Материал опубликован в книге:

Государственная Дума России. Энциклопедия: В 2-х т. Т. 2 Государственная Дума Российской Федерации (1993-2006 гг.). М.: РОССПЭН, 2006, с. 144-153

Выборы в Государственную Думу III созыва (1999). Выборы, прошедшие 19.12.1999, проводились по новому федеральному закону, который, как и предыдущий, был принят перед самым началом избирательной кампании: Закон был принят Государственной Думой 2.6.1999, одобрен Советом Федерации 9.6.1999 и 24.6.1999 подписан Президентом Российской Федерации (подробнее о принятии этого закона см. статью "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"). Однако этот закон не внес существенных изменений в электоральную формулу. Наиболее значимыми можно считать две новеллы: минимальное число кандидатов в общефедеральной части списка было увеличено до 18 и было разрешено вносить вместо подписей (число которых осталось неизменным) избирательный залог. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 17.11.1998 была также отменена норма, позволяющая включать подписи, собранные за кандидатов в одномандатных избирательных округах, в число подписей в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов. Закон также вводил, в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 17.11.1998 “плавающий” заградительный барьер для случаев, когда 5-процентный барьер преодолеет только один список или списки, преодолевшие 5-процентный барьер, в совокупности получат менее 50 % голосов избирателей, однако эту страховочную норму применять не пришлось.

Еще одно важное изменение появилось еще в 1997 в Федеральном законе “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. Если по закону 1995 статус избирательного объединения могло получить любое общероссийское общественное объединение, устав которого предусматривал участие в выборах, то законы 1997–1999 признавали избирательными объединениями только политические общественные объединения и требовали, чтобы политический статус был закреплен в их уставе. Возможно, эта новелла помогла снизить число избирательных объединений и блоков, принявших участие в выборах Думы III созыва.

Избирательные округа. ЦИК РФ в соответствии с Законом 9.7.1999 определила схему одномандатных избирательных округов для выборов депутатов Государственной Думы III созыва. Однако Государственная Дума в установленный Законом срок не утвердила данную схему. Поэтому в соответствии с законом на выборах депутатов Государственной Думы III созыва действовала та же схема, что и на выборах Думы II созыва, т. е. схема, утвержденная Федеральным законом от 17.8.1995 “Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва”.

Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов. Выборы были назначены Указом Президента РФ от 9.8.1999. По данным Министерства юстиции РФ правом участия в выборах депутатов Государственной Думы III созыва обладали 139 общероссийских политических общественных объединений.

Списки в этот раз выдвинули 26 избирательных объединений и 10 избирательных блоков (включавших 28 избирательных объединений), но одному избирательному объединению было отказано в заверении списка. Документы на регистрацию представили 22 избирательных объединения и 10 избирательных блоков; три избирательных объединения, чьи списки были заверены, документы не представили. 7 избирательных объединений и 4 блока представили подписи избирателей, 13 избирательных объединений и 6 блоков внесли избирательный залог, 2 избирательных объединения первоначально представили подписи, но затем внесли залог в связи с тем, что в одном случае достоверных подписей оказалось недостаточно для регистрации, а в другом – количество недостоверных подписей превысило 15 % от числа проверенных подписей.

Первоначально ЦИК РФ зарегистрировала 28 списков: 18 списков избирательных объединений и 10 списков избирательных блоков (см. таблицу 9), из них 10 - на основании подписей избирателей и 18 - на основании избирательного залога. Отказ в регистрации получили 4 избирательных объединения: Движение “НУР” не представило все необходимые документы, у Фронта национального спасения количество недостоверных подписей превысило 15 % от числа проверенных подписей, у ЛДПР и Российской консервативной партии предпринимателей из списков были исключены кандидаты, входившие в первые тройки федеральной части списка. Эти кандидаты были исключены из списков за предоставление недостоверных сведений о себе (обязанность предоставления сведений о доходах и имуществе и санкции за недостоверность этих сведений были новеллами Закона 1999 года).

По жалобе Российской консервативной партии предпринимателей Верховный Суд РФ 10 ноября признал отказ в регистрации списка этой партии незаконным и обязал ЦИК РФ зарегистрировать список. 22 ноября кассационная коллегия Верховного Суда оставила это решение в силе. После этого Центральная избирательная комиссия РФ приняла решение зарегистрировать список Российской консервативной партии предпринимателей (22 ноября), а затем (2 декабря) и список ЛДПР, поскольку основания для отказа в регистрации в обоих случаях были одинаковыми.

В результате возникла нестандартная ситуация, поскольку большинство кандидатов от ЛДПР к этому времени были зарегистрированы по списку созданного в спешном порядке “Блока Жириновского” (формально блок был образован двумя никому не известными объединениями: Партией духовного возрождения России и Российским союзом свободной молодежи), таким образом, они оказались одновременно в двух зарегистрированных списках. Точку в этом деле поставил Президиум Верховного Суда, который 8 декабря по протесту заместителя Генерального прокурора РФ отменил решение Верховного Суда и вынес новое решение об отказе в удовлетворении жалобы Российской консервативной партии предпринимателей. После этого регистрация списков Российской консервативной партии предпринимателей и ЛДПР была отменена.

Регистрация еще двух списков была отменена в ходе избирательной кампании. Движение “Спас” решением суда было признано не имеющим статуса общероссийского и лишено права участвовать в избирательной кампании. Регистрация списка Экологической партии России “Кедр” была отменена в связи с выбытием из списка кандидатов, занимавших второе и третье места в общефедеральной части списка. Норма, на основании которой было отказано в регистрации списков ЛДПР и Российской консервативной партии предпринимателей, а также отменена регистрация списка Экологической партии России “Кедр” были признана не соответствующей Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ № 7-П от 25.4.2000. В итоге в выборах участвовали 26 федеральных списков (16 избирательных объединений и 10 избирательных блоков).

Лишь 4 избирательных объединения (КПРФ, “Наш дом – Россия”, “Яблоко” и “Женщины России”) участвовали в этих выборах в том же виде, что и на предыдущих. Еще 8 избирательных объединений и блоков можно считать политическими преемниками объединений и блоков, участвовавших в выборах 1995. “Блок Жириновского” фактически был формой участия в выборах ЛДПР. Показательно, что фракция, которую образовали депутаты, избранные от этого блока, была названа ЛДПР. Блок “Коммунисты, трудящиеся России – за Советский Союз” стал политическим преемником блока “Коммунисты – Трудовая Россия – За Советский Союз”, блок “Конгресс Русских Общин и Движение Юрия Болдырева” – преемником движения “Конгресс Русских Общин”. Российский общенародный союз стал преемником блока “Власть – народу!”, в состав которого он входил в 1995, блок “Русское дело” – преемником вошедшего в него Российского общенародного движения. “Блок генерала Андрея Николаева и академика Святослава Федорова” можно считать политическим преемником Партии самоуправления трудящихся, движение “Социал-демократы” – преемником блока “Социал-демократы”. Блок “Союз Правых Сил” в некоторой степени можно считать продуктом объединения блоков “Демократический выбор России – Объединенные демократы” и “Общее дело”, хотя в его первую тройку входили два лидера (С.В. Кириенко и Б.Е. Немцов), не участвовавшие ранее в думских выборах. Сравнение списков на выборах 1995 и 1999 показывает, что наибольшую консервативность проявило “Яблоко”: у этого объединения совпали 7 из 12 кандидатов в общефедеральной части. У “Блока Жириновского” в общефедеральной части оказалось 5 кандидатов, входивших в 1995 в общефедеральную часть списка ЛДПР; столько же кандидатов, входивших в общефедеральную часть списка блока “Коммунисты, трудящиеся России – за Советский Союз” оказались в общефедеральной части блока “Коммунисты – Трудовая Россия – За Советский Союз”. У КПРФ 1995 и 1999 совпали 4 кандидата, у движения “Наш дом – Россия” – 3, у движения “Женщины России” – 2. В общефедеральной части блока “Союз Правых Сил” было два кандидата из общефедеральной части блока “Демократический выбор России – Объединенные демократы” и один кандидат из общефедеральной части блока “Общее дело”. По два кандидата взяли в свою общефедеральную часть “Блок генерала Андрея Николаева и академика Святослава Федорова” из общефедеральной части списка Партии самоуправления трудящихся, Российский общенародный союз из общефедеральной части списка блока “Власть – народу!” и блок “Русское дело” из общефедеральной части списка Российского общенародного движения. У движения “Конгресс Русских Общин” 1995 года и блока “Конгресс Русских Общин и Движение Юрия Болдырева” в общефедеральной части списка совпал лишь один кандидат. Движение “Социал-демократы” обошлось вообще без общефедеральной части.

При этом в списке КПРФ были кандидаты, входившие в 1995 в списки объединений “Наш дом – Россия”, “Конгресс Русских Общин”, Аграрной партии России, “Держава”. В списке движения “Наш дом – Россия” были кандидаты, входившие в 1995 в списки объединений Аграрная партия России и “Вперед, Россия!”. В списке объединения “Яблоко” был кандидат, входивший в 1995 в состав списка движения “Наш дом – Россия”. В списке блока “Союз Правых Сил” были кандидаты, входившие в 1995 году в списки Ассоциации адвокатов России и Партии экономической свободы. В списке Российского общенародного союза были кандидаты, входившие в 1995 в списки движения “Держава” и Национально-республиканской партии России. В списке “Блока генерала Андрея Николаева и академика Святослава Федорова” были кандидаты, входившие в 1995 в списки движений “Конгресс Русских Общин” и “Стабильная Россия”. В списке блока “Конгресс Русских Общин и Движение Юрия Болдырева” были кандидаты, входившие в 1995 в списки “Блока Станислава Говорухина” и блока “Межнациональный союз”. В списке блока “Русское дело” был кандидат, входивший в 1995 в список Национально-республиканской партии России.

Еще два блока (“Отечество – Вся Россия” и “Медведь”) формально можно было считать преемниками объединений и блоков, участвовавших в предыдущих выборах. Так, в состав блока “Отечество – Вся Россия” входила Аграрная партия России, а также объединение “Регионы России”, участвовавшее в выборах 1995 в составе “Блока Ивана Рыбкина”. В списке блока были также кандидаты, входившие в 1995 в списки объединений “Наш дом – Россия”, “Яблоко”, “Женщины России”, “Конгресс Русских Общин”, Партия самоуправления трудящихся, “Вперед, Россия!”, “Мое Отечество”, Партия любителей пива, блоков “Профсоюзы и промышленники России – Союз Труда”, “Блок Станислава Говорухина”.

В состав блока “Медведь” входили Российская Христианско-Демократическая партия, участвовавшая в выборах 1995 в составе блока “Межнациональный союз”, и Народно-патриотическая партия, участвовавшая в выборах 1995 в составе блока “За Родину!”. В списке блока были также кандидаты, входившие в 1995 в списки объединений “Кедр”, “Народный союз”, блоков “Общее дело” и “Памфилова – Гуров – Владимир Лысенко”.

Однако по существу блоки “Отечество – Вся Россия” и “Медведь” были совершенно новыми образованиями, представлявшими два варианта “партии власти”. “Медведь” был образован как блок поддержки В.В. Путина – нового Председателя Правительства России и объявленного преемника Б.Н. Ельцина на посту президента. Блок “Отечество – Вся Россия” был образован главами крупнейших субъектов Федерации (Москва, С.–Петербург, Татарстан и др.) и также претендовал на завоевание большинства.

Еще два движения (“Духовное наследие” и “В поддержку армии”) представляли собой объединения, отколовшиеся от КПРФ. “Сталинский блок – за СССР” включал кандидатов, входивших в 1995 в состав списков “Коммунисты – Трудовая Россия – За Советский Союз” и “Власть – народу!”.

Списки объединений “За гражданское достоинство” и Социалистическая партия России возглавляли Э.А. Памфилова и И.П. Рыбкин, которые в 1995 были лидерами блоков, названных их именами. Однако эти объединения трудно назвать преемниками данных блоков.

Остальные 7 избирательных объединений и блоков были “чистыми” новичками на выборах депутатов Государственной Думы.

В одномандатных избирательных округах было выдвинуто 3882 кандидата, из них 1585 – избирательными объединениями и избирательными блоками, 1629 – избирателями, 668 – в порядке самовыдвижения.

В окружные избирательные комиссии представили документы для регистрации 2758 кандидатов, из них 1281 были выдвинуты избирательными объединениями и избирательными блоками, 1174 – избирателями, 303 – в порядке самовыдвижения.

Окружные избирательные комиссии зарегистрировали 2233 кандидата, из них 1084 были выдвинуты избирательными объединениями и избирательными блоками, 951 – избирателями, 198 – в порядке самовыдвижения. 721 кандидат был зарегистрирован на основании избирательного залога, остальные – на основании подписей избирателей.

Результаты выборов по общефедеральному избирательному округу. В выборах приняли участие 66 840 638 избирателей, или 61,85 % от числа зарегистрированных избирателей. В голосовании приняло участие 66 667 682 избирателя, или 61,69 %. По результатам голосования преодолели 5-процентный барьер и были допущены к распределению мандатов 6 списков, два из которых были выдвинуты избирательными объединениями (КПРФ и “Яблоко”) и четыре – избирательными блоками (см. таблицу 10). Списки, допущенные к распределению мандатов, получили в сумме 54 254 855 голосов, что составило 81,38 % от числа избирателей, принявших участие в голосовании, или 50,20 % от числа зарегистрированных избирателей.

Из 4 объединений, представленных в Думе II созыва, барьер преодолели 3 – КПРФ, “Яблоко” и “Блок Жириновского” (по сути – ЛДПР). Движение “Наш дом – Россия” (бывшая “партия власти”, возглавляемая отставленным премьером В.С. Черномырдиным) получила лишь чуть более 1 % голосов. Прошли в Думу еще 3 блока, 2 из которых (“Медведь” и “Отечество – Вся Россия”) были “партиями власти”. Блок “Медведь” был “партией” федеральной власти с определенным правоцентристским уклоном. “Отечество – Вся Россия” представляла “партию” наиболее самостоятельных региональных лидеров, при этом она занимала откровенно левоцентристские позиции.

Интересно, что блок “Отечество – Вся Россия” больше половины голосов (4 685 389) получил всего в 5 субъектах Федерации – Москве, Санкт–Петербурге, Московской области, республиках Татарстан и Башкортостан. Следует отметить также беспрецедентный разброс голосов за этот блок по регионам: от 88,0 % в Республике Ингушетия до 2,2 % в Магаданской области (см. таблицу 11). Блок лидировал в 41 одномандатном округе и в 8 субъектах Федерации, при этом в 15 субъектах Федерации он получил менее 5 %.

Еще один блок, преодолевший 5-процентный барьер, – Союз Правых Сил – стал политическим преемником блока “Выбор России”, представленного в Думе I созыва, и блока “Демократический выбор России – Объединенные демократы”, который на выборах 1995 получил 3,9 %. Максимальную поддержку (22,1 %) блок получил в Самарской области, минимальную (0,4 %) – в Республике Ингушетия. Ни в одном из субъектов Федерации блоку не удалось занять лидирующую позицию, тем не менее в 11 одномандатных округах (в Нижегородской, Пермской, Самарской областях и Санкт-Петербурге) он оказался на первом месте. В 19 субъектах Федерации Союз Правых Сил получил менее 5 % голосов избирателей.

КПРФ лидировала в 75 одномандатных округах и 32 субъектах Федерации. Максимальную поддержку партия получила в Республике Северная Осетия – Алания (42,1 %), минимальную – в Республике Ингушетия (1,8 %, единственный регион, где КПРФ не преодолела 5 %).

Блок “Медведь” лидировал в 97 одномандатных округах и в 48 субъектах Федерации. Максимальной была его поддержка в Республике Тыва (70,8 %), минимальной – в Республике Ингушетия (1,0 %, единственный регион, где блок не преодолел 5 %).

“Блок Жириновского” максимальную поддержку получил в Читинской области (12,7 %), минимальную – в Республике Дагестан (0,4 %). Ни в одном из одномандатных округов блоку не удалось занять лидирующую позицию. В 16 субъектах Федерации он получил менее 5 %.

Объединение “Яблоко” наилучшего результата достигло в Томской области (13,8 %), наихудшего – в Республике Дагестан (0,4 %). Ни в одном избирательном округе оно не было первым. В 49 субъектах Федерации объединение не преодолело 5 %.

Как и на предыдущих выборах, большая часть объединений и блоков получила менее 1 % голосов.

Против всех списков больше всего голосовали в Таймырском автономном округе (6,2 %).

У “Блока Жириновского” общефедеральная часть списка содержала максимально возможное число кандидатов, поэтому ни один из кандидатов этого блока, включенных в региональные группы, мандата не получил. Общефедеральная часть списка Объединения “Яблоко” состояла из 12 кандидатов, кроме того, 1 кандидат из общефедеральной части был избран в одномандатном округе; таким образом, в Думу прошли 5 “яблочных” кандидатов из региональных групп. У 4 других объединений и блоков, прошедших в Думу, количество региональных кандидатов, получивших мандаты, было еще больше.

На этих выборах вновь отказались от получения мандата несколько кандидатов, являвшихся “лицом” списка. У блока “Медведь” от мандата отказался министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С.К. Шойгу, возглавлявший список блока. У блока “Отечество – Вся Россия” от мандатов отказались мэр Москвы Ю.М. Лужков и губернатор Санкт-Петербурга В.А. Яковлев, занимавшие в списке 2-е и 3-е места. У КПРФ от мандата отказался губернатор Тульской области В.А. Стародубцев, стоявший в списке на 3-й позиции. Закон 1999 предусматривал за отказ от мандата кандидата из первой тройки санкцию: объединение или блок должны были в этом случае лишаться мандата. Однако в Законе присутствовала и оговорка о “вынуждающих обстоятельствах”, написанная столь нечетко, что позволила трактовать Закон в пользу партии и блоков, допустивших обман избирателей.

Результаты выборов по одномандатным избирательным округам. В результате выборов в одномандатных избирательных округах были избраны 216 депутатов. В 8 одномандатных округах выборы были признаны несостоявшимися в связи с тем, что кандидаты, занявшие первое место, получили меньше голосов избирателей, чем проголосовало против всех кандидатов. В одном избирательном округе (Чеченская Республика) выборы не проводились.

Из 216 избранных кандидатов 111 были выдвинуты избирательными объединениями и избирательными блоками, 101 – непосредственно избирателями, 4 выдвинули свою кандидатуру сами. Число избранных по одномандатным округам кандидатов от избирательных объединений и блоков представлено в таблице 12.

Процент проголосовавших за победителей в одномандатных избирательных округах колебался от 15,65 % (в Котласском округе № 60 в Архангельской области) до 91,2 % (в Агинском Бурятском округе № 215). 26 кандидатов набрали более 50 % голосов избирателей. В среднем победители получили 33 % от числа принявших участие в голосовании.

Против всех кандидатов в среднем голосовало 11,6 % избирателей. Наибольшая доля протестных голосов (26,4 %) была зафиксирована в Промышленном одномандатном избирательном округе № 152 (Самарская область), где была отменена регистрация А.М. Макашова. Уже после выборов отмена регистрации А.М. Макашова была признана незаконным, после чего областной суд отменил результаты выборов по данному округу, но это решение затем было отменено Верховным Судом РФ.

Состав Государственной Думы. Среди депутатов Государственной Думы, избранных 19.12.1999, преобладали мужчины (407, или 92,3 %). Чуть больше половины депутатов (53,5 %) была на момент избрания в возрасте до 50 лет.

Почти половина депутатов (207 человек) на момент избрания работали в представительных органах власти, в том числе 158 – в Государственной Думе предыдущего созыва. Если же учитывать и депутатов Государственной Думы, выбывших до окончания срока полномочий, то повторно избранными можно считать 165 депутатов. Из них 67 избраны по федеральному избирательному округу и 98 - по одномандатным избирательным округам (в том числе 35 депутатов, баллотировавшихся как независимые кандидаты). 76 депутатов были избраны в тех же одномандатных округах, что и в 1995; 24 депутата избраны по одномандатным округам в третий раз.

В Москве на момент выборов проживали 153 избранных депутата (34,7 %), из них 91 избранный по федеральному округу (40,4 %) и 62 - избранных по одномандатным округам (28,7 %).

Повторные и дополнительные выборы. Замещение вакантных депутатских мандатов. В восьми одномандатных избирательных округах, в которых выборы, прошедшие 19.12.1999, были признаны несостоявшимися, повторные выборы были проведены 26.3.2000, одновременно с выборами Президента РФ.

На этих выборах баллотировалось (на день голосования) 103 кандидата (в среднем 12,9 кандидата на мандат). Наибольшее число кандидатов (25) было в Северо–Западном одномандатном округе № 210 (Санкт-Петербург), наименьшее (5) – в Верх-Исетском одномандатном округе № 162 (Свердловская область).

Поскольку выборы были совмещены с выборами Президента, явка была довольно высокой – от 57,4 % (во Владивостокском одномандатном округе № 50) до 67,0 % (в Одинцовском одномандатном округе № 110, Московская область). В среднем против всех кандидатов голосовало 16,3 % избирателей – такой высокий уровень протестного голосования также связан с совмещением выборов. Наиболее высокая доля голосовавших против всех кандидатов (23,6 %) была в Верх-Исетском одномандатном округе № 162, где была наименьшая конкуренция, а наиболее низкая (11,5 %) – во Всеволожском одномандатном округе № 99 (Ленинградская область).

Во всех восьми округах победители получили больше голосов, чем проголосовало против всех кандидатов, и выборы были признаны состоявшимися. Наибольшей была поддержка победителя во Всеволожском одномандатном округе № 99 (38,1 %), а наименьшей – в Северо–Западном одномандатном округе № 210 (21,4 %).

По Владивостокскому одномандатному округу, где был избран В.И. Черепков, окружная избирательная комиссия признала результаты выборов недействительными из-за того, что уже после выборов суд признал незаконным отмену регистрации одного из кандидатов. Однако Центральная избирательная комиссия РФ отменила решение окружной комиссии, и Черепков получил депутатский мандат.

По Чеченскому одномандатному избирательному округу, где выборы 19.12.1999 не проводились из-за военных действий, повторные выборы состоялись 20.8.2000. Баллотировались 13 кандидатов. Явка составила 62,1 %. Победитель (А.А. Аслаханов) получил 30,3 %.

За время работы Государственной Думы III созыва досрочно выбыли 15 депутатов, избранных по общефедеральному избирательному округу, и 27 депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам. Из них 15 перешли на государственные должности в федеральные органы власти (6 - избранных по общефедеральному округу, и 9 - избранных по одномандатным округам), 9 были избраны руководителями исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации (3 - избранных по общефедеральному округу, и 6 - избранных по одномандатным округам), один депутат, избранный по федеральному округу, перешел на государственную службу в орган власти субъекта Федерации, два депутата избраны главами муниципальных образований (оба были избраны по одномандатным округам), 4 перешли на работу в коммерческие организации (все они были избраны по одномандатным округам), 11 умерли (5 - избранных по общефедеральному округу, и 6 - избранных по одномандатным округам).

На государственные должности в федеральные органы власти перешли 2 депутата, избранные по списку избирательного блока “Медведь” (Б.В. Грызлов, Э.Л. Ермакова), 2 депутата, избранные по списку избирательного блока “Союз Правых Сил” (Л.Н. Глебова, С.В. Кириенко), 1 депутат, избранный по списку избирательного блока “Отечество – Вся Россия” (В.А. Крюков), и один депутат, избранный по списку “Блока Жириновского” (В.М. Игнатов), а также избранные по одномандатным избирательным округам А.А. Аслаханов, Н.И. Локтионов, А.Н. Лоторев, Н.А. Овчинников, А.А. Пискунов, Н.И. Рыжков, С.В. Степашин, В.С. Черномырдин, С.О. Шохин.

Избраны руководителями исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации: один депутат, избранный по списку КПРФ (А.Н. Михайлов), один депутат, избранный по списку блока “Медведь” (В.И. Платов), и депутат, избранный по списку блока “Отечество – Вся Россия” (Б.В. Громов), а также избранные по одномандатным избирательным округам Р.А. Абрамович, Л.В. Коротков, М.И. Лапшин, В.И. Тихонов, А.Н. Ткачев, Г.М. Ходырев.

Мандаты выбывших депутатов, избранных по федеральному избирательному округу были на основании закона переданы кандидатам из тех же федеральных списков.

При выбытии до сентября 2002 депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе назначались дополнительные выборы (таких округов было 18). 9 депутатов выбыли начиная с октября 2002, и в этих случаях в соответствии с законом дополнительные выборы не назначались, поскольку избранные на этих выборах депутаты получали бы свои полномочия на срок менее одного года.

С первого раза на дополнительных выборах удалось избрать лишь 12 депутатов. В пяти одномандатных избирательных округах (Архангельском № 59, Мончегорском № 115, Центральном № 130, Чертановском № 204, Северном № 209) дополнительные выборы были признаны несостоявшимися из-за низкой (менее 25 %) активности избирателей. В Ингушском одномандатном избирательном округе № 12 дополнительные выборы, назначенные на 2.7.2000, были сорваны: накануне дня голосования Верховный Суд Республики Ингушетия отменил регистрацию фаворита выборов А.Х. Амирханова за подкуп избирателей; после этого избирательные комиссии (как окружная, так и участковые) отказались проводить выборы.

В Ингушском одномандатном округе № 12, Мончегорском одномандатном округе № 115 (Мурманская область) и Северном одномандатном округе № 209 (Санкт-Петербург) проводились повторные дополнительные выборы. В Ингушском и Мончегорском округах депутаты были избраны, а в Северном округе явка вновь не достигла необходимых 25 %. В Архангельском № 59, Центральном № 130 (Омская область) и Чертановском № 204 (Москва) одномандатных округах повторные выборы не назначались. В Центральном округе они не могли быть назначены, поскольку выборы, признанные несостоявшимися, прошли 29.9.2002, поэтому избранный на повторных выборах депутат получил бы свои полномочия на срок менее одного года. В Архангельском и Чертановском округах выборы, признанные несостоявшимися, прошли в октябре 2001; поэтому повторные выборы должны были быть назначены, однако ЦИК РФ уклонилась от принятия этого решения.

Всего на дополнительных и повторных дополнительных выборах в 20 избирательных кампаниях (в это число не включена кампания в Ингушском одномандатном избирательном округе, где голосование не проводилось) баллотировались (на день голосования) 123 кандидата (6,15 кандидатов на один мандат). Наименьшее число кандидатов (3) было в Нижневартовском округе № 221, Ханты-Мансийском округе № 122 (оба – в Ханты-Мансийском автономном округе) и в Ямало-Ненецком округе № 225. Наибольшая состязательность (12 кандидатов) зафиксирована в Северном округе № 209 на дополнительных выборах 15.10.2000.

Активность избирателей была наибольшей (48,3 %) в Ингушском округе № 12 на повторных дополнительных выборах 15.4.2001, а наименьшей (11,9 %) – в Центральном округе № 130.

Поддержка победителя была наименьшей (25,9 %) в Чукотском округе № 223, а наибольшей (73,5 %) – в Нижневартовском округе № 221. В этом же одномандатном округе наибольшим был и уровень голосования против всех кандидатов (21,0 %). Наименьшим протестное голосование было в Ингушском округе № 12 (0,8 %), а в среднем против всех кандидатов голосовало 9,9 % избирателей.

Титульный лист | Политика

Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz