А.Е. Любарев, А.Ю. Бузин, А.В. Кынев

МЕРТВЫЕ ДУШИ

Методы фальсификации итогов голосования и борьба с ними

М., 2007 – 192 с.

9. Заключение

Подводя итоги, можно сделать три вывода. Во-первых, к сожалению, фальсификации на российских выборах достаточно распространены. Во-вторых, уровень фальсификаций в большинстве случаев все же невелик. В-третьих, с фальсификациями можно и нужно бороться.

Говоря о фальсификациях, трудно удержаться от цитирования затасканной уже фразы, которую приписывают И.В. Сталину: «не важно как голосуют, важно, кто считает голоса». Однако, по нашему мнению, эта фраза больше вводит в заблуждение, чем отражает истину. Она может относиться лишь к тем особым случаям, когда происходит тотальная фальсификация и официальные результаты выборов вообще не имеют отношения к волеизъявлению избирателей. Но и в этих случаях, применительно к российским условиям, вторую часть фразы следовало бы модифицировать: «важно, кто составляет протокол».

В большинстве же случаев фальсификации не отменяют полностью волеизъявление избирателей, а лишь «корректируют» его. И поэтому безусловно важно, как голосуют. Другое дело, что с учетом возможных фальсификаций победа оппозиционных кандидатов и партий должна быть «с запасом». Например, при 7%-ном заградительном барьере партия, получившая 7,1%, рискует стать жертвой фальсификации, а вот партию, получившую 9%, уже трудно «отбросить за барьер».

Не стоит забывать, что фальсификации, о которых мы пишем в своей книге, – лишь часть проблемы, связанной с искажением волеизъявления избирателей, с выборами, как одним из демократических институтов. Более того, на сегодняшний день в России, это, возможно, даже не главная проблема. Мы умышленно сузили понятие фальсификаций, оставив за рамками этой книги технологии манипулирования общественным мнением, законодательством, партийной и политической структурой общества в целом.

Борьба с прямыми фальсификациями в некотором смысле легче, чем с применением манипулятивных избирательных технологий на других стадиях избирательного процесса. Тому есть несколько причин.

Во-первых, прямые фальсификации поддаются более строгой фиксации, они лучше документируются. Во-вторых, они являются прямыми нарушениями закона, за которые установлена уголовная ответственность (см. Приложение 2). В-третьих, процедуры, связанные с голосованием и подсчетом, прописаны в законе более четко, чем другие избирательные процедуры. В-четвертых, организация грамотного наблюдения за голосованием и подсчетом голосов существенно снижает риски прямых фальсификаций. И, наконец, прямые фальсификации не производятся в комиссиях высшего уровня (т.е. выше, чем в комиссиях, непосредственно вышестоящих по отношению к участковым).

Практически все способы фальсификации имеют определенные пределы. Слишком массовое число участников фальсификации и слишком большие размеры фальсификаций резко усиливают риски, связанные с их обнаружением. Поэтому важнейшим фактором, снижающим роль фальсификаций, является высокая активность избирателей. Во-первых, чем больше явка, тем меньше возможности для методов, завышающих показатель активности (вброс, голосование подставных лиц и т.п.). Во-вторых, с повышением явки для всех методов доля сфальсифицированных голосов в общей массе снижается, тем самым снижается и их влияние. Если же активность избирателей оказывается на уровне 10% (как на муниципальных выборах в Москве и Санкт-Петербурге), то возможности для фальсификаций оказываются почти безграничными.

Отметим еще один момент. Члены избирательных комиссий (а также милиционеры, сотрудники аппарата исполнительной власти и т.п.) – тоже избиратели. И если к выборам в обществе возникает повышенный интерес (как это было, например, в 1989 г. в Москве), то он охватывает и этих людей, и в этом случае их гораздо труднее заставить участвовать в фальсификациях, чем тогда, когда они к результатам выборов равнодушны.

Важнейшую роль с точки зрения предотвращения фальсификаций имеет обеспечение реального присутствия в избирательных комиссиях (участковых и непосредственно вышестоящих) представителей оппонирующих друг другу политических партий и кандидатов, осуществляющих таким образом взаимный контроль. Политические партии должны серьезно относиться к участию в работе избирательных комиссий и обязательно направлять туда своих представителей – не обязательно членов партии, можно сторонников или просто честных людей, которым они доверяют. Общественные объединения, ставящие своей задачей борьбу за честные выборы, и политические партии должны преодолеть взаимное недоверие и наладить конструктивное сотрудничество, в том числе и через делегирование партиями представителей таких объединений в избирательные комиссии.

Трудно переоценить роль в предотвращении и фиксировании фальсификаций эффективно организованного контроля за проведением голосования. Организация такого контроля требует серьезных затрат времени и средств. Необходимо заранее обучить наблюдателей и членов комиссий с правом совещательного голоса, подготовить необходимые пособия[1], бланки заявлений и т.п., обсудить в территориальной комиссии схему приема протоколов и другие аспекты, связанные с наблюдением в день голосования, сформировать и технически оснастить мобильные группы.

Желательно систематическое участие одних и тех же лиц в работе по контролю на выборах: постепенно они приобретают опыт, который не заменит даже самое качественное обучение.

Эффективная организация контроля предусматривает оперативное взаимодействие всех его участников: наблюдателей, мобильных бригад, членов вышестоящих комиссий, работников штаба. Крайне желательна координация действий представителей разных партий и кандидатов. Эффективному контролю серьезно способствует активное участие в освещении хода голосования и подсчета голосов представителей СМИ, особенно если целенаправленно направлять представителей СМИ на наиболее сложные и проблемные участки.

Наблюдатели должны быть подготовлены психологически, они должны уметь добиваться цели и отстаивать свои позиции, не провоцируя при этом излишние конфликты. Важно позаботиться и об условиях работы наблюдателей, вплоть до обеспечения их питанием, необходимыми принадлежностями, транспортом.

Важно также понимать, что нарушения избирательных процедур могут сознательно провоцироваться для отмены или пересмотра результатов выборов. Поэтому важно добиваться скрупулезного соблюдения требований закона: оно в интересах всех, кроме тех, кто организует нарушения.

В целом, перефразируя известную поговорку, можно сказать: общество имеет тот уровень фальсификаций, который заслуживает.

 

[1] Образец такого пособия – рекомендации по наблюдению в участковой комиссии в день голосования и при подсчете голосов – содержит Приложение 1.

Титульный лист | Политика | Оглавление

Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz