Материал опубликован в книге:

Государственная Дума России. Энциклопедия: В 2-х т. Т. 2 Государственная Дума Российской Федерации (1993-2006 гг.). М.: РОССПЭН, 2006, с. 133-144

Выборы в Государственную Думу II созыва (1995). Выборы, прошедшие 17.12.1995, проводились уже не по Указу Президента РФ, а по Федеральному закону “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”, который удалось согласовать лишь перед самым началом избирательной кампании: Закон был принят в окончательном виде Государственной Думой 9.6.1995, одобрен Советом Федерации 15.6.95 и 21.6.95 подписан Президентом РФ.

Система выборов депутатов Государственной Думы, предусмотренная законом, в основных своих чертах совпадала с системой, действовавшей на выборах Думы I созыва. 225 депутатов избирались в одномандатных избирательных округах по мажоритарной избирательной системе относительного большинства и 225 депутатов избирались по пропорциональной избирательной в едином общефедеральном округе с 5-процентным заградительным барьером.

Главным отличием системы, предусмотренной Законом, от системы, применявшейся на выборах Государственной Думы I созыва, был порядок разбиения списка на региональные группы. Такое разбиение стало обязательным, а общефедеральная часть списка была ограничена 12 кандидатами. Эти нормы появились в результате компромисса с противниками пропорциональной системы в Совете Федерации и Администрации Президента и были призваны устранить преобладание москвичей среди избранных депутатов. После выборов в печати высказывалось мнение, что норма “12 апостолов” оказалась препятствием на пути формирования крупных блоков и усилила фрагментацию политического спектра.

Право выдвижения списков кандидатов было предоставлено избирательным объединениям и избирательным блокам. Избирательными объединениями признавались общероссийские общественные объединения, созданные в порядке, установленном федеральными законами, устав которых предусматривал их участие в выборах в органы государственной власти посредством выдвижения кандидатов и был зарегистрирован Министерством юстиции РФ не позднее чем за шесть месяцев до объявления дня выборов. Избирательные блоки могли образовываться избирательными объединениями на период выборов депутатов Государственной Думы.

Кандидатов в одномандатных избирательных округах могли выдвигать как избирательные объединения и избирательные блоки, так и сами избиратели.

Число подписей избирателей, необходимое для регистрации списка кандидатов, было увеличено до 200 тысяч. С учетом того, что кампания, в отличие от предыдущей, была заранее запланированной и сроки сбора подписей были существенно больше, такое увеличение не было чрезмерным и дискриминационным. При этом в число подписей, собранных списком, включались и подписи, собранные за кандидатов, выдвинутых избирательным объединением или избирательным блоком в одномандатных избирательных округах. Впоследствии эта норма была признана неконституционной Постановлением Конституционного Суда РФ № 26-П от 17.11.1998.

Для регистрации кандидата в одномандатном избирательном округе необходимое число подписей избирателей, как и на предыдущих выборах, составляло 1 % от числа зарегистрированных в округе избирателей.

Уже во время избирательной кампании Верховный Суд РФ и группа депутатов Государственной Думы подали запросы в Конституционный Суд о конституционности Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”. Речь в основном шла о конституционности выборов по пропорциональной системе и 5-процентного барьера. Конституционный Суд тогда отказался принять эти запросы к рассмотрению, так как это могло оказать влияние на ход избирательной кампании.

Избирательные округа. Выборы были назначены Указом Президента Российской Федерации от 14.7.1995. Еще до назначения выборов, 28.6.1995, ЦИК РФ определила схему одномандатных избирательных округов и 5 июля представила эту схему на утверждение Государственной Думы. Государственная Дума 14 июля приняла Федеральный закон “Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва”, но 21 июля Совет Федерации отклонил его. 12 августа на внеочередном заседании Государственная Дума преодолела вето верхней палаты, и 17 августа закон был подписан Президентом РФ.

В соответствии с данной схемой в 38 субъектах Федерации образовывалось по одному одномандатному избирательному округу, в остальных субъектах Федерации – по два и более. Наибольшее число одномандатных избирательных округов (15) было образовано в городе Москве. Границы 169 одномандатных избирательных округов не изменились по сравнению со схемой, использованной на выборах Думы I созыва, или изменились незначительно.

