11:58 , 06 января 2014

Вопросник для кандидатов в Координационный совет

автор Аркадий Любарев эксперт по выборам

Подготовка к выборам в КС-2 идет, хотя и медленнее, чем хотелось бы. Сейчас дорабатывается Положение о выборах, начинается формирование Центрального выборного комитета.

А пока я хотел бы обсудить некоторые аспекты будущей информационной кампании. На выборах КС-1 кандидатам и избирателям был предложен «Политический компас» из 25 вопросов. Я уже писал, что меня этот «компас» не удовлетворяет ни по форме, ни по содержанию.

По форме ­– поскольку вопросы и ответы были сформулированы как в соцопросах: вопрос содержал утверждение, а отвечать надо было «полностью согласен», «скорее согласен», «скорее не согласен», «полностью не согласен». Я бы предпочел, чтобы вопросы и ответы давали возможность высказать содержательно альтернативные мнения. Например, первый вопрос «компаса»: «Наиболее подходящий для России политический строй – парламентская республика». Ведь те, кто с этим утверждением не согласен (а таких, вероятно, немало) могут быть сторонниками как президентской республики а-ля США, так и полупрезидентской, причем полупрезидентские могут сильно различаться в существенных деталях. Впрочем, и в понятие «парламентская республика» разные политики вкладывают различный смысл.

Но главное – содержание. В «компасе» большинство вопросов касались тем, которые в компетенцию КС не входят. Поэтому, ориентируясь по «компасу», трудно было выбирать тех, кто был бы действительно полезен для координаций протестных действий.

Я подготовил другой вопросник. В него включены 13 вопросов, касающихся непосредственной тактики протестных действий. И еще 8 вопросов более дальнего плана – о тактике в переходный период – поскольку желательно, чтобы в момент Х (момент, когда переходный период начнется) по этим вопросам уже был достигнут консенсус.

Какие вопросы я считаю ненужным включать? Во-первых, вопросы, уже решенные в Программном заявлении КС. Например, я считаю уже решенным, что необходимы как уличные акции, так и участие в выборах. Во-вторых, вопросы, которые предстоит решать не КС, а вновь избранному легитимному парламенту или Конституционному (учредительному) собранию (если таковое потребуется). Например, тот самый вопрос о парламентской республике и еще почти два десятка вопросов, включенных в «Политический компас». В-третьих, есть вопросы хоть и важные, но очень скользкие, где от деталей зависит сущность; их пока лучше обсуждать в узком кругу. Например, вопрос о люстрациях.

Таким образом, пока получился 21 вопрос. Но этот перечень не закрыт.

Часть 1 (тактика протестных действий)

  1. Следует ли проводить уличные акции с определенной периодичностью или только как реакцию на внешние раздражители?
  2. При организации уличных акций следует отдавать предпочтение митингам или шествиям?
  3. При выборе места (маршрута) уличной акции и его согласовании с властями нужно руководствоваться целью максимальной массовости акции или престижности (символичности) места?
  4. Следует ли стремиться к синхронному проведению акций по всей стране, или лучше предоставлять выбор времени проведения акций местным активистам?
  5. Следует ли Координационному совету самостоятельно с нуля разработать проекты избирательной, судебной и других реформ, или оно должен опираться на наработки экспертов, связанных с гражданским движением?
  6. Следует ли оппозиционным активистам участвовать в большом числе выборов, или лучше сосредоточить силы на наиболее важных и перспективных выборах?
  7. Участие в каких выборах перспективнее с точки зрения достижения целей оппозиции: должностных лиц (губернаторов, мэров) или депутатов представительных органов?
  8. Участие в каких выборах перспективнее с точки зрения достижения целей оппозиции: региональных или муниципальных в крупных городах?
  9. Допустима ли поддержка со стороны КС кандидатов от партий, не представленных в КС, или КС может поддерживать только кандидатов, связанных с ним?
  10. Должен ли КС действовать преимущественно собственными силами, или следует вовлекать в его работу максимально широкие круги общественности?
  11. Должен ли КС по любому значимому вопросу запрашивать мнение общественности путем электронного голосования, или это следует делать только в особых случаях?
  12. Должны ли результаты голосования общественности иметь для КС обязательную силу всегда или только в случае, когда в голосовании приняло участие значительное число граждан?
  13. Должен ли КС содействовать формированию аналогичных органов на местах, или в этом нет необходимости?

Часть 2 (дорожная карта переходного периода)

  1. Следует ли начинать трансформацию путинского режима (переходный период) с изменения Конституции, или изменение Конституции должно стать завершающим этапом трансформации?
  2. Следует ли: а) полностью заменить Конституцию 1993 года; б) внести значительные изменения в главы 3 – 8; в) внести точечные изменения в главы 3 – 8 (не обязательно во все эти главы); г) не менять Конституцию?
  3. Какие выборы должны быть проведены в начале переходного периода в самый кратчайший срок: а) выборы Президента РФ; б) выборы Государственной Думы; в) выборы Президента РФ и Государственной Думы; г) выборы Президента РФ, Государственной Думы и Совета Федерации; д) выборы Президента РФ, Государственной Думы, Совета Федерации и региональных органов власти; е) никакие?
  4. По какому избирательному законодательству следует проводить выборы в начале переходного периода: а) по законодательству, действующему на момент начала этого периода; б) по законодательству, действующему на момент начала этого периода, с внесенными в него точечными изменениями; в) по полностью переработанному законодательству?
  5. Какие избирательные комиссии должны проводить выборы в начале переходного периода: а) избирательные комиссии, действующие на момент начала этого периода; б) избирательные комиссии, действующие на момент начала этого периода, в которых замены отдельные дискредитировавшие себя члены; в) полностью замененные избирательные комиссии?
  6. Следует ли в начале переходного периода реформировать судебную систему, или эту реформу надо отложить до формирования легитимных органов законодательной и исполнительной власти?
  7. Следует ли в начале переходного периода реформировать правоохранительные органы, или эту реформу надо отложить до формирования легитимных органов законодательной и исполнительной власти?
  8. Следует ли в переходный период проводить преобразования в экономике и социальной сфере, или эти преобразования должны быть отложены до формирования легитимных органов власти?

Титульный лист | Политика | Посты с "Эхо Москвы"

Яндекс.Метрика