 в списки объединения “Яблоко”, блока “Союз Правых Сил” и движения “Социал-демократы”. Во главе списка партии “Развитие предпринимательства” стояли два депутата Государственной Думы I, II и III созывов, входившие в 1995 в список объединения “Яблоко”, а в 1999 в список блока “Отечество – Вся Россия”. В общефедеральной части блока “Великая Россия – Евразийский Союз” были кандидаты, входившие в 1999 в списки блоков “Медведь” и “Отечество – Вся Россия”. В общефедеральной части списка Объединенной российской партии “Русь” был кандидат, входивший в 1999 году в список блока “Отечество – Вся Россия”. В общефедеральной части списка Российской конституционно-демократической партии был кандидат, входивший в 1999 году в список “Блока генерала Андрея Николаева и академика Святослава Федорова”. В общефедеральной части списка Народно-республиканской партии России был кандидат, входивший в 1999 в список блока “Конгресс Русских Общин и Движение Юрия Болдырева”.

Политические партии и избирательные блоки выдвигали также списки кандидатов по одномандатным избирательным округам, которые заверялись ЦИК РФ. Всего заверенные списки включали 1855 кандидатов. Однако в окружные избирательные комиссии поступило только 1689 уведомлений от кандидатов, выдвинутых политическими партиями и избирательными блоками. 1338 кандидатов выдвинули свои кандидатуры сами. Таким образом, всего в окружные избирательные комиссии поступило 3027 уведомлений.

В окружные избирательные комиссии представил документы для регистрации 2251 кандидат, из них 1393 были выдвинуты политическими партиями и избирательными блоками и 858 – в порядке самовыдвижения.

Как уже отмечалось, кандидаты, выдвинутые политическими партиями и избирательными блоками, федеральные списки которых были зарегистрированы на основании подписей, могли регистрироваться без предоставления подписей избирателей и внесения избирательного залога. Однако закон четко не оговаривал, в какой срок должны быть в этом случае зарегистрированы федеральные списки. Уже в ходе избирательной кампании, 17 октября, за 5 дней до окончания срока представления документов на регистрацию, ЦИК РФ утвердила разъяснения, согласно которым для регистрации кандидата без предоставления подписей избирателей и внесения избирательного залога необходимо было, чтобы федеральный список выдвинувшей его партии или выдвинувшего его блока был зарегистрирован не позднее 22 октября – крайнего срока предоставления документов на регистрацию.

До 22 октября ЦИК РФ зарегистрировала 13 федеральных списков (все на основании подписей избирателей). Кандидаты, выдвинутые соответствующими политическими партиями и избирательными блоками, были зарегистрированы без подписей и залога. Кандидаты, выдвинутые другими политическими партиями и избирательными блоками, как и кандидаты, выдвинутые в порядке самовыдвижения, должны были представлять подписи избирателей или вносить избирательный залог. Большая часть из кандидатов, выдвинутых этими партиями и блоками не смогли зарегистрироваться.

Всего окружные избирательные комиссии зарегистрировали 2058 кандидатов, из них 1301 был выдвинут политическими партиями и избирательными блоками и 757 – в порядке самовыдвижения. 178 кандидатов были зарегистрированы на основании избирательного залога.

Результаты выборов по федеральному избирательному округу. Результаты выборов продемонстрировали кризисные явления в развитии российской демократии и избирательной системы. Во-первых, явка оказалась ниже, чем на выборах Думы II и III созывов и практически такой же, как на первых выборах 1993. В выборах приняли участие 60 712 299 избирателей или 55,75 % от числа зарегистрированных избирателей. В голосовании приняли участие 60 633 179 избирателей или 55,67 %.

Во-вторых, вновь 5-процентный барьер смогли преодолеть только четыре списка, в то время как еще четыре списка получили от 3,1 до 4,3 % (см. таблицу 14). Списки, допущенные к распределению мандатов, получили в сумме 42 840 540 голосов, что составило 70,66 % от числа избирателей, принявших участие в голосовании, или 39,34 % от числа зарегистрированных избирателей.

При этом, в отличие от II созыва, не представленной в Думе оказалась право–либеральная часть политического спектра. Все партии, занимавшие эту политическую нишу, не сумели преодолеть 5-процентный барьер, в том числе и представленные в Думе III созыва “Яблоко” и “Союз Правых Сил”, вместе получившие более 8 %.

“Единая Россия”, консолидированная “партия власти”, за которую проголосовали менее 38 %, получила по пропорциональной системе больше половины мандатов (120). Партия лидировала в 223 одномандатных округах и в 88 субъектах Федерации. Наибольшей (80,9 %) была ее поддержка в Чеченской Республике, а наименьшей (25,9 %) – в Воронежской области (см. таблицу 15).

КПРФ наибольшей поддержкой избирателей пользовалась в Тамбовской области (20,6 %), а наименьшей – в Республике Ингушетия (1,0 %). За ЛДПР лучше всего голосовали в Магаданской области (19,7 %) и хуже всего – в Республике Дагестан (0,4 %).

Помимо “Единой России” и думских “старожилов” КПРФ и ЛДПР, барьер удалось преодолеть блоку “Родина”. Этот блок смог успешно конкурировать с КПРФ за избирателей левой ориентации и с ЛДПР за патриотический и протестный электорат. Наибольшую поддержку избирателей блок получил в Воронежской области (19,9 %), а наименьшую – в Республиках Дагестан и Ингушетия (0,6 %). Блок “Родина” лидировал в Аннинском одномандатном избирательном округе № 76 (Воронежская область), где баллотировался и победил один из его лидеров – Д.О. Рогозин.

Еще одной территорией, где “Единая Россия” уступила лидерство, оказалась Республика Алтай, руководитель которой М.И. Лапшин возглавлял список Аграрной партии России. Эта партия и заняла в республике первое место, получив 31,7 % голосов.

Как и на выборах 1995 и 1999, большая часть объединений и блоков получила менее 1 % голосов.

Против всех списков больше всего голосовали в Красноярском крае (7,1 %).

Практика отказа избранных кандидатов от получения мандатов достигла своего апогея. У “Единой России” от мандатов отказались 37 кандидатов, в том числе занимавшие 2-е, 3-е и 4-е места в общефедеральной части С.К. Шойгу, Ю.М. Лужков и М.Ш. Шаймиев. Остальные 34 кандидата входили в первые тройки региональных групп: 24 занимали первые места, 7 – вторые и 3 – третьи. Большинство “отказников” (29) занимали должности руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации, среди остальных – федеральный министр, первый заместитель полпреда Президента в федеральном округе, два председателя законодательного органа государственной власти субъекта Федерации, мэр областного центра, ректор университета и два руководителя крупных предприятий.

Российская демократическая партия “Яблоко” пыталась оспорить в судах итоги голосования по большому числу территорий, основываясь на том, что копии итоговых протоколов значительного числа участковых избирательных комиссий, полученных ее наблюдателями, расходятся с официальными данными. Ни в одном случае партия “Яблоко” не добилась успеха. КПРФ с аналогичными запросами обращалась в прокуратуру. Лишь в одном из районов Республики Адыгея итоги голосования по результатам прокурорского расследования были пересмотрены судом, и 26.07.2005 ЦИК РФ внесла соответствующие изменения в свой итоговый протокол.

В сентябре 2004 года КПРФ, РДП “Яблоко” и 7 граждан России (С.В. Иваненко, Е.А. Киселев, Д.А. Муратов, В.А. Рыжков, Г.А. Сатаров, В.Г. Соловьев, И.М. Хакамада) подали в Верховный Суд РФ заявление с просьбой отменить результаты выборов депутатов Государственной Думы IV созыва по федеральному избирательному округу. Основаниями для отмены результатов выборов заявители считали нарушение равенства политических партий и избирательных блоков в процессе информирования избирателей федеральными телеканалами (предпочтение отдавалось “Единой России”), незаконную агитацию на федеральных телеканалах (в первую очередь за “Единую Россию” и против КПРФ), обман избирателей “Единой Россией” (выразившийся в отказе 37 ее избранных кандидатов от получения мандатов), а также нестыковки между официальными итоговыми протоколами избирательных комиссий по одномандатным округам и по федеральному округу, которые могли свидетельствовать о фальсификациях в процессе голосования и подведения его итогов. Кроме того, по мнению заявителей, мандаты, от которых отказались С.К. Шойгу и Ю.М. Лужков, были незаконно переданы другим кандидатам от “Единой России”.

16.12.2004 Верховный Суд отказал заявителям во всех их требованиях. 7.2.2005 это решение было подтверждено Кассационной коллегией Верховного Суда.

Результаты выборов по одномандатным избирательным округам. В результате выборов в одномандатных избирательных округах были избраны 222 депутата. В 3 одномандатных округах - Верх-Исетском № 162 (Свердловская область), Ульяновском № 181 (Ульяновская область) и Восточном № 207 (Санкт-Петербург) выборы были признаны несостоявшимися в связи с тем, что кандидаты, занявшие первое место, получили меньше голосов избирателей, чем проголосовало против всех кандидатов.

155 избранных кандидатов были выдвинуты политическими партиями и избирательными блоками и 67 – в порядке самовыдвижения (см. таблицу 16).

Как видно из таблицы, “Единая Россия” выступила наиболее успешно и по одномандатным округам. Хотя эта партия завоевала в мажоритарной части Думы менее половины мандатов, это произошло в основном потому, что она выставила своих кандидатов далеко не во всех округах. Лишь в 33 одномандатных избирательных округах кандидаты от “Единой России” проиграли другим кандидатам: в 14 округах – независимым кандидатам, в 5 – кандидатам от КПРФ, в 5 – от блока “Родина”, в 4 – от Народной партии Российской Федерации, в двух – от "Союза Правых Сил" и по одному округу выиграли у “единороссов” кандидаты от партий “Яблоко”, “Развитие предпринимательства” и блока “Великая Россия – Евразийский Союз”. Еще в одном одномандатном округе кандидат от “Единой России” проиграл “кандидату против всех”.

На втором месте по числу выигранных одномандатных округов оказалась Народная партия Российской Федерации, которая при голосовании по спискам довольствовалась лишь 1,2 % голосов. Однако лишь в четырех округах кандидаты от этой партии победили “единороссов”, в остальных 13 округах кандидатов от “Единой России” не было, и кандидаты от Народной партии, по-видимому, имели поддержку от “Единой России” и региональных властей.

Кандидаты от избирательных блоков “Партия Возрождения России – Российская партия ЖИЗНИ” и “Новый курс – Автомобильная Россия”, а также от Аграрной партии России победили только в тех одномандатных округах, где не было кандидатов от “Единой России”.

В среднем за победителей отдали голоса 42 % избирателей. Процент проголосовавших за победителей в одномандатных избирательных округах колебался от 18,0 % (в Правобережном округе № 79, Воронежская область) до 82,1 % (в Агинском Бурятском округе № 215). 65 кандидатов набрали более 50 % голосов избирателей.

Против всех кандидатов в среднем голосовало 12,9 % избирателей. Наибольшая доля протестных голосов (26,4 %) была зафиксирована в Кунцевском одномандатном избирательном округе № 192 (Москва).

Состав Государственной Думы. Среди депутатов Государственной Думы, избранных 7.12.2003, преобладали мужчины (402, или 89,9 %). Менее половины депутатов (218, или 48,8 %) были на момент избрания в возрасте до 50 лет.

Более половины депутатов (282 человека) на момент избрания работали в представительных органах власти, в том числе 15 – в Совете Федерации и 207 – в Государственной Думе предыдущего созыва. Если же учитывать и Б.В. Грызлова, выбывшего до окончания срока полномочий, то повторно избранными можно считать 208 депутатов. Из них 95 избраны по федеральному избирательному округу (54 по списку “Единой России”, 28 - по списку КПРФ, 9 - по списку ЛДПР и 4 - по списку блока “Родина”) и 113 - по одномандатным избирательным округам. Еще 13 избранных депутатов были депутатами Государственной Думы I и (или) II созывов.

27 избранных депутатов (А.В. Апарина, Н.М. Безбородов, Р.Г. Гостев, А.Н. Грешневиков, О.Г. Дмитриева, В.В. Жириновский, А.Д. Жуков, М.М. Задорнов, Г.А. Зюганов, В.И. Илюхин, Г.В. Кулик, Е.Ф. Лахова, П.А. Медведев, А.В. Митрофанов, А.Г. Невзоров, В.Н. Плотников, В.В. Похмелкин, С.Н. Решульский, В.А. Рыжков, В.И. Севастьянов, Г.Н. Селезнев, Н.А. Сухой, Н.М. Харитонов, В.В. Чикин, А.Н. Чилингаров, П.Б. Шелищ, В.Б. Шуба) были депутатами всех трех предыдущих созывов.

В Москве на момент выборов проживали 173 избранных депутата (38,7 %).

Повторные и дополнительные выборы. Замещение вакантных депутатских мандатов. В 3 одномандатных избирательных округах, в которых выборы, прошедшие 7.12.2003, были признаны несостоявшимися, повторные выборы были проведены 14.3.2004, одновременно с выборами Президента РФ.

На этих выборах баллотировались (на день голосования) 34 кандидата (12 кандидатов в Ульяновском округе № 181 и по 11 кандидатов в Верх-Исетском округе № 162 и Восточном округе № 207).

Поскольку выборы были совмещены с выборами Президента РФ, явка была довольно высокой – 54,1 % в Верх-Исетском округе № 162, 56,0 % в Ульяновском округе № 181 и 56,7 % в Восточном округе № 207. Против всех кандидатов голосовало 20,4 % в Восточном округе № 207, 21,5 % в Ульяновском округе № 181 и 23,6 % в Верх-Исетском округе № 162 (такой высокий уровень протестного голосования также связан с совмещением выборов).

В Верх-Исетском округе № 162 и Восточном округе № 207 победители получили, соответственно, 32,1 и 23,6 % и были избраны депутатами. В Ульяновском округе № 181 победитель получил меньше, чем проголосовало “против всех” (13,1 %), и выборы вновь были признаны несостоявшимися.

3.6.2004 Санкт-Петербургский городской суд признал результаты выборов по Восточному одномандатному избирательному округу № 207 недействительными из-за нарушений в ходе голосования на шести избирательных участках. 25.8.2004 Верховный Суд РФ отменил решение городского суда, расценив, что выявленные нарушения не могли повлиять на результаты выборов.

5.12.2004 повторные выборы в Ульяновском округе № 181 были проведены вновь. Баллотировались 8 кандидатов. На этот раз победитель (Коган Ю.В.) получил больше голосов, чем проголосовало против всех кандидатов (соответственно 25,0 и 18,0 %). Явка составила 52,4 %.

За период с начала работы Государственной Думы IV созыва до конца октября 2005 досрочно выбыли 7 депутатов, избранных по федеральному избирательному округу, и 8 депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам. Из них 5 перешли на государственные должности в федеральные органы власти (3 - избранных по федеральному округу и 2 - избранных по одномандатным округам), 2 были избраны руководителями исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации (1 - избранный по федеральному округу и 1 - избранный по одномандатному округу), 2 наделены полномочиями руководителей исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации (1 -  избранный по федеральному округу и 1 - избранный по одномандатному округу), 1 депутат избран главой муниципального образования (был избран по одномандатному округу), 2 перешли на работу в коммерческие организации (1 - избранный по федеральному округу. и 1 - избранный по одномандатному округу), 3 умерли (1 - избранный по федеральному округу и 2 - избранных по одномандатным округам).

На государственные должности в федеральные органы власти перешли три депутата, избранные по списку политической партии “Единая Россия” (А.С. Беляков, В.С. Косоуров и Н.И. Табачков), а также избранные по одномандатным округам В.А. Аверченко и А.Д. Жуков. Избраны руководителями исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации депутат, избранный по списку избирательного блока “Родина” (Г.И. Шпак), и избранный по одномандатному округу Н.В. Денин. Наделены полномочиями руководителей исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации депутат, избранный по списку ЛДПР (А.Б. Каноков) и избранный по одномандатному округу Г.В. Боос.

Мандаты выбывших депутатов, избранных по федеральному избирательному округу были на основании закона переданы кандидатам из тех же федеральных списков.

В 5 одномандатных избирательных округах, где избранные депутаты досрочно выбыли в 2004 и в 1-й половине 2005, были проведены дополнительные выборы. В двух одномандатных округах (Брянском № 66, Брянская область, и Преображенском № 199, Москва) они были признаны несостоявшимися из-за недостаточной активности избирателей (24,3 и 24,5 % соответственно). В 3 одномандатных округах (Белокалитвинском № 142, Каменском № 144, Ростовская область, и Борзинском № 187, Читинская область) дополнительные выборы позволили избрать депутатов Государственной Думы. Явка на этих выборах составила 50,6; 47,4 и 41,9 % соответственно.

В двух округах, где выборы были признаны состоявшимися, баллотировались всего по 3 кандидата, в одном – 4 кандидата. Победители получили 59,4; 46,8 и 33,3 % соответственно. В Брянском одномандатном округе № 66 баллотировались 4 кандидата, а в Преображенском округе № 199 – 14 кандидатов. Против всех кандидатов голосовали от 8,6 % в Каменском округе № 144 до 16,9 % в Борзинском округе № 187.

Дополнительные выборы по Университетскому одномандатному избирательному округу № 201 (Москва) и повторные дополнительные выборы по Преображенскому одномандатному избирательному округу № 199 назначены на 4.12.2005. Дополнительные выборы по Калининскому одномандатному избирательному округу № 183 (Челябинская область) назначены на 25.12.2005. Дополнительные выборы по Медведковскому одномандатному избирательному округу № 196 (Москва) и повторные дополнительные выборы по Брянскому одномандатному избирательному округу № 66 будут назначены позднее.

Титульный лист | Политика

Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz