12:59 , 27 октября 2011

Служить бы рад, прислуживаться тошно

автор Аркадий Любарев эксперт по выборам

 

В последнее время в адрес либералов раздаются упреки – в том что они предпочитают критиковать, ничего не делая; в том что они не захотели помочь Дмитрию Медведеву осуществить модернизацию; и т.п. Конечно, круг людей, которых в разных местах именуют либералами, довольно широк, и к некоторым из них такие претензии наверняка можно предъявить. Но думаю, что далеко не ко всем.
Для начала мне хочется вспомнить свой опыт десятилетней давности. Итак, конец 2001 – начало 2002 года. Не «лихие 90-е», в президентском кресле Владимир Путин, Дмитрий Медведев – первый зам. руководителя президентской администрации, Владислав Сурков – просто зам.
Я тогда потратил массу времени сначала на написание поправок к проекту новой версии Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…», а затем на их отстаивание в Госдуме на заседаниях рабочей группы. При этом с точки зрения статуса я был «никем». Мое официальное положение на тот момент – помощник на общественных началах депутата Мосгодумы. Без юридического образования, число публикаций на тему выборов – единицы.
Тем не менее я сидел рядом с депутатами Госдумы и секретарем ЦИК, и они прислушивались к моим словам. Общий результат моей работы: из 206 написанных мной поправок приняты полностью или частично либо учтены 93.
Сегодня я кандидат юридических наук, автор шести книг и нескольких десятков журнальных статей по вопросам выборов и избирательного права. Но в последние годы все мои попытки повлиять на избирательное законодательство остаются безуспешными.
И я в этом отношении не один. Мой товарищ Андрей Бузин, тоже кандидат юридических наук, замечательный специалист, имеющий опыт работы в избирательных комиссиях всех уровней, член Общественного научно-методического консультативного совета при ЦИК, за последние месяцы написал 9 проектов постановлений ЦИК с разъяснением спорных вопросов избирательного законодательства, из-за которых возникают конфликты на избирательных участках. Результат близок к нулевому.
Мы создали проект Избирательного кодекса РФ. Этот проект получил поддержку довольно широкого круга специалистов по выборам и избирательному праву. Мы рассылали его в органы государственной власти, приглашали сотрудников этих органов на его обсуждение. Но они продолжают делать вид, что такого проекта не существует.
Сейчас, когда Конституционный Суд признал наличие проблем в регулировании избирательных систем на муниципальных выборах, мы, основываясь на наших наработках, предложили концепцию решения этих проблем. И опять – глухо.
Я докладывал концепцию на заседании секции Общественного научно-методического консультативного совета при ЦИК, и она получила там одобрение. Но на сайте ЦИК об этом никакой информации нет. Мы договорились с Общественной палатой о проведении экспертных слушаний – кто-то в Палате настоял, чтобы их отложили на неопределенный срок. Мы провели семинар в Высшей школе экономики, он был довольно содержательным, но его проигнорировали представители всех органов госвласти (кроме Уполномоченного по правам человека).
Я знаю, мне могут возразить, что наши предложения расходятся с «линией партии». Но на самом-то деле в данной сфере никакой «линии» нет, точнее, эта «линия» представляет сплошной «зизгаг». Вспомним: в ноябре 2008 года в своем Послании Дмитрий Медведев сказал, что не считает необходимым снижать барьер прохождения в Государственную Думу, взамен он навязал довольно сложную юридическую конструкцию «приставных стульчиков», из-за которой пришлось вносить большие изменения в пять федеральных законов (эту идею сразу раскритиковали ведущие специалисты по избирательному праву). А недавно по его же инициативе принят Федеральный закон, который снижает барьер до 5% и отменяет ранее принятые «навороты». Вот такая, понимаешь, загогулина.
То же самое с избирательными системами на муниципальных выборах. То пытаются внедрить партсписки в сельских поселениях, сохраняя при этом мажоритарную систему в городах-миллионерах. То наоборот.
Может быть, все дело в том, что к представителям власти надо относится, скажем так, деликатнее. Не критиковать их неразумные предложения (во всяком случае, публично). Не писать о фальсификациях на выборах (мне передавали, что Медведев и Сурков, не говоря уже о Чурове, были обижены нашей с Бузиным книгой «Преступление без наказания»). А еще лучше – писать (хотя бы иногда) хвалебные статьи. Глядишь, как говорил Маяковский, «начальство заметит тебя и оценит».
Если бы такая тактика приводила к нужному результату (который состоит не в том, чтобы попасть в «большое правительство», а в том, чтобы добиться принятия необходимых для страны решений), о ней еще можно было бы подумать. Но я в эффективность этой тактики не верю. Ведь если не критиковать, если не выявлять острые проблемы, то как потом убедить власть, что нужно что-то менять?!

Титульный лист | Политика | Посты с "Эхо Москвы"

Яндекс.Метрика