17:34 , 24 января 2014

Выборы в Мосгордуму: мажоритарная система подталкивает к двухпартийности

автор Аркадий Любарев эксперт по выборам

В среду Мосгордума сразу в трех чтениях приняла закон о проведении выборов городского парламента по полностью мажоритарной системе относительного большинства.

Теперь уже больше нет смысла обсуждать, демократична или нет такая система (я об этом писал в прошлых блогах, например, в этом). Имеет смысл говорить о последствиях.

Политологи знают закон Дюверже и любят на него ссылаться. Он гласит, что мажоритарная система относительного большинства, как правило, со временем приводит к установлению двухпартийной системы. Но Россия уже успела продемонстрировать, что из этого правила возможны исключения. Так, во второй половине 1990-х годов и в начале 2000-х в большинстве российских регионов была именно мажоритарная система относительного большинства, но вместо двухпартийности стало получаться нечто, что можно было назвать, скорее, беспартийной системой (которая напоминает однопартийную). Большую часть мест в региональных парламентах занимали «крепкие хозяйственники» и руководители прочих организаций и учреждений, не связанные ни с какими партиями, но зависимые от исполнительной власти.  Были и случаи (например, в Москве), когда депутаты формально принадлежали к разным партиям, но были более лояльны исполнительной власти, чем своей партии – они именно по этому признаку и отбирались.

Что получится в Москве на этот раз при «новой» (то есть хорошо забытой старой) системе? Это будет зависеть от поведения основных игроков. Может опять получиться однопартийная система. Если все партии попытаются бороться в одиночку, растащив оппозиционный электорат на 5–10 частей, и кандидаты от «партии власти» победят повсеместно, даже имея 25–30% (в 1997 году один кандидат из «списка Лужкова» прошел с 19,5%).

И в данном контексте абсолютно неважно, будут кандидаты от «партии власти» выдвигаться «Единой Россией» или как самовыдвиженцы, или небольшая их часть выдвинется от иных, но лояльных мэрии партий – на однопартийную суть избранной в такой ситуации Думы эти нюансы не влияют.

Двухпартийность может получиться, если все истинно оппозиционные партии выступят согласованно. Тогда с одной стороны будут «партия мэрии» (то есть «Единая Россия», ее «скрытые» кандидаты, а также партии-сателлиты), а с другой стороны – оппозиция (я не говорю «объединенная», но действующая согласованно, скоординировано).

Есть ли база для такой согласованности? Анализ показывает, что большая часть требований у оппозиционных партий общая – самоуправление, прозрачность бюджета, контроль за чиновниками, защита экологии и исторического наследия и т.п.

Самый главный вопрос: смогут ли избиратели одной из оппозиционных партий проголосовать за кандидатов другой? У меня есть данные, которые позволяют ответить на этот вопрос положительно.

На выборах в Мосгордуму 2009 года между партиями «Справедливая Россия» и «Яблоко» возникла серьезная конфронтация. Не буду сейчас обсуждать, кто был в ней больше виноват, дело не в этом. Важно, что «эсеры» выдвинули своих кандидатов в 14 округах из 17, а у «Яблока» кандидатов в округах не было. И оказалось, что избиратели, голосовавшие по единому округу за список «Яблока», в одномандатных округах в основной своей массе поддерживали кандидатов от «Справедливой России».

Иными словами, избиратели оказались умнее политиков. Конечно, с партиями, более удаленными друг от друга в политическом спектре, будет сложнее, но я не вижу непреодолимых препятствий.

Титульный лист | Политика | Посты с "Эхо Москвы"

Яндекс.Метрика