В связи с тем, что по закону в каждом субъекте Федерации должно было быть образовано не менее одного одномандатного избирательного округа, число избирателей в округах, образованных в небольших субъектах Федерации было значительно ниже средней нормы представительства. Так, в семи одномандатных избирательных округах число избирателей не превышало 100 тыс. Наименьшее число избирателей (около 12 тыс.) было в Эвенкийском одномандатном избирательном округе № 224. Наибольшее число избирателей (около 768 тыс.) было в Сыктывкарском одномандатном избирательном округе № 17, совпадавшим с территорией Республики Коми.

Избиратели, проживающие за пределами территории РФ или находящиеся в длительных заграничных командировках, были приписаны к 3 одномандатным избирательным округам Ленинградской области, 5 одномандатным избирательным округам Московской области и 6 одномандатным избирательным округам города Москвы.

Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов. По данным Министерства юстиции РФ, по состоянию на 17.6.1995 правом участия в выборах депутатов Государственной Думы обладали 258 общественных объединений и 15 профессиональных союзов. Списки выдвинули 40 избирательных объединений и 29 избирательных блоков (включавших 71 избирательное объединение). Документы на регистрацию представили 27 избирательных объединений и 24 избирательных блока. По результатам проверки двум избирательным объединениям и шести избирательным блокам было отказано в регистрации, т. к. они не собрали необходимого числа подписей. ЦИК РФ зарегистрировала 43 федеральных списка кандидатов (см. таблицу 5): списки 25 избирательных объединений и 18 избирательных блоков. Четырем избирательным объединениям и блокам (в т. ч. фавориту кампании – объединению “Яблоко”) ЦИК первоначально отказала в регистрации, и они были зарегистрированы на основании решения Верховного Суда.

В выборах участвовали 7 избирательных объединений, так или иначе связанных с объединениями и блоками, прошедшими в Думу первого созыва. Пять из них (Аграрная партия России, КПРФ, ЛДПР, ПРЕС, “Женщины России”) выступили в том же виде. Объединение “Яблоко” фактически являлось политическим преемником “Блока: Явлинский–Болдырев–Лукин”, несмотря на то что формально образовавшие этот блок партии в объединение не вошли, а одна из них (Республиканская партия Российской Федерации) на выборах 1995 шла в составе другого избирательного блока.

Блок “Демократический выбор России – Объединенные демократы” также можно считать политическим преемником блока “Выбор России”, хотя значительная часть политиков, выдвигавшаяся в 1993 от “Выбора России”, в этот раз баллотировалась по спискам других объединений и блоков (“Наш дом – Россия”, “Вперед, Россия!”, блок “Памфилова–Гуров–Владимир Лысенко”, “Общее дело”, Федерально-демократическое движение, “Христианско-демократический союз – Христиане России”).

Впрочем, потери понесли и другие объединения. Кандидаты, входившие в 1993 в список ПРЕС, в 1995 оказались также в списках движения “Наш дом – Россия”, “Блока Ивана Рыбкина”, “Конгресса Русских Общин” и Партии любителей пива. Два депутата от ЛДПР вошли в 1995 в список движения “Держава”. Один из депутатов от КПРФ оказался в 1995 в списке “Межнационального союза”. Один из кандидатов, входивших в 1993 в список движения “Женщины России”, в 1995 баллотировался от Федерально-демократического движения.

Тем не менее, список движения “Женщины России” оказался наиболее консервативным: все 12 кандидатов, входившие в общефедеральную часть их списка в 1995, были в списке этого движения и в 1993, причем 9 из них – среди первых 12. У объединения “Яблоко” 10 кандидатов из общефедеральной части входили в 1993  в список “Блока: Явлинский–Болдырев–Лукин”. У ЛДПР и аграриев 8 кандидатов из общефедеральной части входили в 1993  в списки этих партий. У КПРФ таких кандидатов оказалось только 4, у ПРЕС – только 3. В общефедеральной части списка блока “Демократический выбор России – Объединенные демократы” было 6 кандидатов, входивших в 1993 в список блока “Выбор России”.

Единственным объединением из прошедших в Думу I созыва, которое не приняло участие в выборах 1995, оказалась Демократическая партия России. Ее лидер Н.И. Травкин, покинувший партию, баллотировался по списку движения “Наш дом – Россия”. Два других лидера, С.С. Говорухин и С.Ю. Глазьев, вошли в первые тройки списков “Блока Станислава Говорухина” и “Конгресса Русских Общин”, некоторые другие – в списки блока “Социал-демократы”, движений “Вперед, Россия!” и “Стабильная Россия”.

Из пяти объединений и блоков, не прошедших в Думу I созыва, в выборах 1995 участвовала лишь партия “Кедр” (преемница движения “Кедр”). В общефедеральной части ее списка было всего 3 кандидата, входивших в список движения в 1993.

Кандидатов, входивших в 1993 в список Российского движения демократических реформ, можно было найти в 1995 во главе списка Партии самоуправления трудящихся, в списках блока “Демократический выбор России – Объединенные демократы”, движения “Конгресс Русских Общин”, “Блока Ивана Рыбкина”, объединения “Мое Отечество” и блока “Социал-демократы”.

Кандидаты, входившие в 1993 в список “Гражданского союза”, вошли в 1995 в первые тройки движения “Вперед, Россия!”, объединения “Мое Отечество”, “Блока Станислава Говорухина”, “Блока Ивана Рыбкина”, блоков “Профсоюзы и промышленники – Союз Труда” и “Социал-демократы”, а также в список ПРЕС.

Кандидатов, входивших в 1993 в список объединения “Достоинство и милосердие”, можно было найти в списках КПРФ, Аграрной партии России, блока “Профсоюзы и промышленники – Союз Труда” и движения “Вперед, Россия!”.

Кандидаты, входившие в 1993 в список блока “Будущее России – Новые Имена”, оказались в 1995 в списках “Блока Ивана Рыбкина” и блока “Социал-демократы”.

В одномандатных избирательных округах было выдвинуто свыше 5,7 тыс. кандидатов, из них зарегистрировано менее половины – 2 729 человек. В результате выбытия ко дню голосования осталось 2 628 кандидатов, из них 1 458 кандидатов были выдвинуты избирательными объединениями и избирательными блоками, федеральные списки которых были зарегистрированы, 114 кандидатов были выдвинуты иными избирательными объединениями и блоками, и 1 056 кандидатов были выдвинуты непосредственно избирателями (независимые кандидаты).

Результаты выборов по общефедеральному избирательному округу. В выборах приняли участие 69 614 839 избирателей, или 64,76 % от числа зарегистрированных избирателей. В голосовании приняло участие 69 204 819 избирателей, или 64,38 %. В соответствии с нормами избирательного законодательства, неизменными с 1995, число избирателей, принявших участие в выборах, определяется по числу бюллетеней, выданных избирателям, а число избирателей, принявших участие в голосовании, – по числу бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования. Первое число используется для решения вопроса о том, состоялись ли выборы, второе – для определения процента голосов, полученных кандидатами или списками. 5-процентный барьер удалось преодолеть лишь четырем спискам (все они были выдвинуты избирательными объединениями) – притом что еще шесть избирательных объединений и блоков получили от 3,8 до 4,6 %. Списки, допущенные к распределению мандатов, получили в сумме 34 947 069 голосов, что составило всего 50,50 % от числа избирателей, принявших участие в голосовании, или 32,51 % от числа зарегистрированных избирателей (см. таблицу 6).

Из четырех избирательных объединений, прошедших в Думу в 1995, три были представлены и в Думе I созыва. Из “новичков” успеха добилось лишь движение “Наш дом – Россия”, которое возглавлялось Председателем Правительства РФ В.С. Черномырдиным и список которого включал ряд депутатов Государственной Думы I созыва.

Из четырех объединений и блоков, представленных в Думе I созыва, но не попавших в нее в 1995, три получили более 3 % и лишь ПРЕС оказался среди аутсайдеров.

КПРФ лидировала в 142 округах и в 62 субъектах Федерации. Максимальную поддержку партия получила в Республике Северная Осетия – Алания (51,7 %), минимальную – в Республике Ингушетия (5,1 %). КПРФ оказалась единственной партией, получившей во всех субъектах Федерации более 5 % голосов; лишь в пяти относительно малонаселенных регионах партия набрала менее 10 % (см. таблицу 7).

ЛДПР лидировала в 28 округах и в 13 субъектах Федерации. Наибольшего успеха партия добилась в Магаданской области (22,3 %), наименьшего – в Республике Дагестан (1,0 %).

Движение “Наш дом – Россия” лидировало в 32 округах и в 9 субъектах Федерации. Максимальная поддержка движения зафиксирована в Чеченской Республике (48,0 %). В 15 субъектах Федерации движение получило менее 5 % (в основном это регионы Южной Сибири). Наименьшей была поддержка движения в Приморском крае (3,4 %).

Объединение “Яблоко” лидировало в двух субъектах Федерации – в Санкт-Петербурге (16,0 %) и Камчатской области (20,4 %). Около 30 % электората объединения оказалось сосредоточено в трех регионах – Москве, Санкт-Петербурге и Московской области.

Из избирательных объединений и блоков, не преодолевших 5-процентный барьер, 4 удалось выйти на первые места в отдельных округах или субъектах Федерации. Избирательный блок “Преображение Отечества” лидировал в четырех (из семи) избирательных округах и в целом в Свердловской области (12,1 % голосов), при этом в остальных регионах, кроме Курганской области, он набрал не более 1 % голосов. Объединение “Держава” лидировало в Курской области (30,7 % голосов). Аграрная партия России лидировала в Агинском Бурятском автономном округе и в Туймазинском одномандатном избирательном округе № 8 в Республике Башкортостан. Избирательный блок “Коммунисты – Трудовая Россия – За Советский Союз” лидировал в Ишимском одномандатном избирательном округе № 178 в Тюменской области.

Против всех списков больше всего голосовали в Корякском автономном округе (6,9 %).

Хотя четыре объединения, прошедшие в Думу II созыва, представляли лишь около 50 % избирателей, в целом они охватили большую часть политического спектра. КПРФ представляла “левое” крыло, ЛДПР – “патриотическое”, объединение “Яблоко” – “демократическое”, движение “Наш дом – Россия” занимало правоцентристские позиции. Лишь левоцентристская часть оказалась полностью лишенной представительства – притом что относящиеся к ней объединения и блоки (Партия самоуправления трудящихся, блок “Профсоюзы и промышленники России – Союз Труда”, “Блок Ивана Рыбкина”, объединение “Мое Отечество” и блок “Социал-демократы”) в сумме получили 7,5 % голосов.

На выборах 1995 впервые проявилось такое негативное явление, как отказ от получения мандата кандидатов, являвшихся “лицом” списка. У движения “Наш дом – Россия” от мандатов отказались занимавшие 1-е и 2-е места в списке Председатель Правительства РФ В.С. Черномырдин и кинорежиссер Н.С. Михалков. У КПРФ от мандата отказался занимавший в списке 3-е место председатель Законодательного собрания Кемеровской области А.М. Тулеев.

16 избирательных объединений и блоков получили менее 200 тыс. голосов, т. е. заведомо меньше числа собранных ими подписей.

В аутсайдеры выборов 1995 попали не только объединения и блоки с маловразумительными названиями типа “Дума–96” или “Поколения Рубежа” или даже с красивыми титулами, но без известных лидеров (“Межнациональный союз”, “Народный союз”, “Стабильная Россия”). Не добились успеха также объединения и блоки, возглавляемые известными политиками С.М. Шахраем (ПРЕС), Г.Х. Поповым (блок “Социал-демократы”), К.Н. Боровым (Партия экономической свободы), Э.Э. Росселем (блок “Преображение Отечества”).

Результаты выборов по одномандатным избирательным округам. В результате выборов в одномандатных избирательных округах были избраны все 225 депутатов. При этом 77 депутатских мандатов получили кандидаты, выступавшие как “независимые”, и 148 мандатов – кандидаты, выдвинутые избирательными объединениями и избирательными блоками (см. таблицу 8).

В целом по одномандатным избирательным округам были избраны представители 23 избирательных объединений и избирательных блоков. При этом 12 избирательным объединениям и блокам удалось провести в Государственную Думу только по одному кандидату – в большинстве случаев это были лидеры списка (С.Н. Федоров, С.С. Говорухин, Б.В. Громов, И.М. Хакамада, С.М. Шахрай, К.Н. Боровой, П.А. Медведев).

Процент проголосовавших за победителей в одномандатных избирательных округах колебался от 10,4 % (во Всеволожском округе № 99 в Ленинградской области) до 66,3 % (в Ингушском округе № 12) от числа действительных бюллетеней. Лишь 13 кандидатов набрали более 50 % голосов избирателей. В среднем победители получили 29,3 % от числа действительных бюллетеней.

Против всех кандидатов в среднем голосовало 9,85 % от числа действительных бюллетеней. Наибольшая доля протестных голосов (21,0 %) была подана в Ханты-Мансийском одномандатном избирательном округе № 222.

Состав Государственной Думы. Среди депутатов Государственной Думы, избранных 17.12.1995, преобладали мужчины (404, или 89,8 %). Основная часть депутатов (68,4 %) была на момент избрания в возрасте до 50 лет.

Почти половина депутатов (210 человек, или 46,4%) ранее работали в представительных органах власти, в том числе 156 – в Государственной Думе I созыва и 11 – в Совете Федерации. Из 156 депутатов, сохранивших свои места в Государственной Думе нового созыва, 62 избраны по общефедеральному избирательному округу и 94 - по одномандатным избирательным округам.

В Москве на момент выборов проживали 129 избранных депутатов (28,7 %).

Дополнительные выборы и замещение вакантных депутатских мандатов. За время работы Государственной Думы II созыва досрочно выбыли 15 депутатов, избранных по общефедеральному избирательному округу, и 36 депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам. Из них 26 перешли на государственную службу в федеральные органы власти (10 - избранных по общефедеральному округу и 16 - избранных по одномандатным округам), 10 были избраны руководителями исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации (2 - избранных по общефедеральному округу и 8 - избранных по одномандатным округам), 4 перешли на государственную службу в органы власти субъектов Федерации (все избраны по одномандатным округам), 2 перешли на работу в коммерческие организации (один избран по общефедеральному округу и один избран по одномандатному округу), 9 умерли (2 - избранных по общефедеральному округу и 7 - избранных по одномандатным округам).

На государственную службу в федеральные органы власти перешли 5 депутатов, избранные по списку ВОПД “Наш дом – Россия” (Г.И. Лунтовский, С.Г. Митин, Н.Д. Подуфалов, А.Л. Страхов и В.В. Тихомиров), 2 депутата, избранные по списку Объединения “Яблоко” (С.В. Грущак и О.Г. Дмитриева), 2 депутата, избранные по списку КПРФ (Ю.Д. Маслюков и М.С. Сурков), и 1 депутат, избранный по списку ЛДПР (С.В. Калашников), а также избранные по одномандатным избирательным округам Р.Г. Абдулатипов, Г.В. Боос, В.В. Гоман, М.М. Задорнов, Г.Н. Карелова, Г.В. Кулик, А.И. Лебедь, О.О. Миронов, Т.Г. Нестеренко, А.П. Починок, И.П. Рыбкин, М.В. Сеславинский, Б.Г. Федоров, И.М. Хакамада, Г.М. Ходырев и С.М. Шахрай.

Избраны руководителями исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации один депутат, избранный по списку КПРФ (Ю.Е. Лодкин), и один депутат, избранный по списку ЛДПР (Е.Э. Михайлов), а также избранные по одномандатным избирательным округам: А.С. Дзасохов, Б.Б. Жамсуев, С.И. Зубакин, А.И. Лебедь, В.Н. Сергеенков, П.И. Сумин, В.И. Цветков и А.Л. Черногоров.

Мандаты выбывших депутатов, избранных по федеральному избирательному округу, были на основании закона переданы кандидатам из тех же федеральных списков.

При выбытии до сентября 1998 депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе назначались дополнительные выборы. Таких округов было 28. Восемь депутатов выбыли начиная с сентября 1998, и в этих случаях в соответствии с законом дополнительные выборы не назначались, поскольку избранные на этих выборах депутаты получали бы свои полномочия на срок менее одного года.

В Ямало-Ненецком одномандатном избирательном округе № 225 дополнительные выборы, назначенные на 27.9.1998, были решением окружной избирательной комиссии отложены на 100 дней в связи с выбытием 3 из 4 зарегистрированных кандидатов. После этого ЦИК РФ приняла решение эти выборы не проводить, поскольку избранный на этих выборах депутат получил бы свои полномочия на срок менее одного года.

В остальных 27 одномандатных избирательных округах дополнительные выборы были проведены, однако в 5 из них (Хакасском № 30, Орджоникидзевском № 165, Кыштымском № 184, Советском № 186 и Люблинском № 195) выборы были признаны несостоявшимися, т. к. явка избирателей составила менее 25 %.

В Люблинском округе повторные выборы не проводились, поскольку избранный на этих выборах депутат получил бы свои полномочия на срок менее одного года. В четырех других одномандатных избирательных округах были проведены повторные дополнительные выборы, которые были признаны состоявшимися. Таким образом, в результате дополнительных и повторных дополнительных выборов были избраны 26 депутатов.

Однако на повторных дополнительных выборах, прошедших 12.4.1998 в Орджоникидзевском одномандатном избирательном округе № 165 (Свердловская область), победитель (Д.С. Голованов) получил меньше голосов избирателей, чем проголосовало против всех кандидатов. Выборы были признаны состоявшимися на основании Федерального закона от 21.6.1995 № 90-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”. Однако Верховный Суд РФ 25.2.1999 признал выборы не состоявшимися на основании Федерального закона от 19.9.1997 № 124-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. Это решение было подтверждено 1.4.1999 Кассационной коллегией Верховного Суда РФ.

Всего на дополнительных и повторных дополнительных выборах в 32 избирательных кампаниях (включая и кампанию в Ямало-Ненецком одномандатном избирательном округе) выдвигалось 458 кандидатов, из них 320 – избирателями и 138 – в порядке самовыдвижения. Избирательные объединения и избирательные блоки ни в одной из этих кампаний не воспользовались правом выдвижения кандидатов; по-видимому, это было связано с требованием закона о выдвижении кандидатов на съездах (конференциях) избирательных объединений.

Подписные листы в окружные избирательные комиссии представили 339 кандидатов, зарегистрировано было 312. В результате выбытия кандидатов в ходе кампании на день голосования в избирательных бюллетенях остался 271 кандидат (в среднем 8,7 кандидатов на мандат). Наибольшее число кандидатов на день голосования (17) было в Георгиевском одномандатном избирательном округе № 52 (Ставропольский край) и Орджоникидзевском одномандатном избирательном округе № 165 (дополнительные выборы 23.11.1997), а наименьшее (2) – в том же Орджоникидзевском одномандатном избирательном округе № 165, но на повторных дополнительных выборах 12.4.1998.

Активность избирателей в среднем составила 38,3 %. Наименьшей (21,1 %) она была на дополнительных выборах 23.11.1997 в Орджоникидзевском одномандатном избирательном округе № 165, а наибольшей (74,4 %) – в Буйнакском одномандатном избирательном округе № 10 (Республика Дагестан).

В среднем за победителя голосовали 40,3 % избирателей. Наиболее высокий уровень поддержки избирателей оказался у И.Д. Кобзона, избранного по Агинскому Бурятскому одномандатному округу № 215 (86,8 %). Наименьшую долю голосов (14,1 %) победитель получил в Магаданском одномандатном округе № 103. В этом округе против всех кандидатов проголосовало больше избирателей, чем за победителя (18,6 %), но выборы проходили до принятия Федерального закона от 19.9.1997 № 124-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, поэтому они на основании Закона были признаны состоявшимися.

В среднем против всех кандидатов голосовало 8,3 % избирателей. Наибольшим уровень протестного голосования (40,3 %) был на повторных дополнительных выборах в Орджоникидзевском одномандатном избирательном округе № 165, где баллотировались всего два кандидата. Этот результат до сих пор остается рекордным для выборов федерального уровня.

Титульный лист | Политика

Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz